Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Законы и традиции Йом Кипур – Судного дня
Мир еврейскими глазами

Законы и традиции Йом Кипур – Судного дня

Адель Кернес
13 сентября 2018, 11:00
Время прочтения Время прочтения: 11 мин.

В Израиле каждый год есть один особый день, когда страна не просто замирает, а погружается в состояние некоего трепета и ожидания чего-то важного и величественного. В этот день не совершают рейсов самолеты и не отправляются в путь морские суда. По всей стране не функционирует ни одна организация или предприятие, закрыты все магазины и общепиты, не вещают местные радиостанции и телеканалы. Этот день – Йом Кипур, который часто называют Судным днем. Начиная с Рош а-Шана (еврейский новый год) и до Йом Кипура каждый подвергается глубокому внутреннему самоанализу с целью очищения и исправления. Считается, что начало Суда приходиться на Рош а-Шана, но заключительный приговор, скрепленный печатью, объявляется в Йом Кипур. 

Пост Йом Кипура является последним из так называемых «десяти дней раскаяния», которые отводятся Всевышним для выявления нарушений и согрешений среди всех совершенных дел в прошлом году. Причем человеку следует приложить значительно больше усилий для раскаяния в поступках сомнительного характера, потому как такие проступки, как правило, себе самому прощаются.

Семь дней между Рош а-шана и Йом Кипуром принято ассоциировать с семи днями каждой из недель прошедшего года. Это означает, что в каждый из этих дней необходимо покаяться в согрешениях, происходивших в аналогичный день недели в течение года. Однако существует грех, который Йом Кипур не искупает – это проступок в отношении другого человека. Такой грех можно исправить, только получив прощение от самого обиженного. В связи с этим в канун Йом Кипура необходимо получить прощение от тех, кого человек обидел в прошлом году. Более того, это касается даже словесной обиды.

Согласно Торе, Йом Кипур является субботой суббот, а евреи должны предстать в Судный день перед Всевышним, отбросив все земные заботы и посвятив себя покаянию и очищению от согрешений.

Йом Кипур в синагоге. Открытка нач. ХХ века

В Йом Кипур принято вспоминать о событиях, произошедших более трех десятков веков назад, когда еврейский народ находился в Синайской пустыне. Несмотря на все чудеса, творимые Б-гом для евреев, они все же оступились и создали себе золотое изваяние в виде тельца, чтобы служить ему. Этот проступок вызвал сильный гнев со стороны Всевышнего, после которого Он даже захотел уничтожить весь еврейский народ и создать новый, но уже от Моисея. Однако, как мы помним, Моисей взмолился с просьбой не делать этого, и Всевышний смилостивился над евреями. Затем Моисей получил от Б-га новые Скрижали Завета, которые содержали Десять Заповедей. С того времени этот день считается днем прощения, что правомерно считать днем возникновения праздника Йом Кипур.

Процедура очищения во времена существования Храма проводилась первосвященником, который подготавливал жертву, приносимую во искупление грехов всего еврейского народа. Отметим, что до сегодняшнего дня этот обычай сохранился в ритуале Капарот, когда мужчины приносят в жертву петуха, а женщины – курицу. Его принято совершать накануне Судного дня. В наше время синагога взяла на себя некоторые «функции» Храма для проведения обрядовых действий, связанных с Йом Кипуром, а жертвоприношения заменились молитвами.

Капарот. Открытка нач. ХХ века

Первосвященнику полагалось за неделю до Судного дня в сопровождении не только коенов и левитов, но и всей иерусалимской знати, уйти из своего дома, чтобы уединиться в специально отведенном для этого месте в Харме и там готовиться к непростой службе. В течение всего богослужения на Йом Кипур, которое первосвященник проводил единолично, он должен был пять раз сменить свои одежды. Обычные жертвоприношения он совершал в золотых одеждах, а особые, когда необходимо было произносить истинное имя Б-га, перед тем проводя ритуальное омовение рук – в белых одеждах.

Первосвященник у Ковчега Завета. Открытка нач. ХХ века

Йом Кипур является единственным днем в году, когда первосвященник мог войти в Святая святых. Там он и молился за благоденствие народа. Выходя оттуда, первосвященник должен был громко прочесть цитаты из Торы, где упоминается ритуал Йом Кипура. Потом снова не один, а вместе с другими прихожанами, он возвращался домой, где устраивалось празднование «удачного выхода из святилища», так как нахождение там было опасным для жизни.

Как указывается в Талмуде, в Йом Кипур существует пять запретов. В этот день запрещено:

  • есть и пить
  • купаться и умываться
  • умащать себя (пользоваться кремами и маслами)
  • носить кожаную обувь
  • супружеская близость.

