Опасно больной
1. Написано в нашей Торе: «Соблюдайте же установления мои и законы мои, исполняя которые человек живет ими». Из этого стиха толковали мудрецы: «Законы, исполняя которые человек живет, а не умирает», то есть «Законы Торы [реализуют] не месть в мире, а милость и милосердие, и мир в мире». Отсюда мы понимаем, что Б-г не желает, чтобы человек жертвовал своей жизнью ради соблюдения заповедей.
2. Запрещено человеку принимать на себя устрожение и соблюдать Шабат в ситуации смертельной опасности (а если больной хочет принять на себя устрожение — следует его убедить в том, что это глупое устрожение, и если он не соглашается, то следует даже заставить силой, если закон государства это позволяет). И также нельзя искать не еврея (или ребенка) чтобы он нарушил Шабат для больного, а должен другой еврей поспешить и сделать нарушения сам, поскольку, может быть, пока будут искать не еврея (или ребенка) состояние больного ухудшится.
3. В ситуации возможной опасности также разрешается нарушать Шабат. Например, если, не дай Б-г, обвалился дом и существует вероятность, что под обвалом есть человек, или если там точно есть человек, но нет уверенности в том, что есть шанс его спасти (и также в ситуации, когда есть опасность, но, возможно, действия по спасению уже предпринимаются другим человеком) — в любом случае нужно пытаться спасти человека даже посредством нарушения Шабата. И даже если в итоге окажется, что нарушение не привело к спасению — действия, направленные на спасение расцениваются как заповедь, а не как нарушение
4. Также разрешено любое действие, которое, возможно (а не точно), требуется для спасения больного. Поэтому, в случае если нет врача — разрешено делать все, о чем известно, что это иногда помогает от этой болезни (а если есть там тот, кто немного понимает в лечении — следует посоветоваться с ним. Но следует советоваться именно с тем, кто знаком со святостью Шабата, а не с тем, кто не знаком и, возможно, будет пренебрегать этой святостью без нужды).
Нельзя задерживаться, чтобы советоваться с раввином или с врачом-специалистом о том, считается ли положение больного опасным, кроме случая, когда близкая опасность не представляется вероятной — тогда можно советоваться.
5. Если есть врач, который оценивает состояние больного как опасное или возможно опасное, и говорит, что некое лекарство или определенная терапия требуются для его лечения — тогда, несмотря на то, что другой врач не согласен с первым, и утверждает, что нет опасности — следует прислушаться к первому врачу и выполнять то, что он говорит, так как угроза вероятна.
Даже в случае, когда ясно, что невозможно спасти человеку жизнь, а можно лишь продлить ему ее на некоторое время, и даже если это лишь вероятность — нарушают Шабат ради этого продления жизни.
6. С другой стороны, даже если на данный момент состояние больного не является опасным, но его положение таково, что если им не будут заниматься, то, возможно, его состояние ухудшится и станет опасным — тогда разрешено, и даже заповедано заниматься его лечением, чтобы не дать ему войти в опасное состояние.
7. Все-таки разрешается выполнять только такие работы, запрещенные Торой, от которых, возможно, зависит выздоровление, или они укрепят его тело и иммунную систему, чтобы он смог противостоять опасности. Но другие вещи (запрещенные Торой), если нет никакой опасности в откладывании их на после Шабата. Если врачи говорят, что нужно лечить или оперировать, но не принципиально делать это срочно — следует подождать и осуществить это после Шабата.
Практические выводы из вышесказанного:
1. Если у больного действительно высокая температура, или она не столь высока, но сопровождается ознобом, то состояние больного считается «возможно опасным» и разрешается нарушать Шабат, чтобы его лечить. Однако, в отношении того, у кого уже был диагностирован грипп, даже очень высокая температура не является признаком возможной опасности, и если нам точно известно, что он болен гриппом, то мы должны считать его неопасным больным. Измерение температуры электронным термометром запрещено Торой и разрешается только в ситуации опасности (ртутный термометр запрещен только мудрецами, так как в Шабат нельзя производить измерения). Разрешается измерить температуру, только если это нужно для заповеди или для здоровья. Сбивать термометр также разрешается, если нужно пользоваться им.
2. Обезвоживание, обморок, крайне сильные боли в животе, укус змеи, собаки или скорпиона, глотание химического вещества — все это и подобное этому следует рассматривать как возможную опасность и спасать даже посредством нарушения Шабата евреем, пока нам не станет известно, что в данном случае нет опасности для жизни.
3. Перелом руки или ноги, если он открытый или есть сдвиг частей кости, считается опасностью. Возможный перелом в черепе тоже считается опасностью. В этих ситуациях нужно сфотографировать и зафиксировать перелом даже при помощи еврея (но если перелом неопасный — нельзя делать снимок и фиксировать даже с помощью нееврея). Просить нееврея помочь-можно лишь в том случае, когда есть опасность для органа, в котором произошел перелом, или если это причиняет больному боль во всем теле, или в случае «неопасно больного»
6. Если маленький ребенок находится один в комнате, и дверь в комнату захлопнулась, а открыть ее можно только нарушив Шабат, наши мудрецы постановили, что такая ситуация считается опасной для ребенка (так как иногда он может подвергнуть себя опасности, несмотря на то, что родители его успокаивают с другой стороны двери), и при отсутствии не еврея разрешено также и еврею делать работу и открывать дверь.
7. Роженица считается находящейся в «опасном положении», и разрешается для ее нужд нарушать Шабат. Но, поскольку обычно роды проходят без осложнений, то нет большой опасности для нее, и поэтому ясно, что везде, где можно сделать необходимое нарушение посредством нееврея, или, по крайней мере, измененным способом — нужно делать именно так. И когда приблизится предполагаемая дата родов — желательно, по возможности, максимально подготовить до Шабата все, что требуется для родов, чтобы не понадобилось нарушать Шабат. Начиная с первого этапа родов, и потом, после момента, когда роженица не может идти сама, без помощи — для такой женщины разрешено еврею нарушать Шабат вплоть до истечения трех дней после родов. (А возможно, что до истечения семи дней после родов — если так скажет врач, или если она чувствует, что в опасности, разрешено нарушать Шабат для нее). Но после этого, если нет информации о каком-нибудь определенном осложнении или болезни, женщина не считается опасно больной, и все ее нужды разрешено делать только посредством не еврея, в соответствии с законом о не опасном больном.