Суббота – праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шабату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шабата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.
Законы субботы распространяются на распорядок дня и встречи Шабата.
Встреча Шабата
Встреча Шабата – традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты – стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала, кошерное вино либо виноградный сок (плод виноградной лозы).
Зажигание свечей
Шабат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вецива́ну леадли́к нэр шэль шаба́т» – «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».
С момента принятия Шабата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий работ (мелахот), включая зажигание и гашение огня.
Молитвы
После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».
Освящение дня
Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (кидуш). Глава семьи произносит благословение: «Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м борэ́ пери́ агафэ́н» – «Благославен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы», после чего хотя бы один участник субботней трапезы должен отпить из бокала глоток вина в объеме «мло лугмав» (объем жидкости, которая помещается за одну щеку) — около 50 мл
Омовение рук
После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом: – «Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вецива́ну аль нэ́тилат йада́им» – «Благословен ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».
Трапеза
На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Б–г разрешил собирать евреям накануне Субботы.
Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит: «Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амо́ци лэхэ́м мин аарэ́ц» – «Благословен ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».
Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.
Завершение Шабата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва — авдала.
По еврейской традиции, шабат – это не только «вечный союз» между Вс-шним и Его народом, но и явление общечеловеческое: суббота служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Машиах не замедлит прийти».