1. Законы, которые Создатель дал нам в своей Торе, – даны для нашего блага. Тот, кто не соблюдает заповеди, портит свою душу, а также то, что относится к ней в духовных мирах. Даже когда человек согрешил, Вс-шний не хочет его наказывать: наказания Торы – это болезненные операции Великого Доктора, который хочет лишь помочь пациенту. По этой причине Вс-шний приготовил для нас лучшее из лекарств – «тшува» – раскаяние, дословно – возвращение назад к духовному корню. Ворота раскаяния всегда открыты, Вс-шний говорит нам: «Дети, откройте ваши сердца хоть немножко, и я открою вам целые ворота в небе». До дня смерти Вс-шний все ждет нашего возвращения назад. Даже самый грешный человек может многое исправить, пока он ещё жив.
2. Главные элементы раскаяния – это решение не повторять грех, и «видуй» – чистосердечное признание перед Вс-шним. Часто человеку, привыкшему к каким-то запрещенным наслаждениям, очень трудно сломать себя. Приходится делать особые ограждения вокруг запрета, чтобы не попасть снова в ситуацию, когда искушение слишком велико. Также многие раскаивающиеся принимают на себя добровольные страдания, например, посты, или дополнительные мицвы, например, давать больше обычного бедным, помогать больше людям, навещать больных, изучать больше Тору и поддерживать других, кто её изучает, и так далее. Тем не менее, нужно помнить, что посты и цдака – это не главные элементы раскаяния, и помогают они только вместе с решением не повторять грех. Тот же, кто постоянно грешит и надеется после каждого греха искупить ущерб с помощью постов, – очень далек от истины. Наши мудрецы сравнивают его с человеком, который окунается в микве, держа при этом дохлую ящерицу. Сколько бы он ни окунался, он остается ритуально нечистым, но как только он отбросит пресмыкающееся, окунания один раз будет достаточно.
3. Если кто-то виноват перед другими людьми, прощение Вс-шнего достигается только после того, как они его простили. Даже в случаях, когда денежный ущерб другим был возмещен, все равно нужно также попросить у них прощения. Они же, с другой стороны, не должны быть злопамятными: Вс-шний прощает тех, кто легко прощает других. Бывает, что человеку неудобно просить прощения, так как он боится, что, напоминая о своём грехе, он ещё больше расстроит ближнего. Например, тому, кто говорил плохо о другом и сейчас раскаивается в содеянном, очень трудно исправить свой грех. Ведь для этого ему пришлось бы сначала рассказать тому, о ком он рассказывал, что он наделал. Поэтому, пишет Хофец Хаим, так велик грех дурного языка и так трудно сделать тшуву. В таких случаях нужно посовещаться с раввином своей общины.
4. В нашем законе существуют два типа постов. В длинные посты по 24 часа запрещено не только есть и пить, но также мыться, носить кожаную обувь, втирать мази и кремы в кожу и иметь отношения с супругой. В короткие же посты нельзя только есть, пить и мыть рот от рассвета и до наступления ночи. Зимой, когда дни короткие, такой пост длится порядка одиннадцати часов. И длинные и короткие посты можно принять на себя добровольно, во время молитвы минха предыдущего дня. Мы постимся два обязательных длинных поста и несколько коротких в течение года. Длинные посты – это Йом Кипур и Девятое Ава. Короткие посты включают три поста в память о разрушении Иерусалимского Храма, пост перед праздником Пурим и пост первенцев в день перед Песахом. Надо заметить, что пост первенцев – самый мягкий из всех, поэтому у многих обычай устраивать в этот день «съюдат мицва» – праздничную трапезу по поводу мицвы, например, когда кто-то закончил изучать трактат Талмуда. Собравшиеся первенцы принимают участие в этой трапезе и тогда им разрешено есть и позже, в течение дня. Что касается поста перед Пуримом, он тоже мягче остальных, поэтому многие слабые люди не постятся.
5. Оставшиеся три поста: «пост Гедалии» – в день после Рош а-Шана, третьего Тишрея, пост десятого числа месяца Тевет, через неделю после Хануки, и пост семнадцатого числа месяца Тамуз. Десятого Тевета армии царя Вавилона окружили Иерусалим. Это послужило началом войны, которая привела впоследствии к разрушению Храма и почти полному изгнанию нашего народа. Семнадцатого Тамуза с нашим народом произошло множество несчастий, в том числе Моше разбил скрижали, когда спустился с горы Синай и увидел поклонение золотому тельцу. В этот день также вавилонской армии удалось проломить стену Святого города. Третьего Тишре был убит Гедалия – праведный лидер евреев, оставшихся на Святой Земле после разрушения Храма. После его убийства остальные евреи бежали в Египет, и Святая Земля пустовала в течение 52 лет.
6. Все здоровые евреи обязаны поститься в эти три поста, но беременные или кормящие женщины, а также очень слабые люди должны спросить у раввина. Тем не менее, во многих общинах женщины вообще не постятся никогда, кроме Йом Кипура и Девятого Ава. В любом случае, им не следует есть для удовольствия, а только то, что требуется для здоровья. Самое главное – это раскаяться во время поста, как говорит Тора по отношению к посту жителей города Нинве: «И увидел Вс-шний их раскаяние», но не говорится, что Вс-шний посмотрел на их пост и мешковину.
7. В будущем Вс-шний сделает эти посты праздничными днями.