Только лишь реальная опасность для человеческой жизни может отменить эти запреты (однако решение по этому вопросу может принять только знаток Торы).

Согласно Мидрашу и ряду раввинистических авторитетов, сам по себе Йом Кипур уже способен искупить грехи человека. Евреи видят в очищении и искуплении грехов именно раскаяние. «Эффективность» Йом Кипура заключается в искреннем покаянии в грехах. Хотя, как упоминалось выше, это «работает» только с грехами против Б-га, а в случае, когда обида нанесена ближнему – одного раскаяния недостаточно, а оно требует возмещение убытков пострадавшему и получение от него прощения.

Безусловно, самым трудным испытанием в Йом Кипур является соблюдение поста. В течение судного дня человек должен ничего не делать, кроме как размышлять и молиться. Всевышний задумал этот день только лишь с одной целью – чтобы человек мог исправиться. В данном случае необходимо ограничить тело, которое хоть и подчиняется душе, все же влияет на нее, и в не лучшую сторону. Пост Йом Кипура длится от захода солнца до появления звезд на небе следующего дня, что равно около 25 часам. Отказываясь от еды и питья, душа получает возможность возвыситься над склонностью тела ко злу, а значит, человек сможет очиститься и исправиться.

Обычаи Йом Кипура

Помимо заповедей самого Судного дня, существует ряд традиций, касающихся кануна Йом Кипура. Так, в хасидских общинах в день, предшествующий Йом Кипуру, после утренней молитвы принято просить и получать с рук габая синагоги кусочек медового пирога (леках). Таким образом, если человеку суждено просить подаяние в этом году, этот приговор приводится в исполнение уже данным прошением.

Вынос Свитка Торы в синагоге на Йом Кипур. Открытка нач. ХХ века

Если в сам Йом Кипур еда и питье запрещены, то трапезы в канун Йом Кипура должны быть намного сытнее и разнообразней обычных, так как приходиться есть за два дня. Принятие пищи накануне Судного дня засчитывается человеку как двухдневный пост (9 и 10 Тишрея) вместо одного 10 Тишрея.

Во время трапезы в канун Йом Кипура хлеб принято обмакивать в мед. В этот день следует есть только легко усваиваемую пищу, как, например, мясо птицы или рыба. При этом не едят такие продукты, как чеснок и яйца. Кроме этого не едят кунжут, потому что он может привести к отрыжке в Йом Кипур. На разделительную трапезу в канун поста принято приглашать бедняков. Это делается для того чтобы стол человека, служил ему искуплением.

Есть такой обычай, как получение 39 легких ударов ремнем перед окунанием в микву. Желательно, чтобы ремень был из телячьей кожи, а получающий удары должен стоять на коленях, повернувшись лицом на север. Затем можно окунаться в микву, причем в канун Йом Кипура делается это трижды. Если человек болен и не может самостоятельно окунуться в микву, то он должен вылить на себя примерно 12,5 литров воды. Это можно сделать стоя под душем, где за три минуты на него выльется необходимый объем воды.

«Удары» ремнем. Открытка нач. ХХ века

За день до наступления поста также желательно уже надеть субботние одежды в честь Йом Кипура.

Перед заходом поста считается обязательным проведение разделительной трапезы. Сначала кусочек хлеба окунают в мед, а затем переходят к остальной пище. В данной трапезе обычно присутствует бульон с пельменями с мясной начинкой, которые называются креплах, напоминающие о приношениях в Иерусалимский Храм.

Начало Йом Кипура отсчитывается за 18 минут до захода солнца. Уже перед этим все должны переодеть свою обувь на некожаную. Женщины должны зажечь свечи в честь наступления Йом Кипура. Мужчины одевают специальный белый халат, китл, который символизирует чистоту души. Если же для мужчины этот Йом Кипур стал первым после свадьбы, то он не надевает китл, так как уже стоял в нем перед хупой.

Запреты Йом Кипура.

Помимо уже упомянутых запретов на еду питье, умывание, умащение маслами, надевания кожаной обуви и супружеской близости, в Судный день запрещены и все виды работ, которые нельзя совершать в субботу, а также нельзя переносить предметы, которые не переносят в субботу. Что касается запрета еды и питья, то стоит уточнить, что запрещено употреблять даже ничтожно малое количество пищи и питья. Причем запрещено даже получать наслаждение от еды и питья без проглатывания, то есть нельзя, к примеру, пожевать и выплюнуть пищу. Запрещено также жевать несъедобные вещи, такие, как веточки благовоний и тому подобные, которые имеют сладкий вкус, с целью увлажнить горло и выплюнуть. Для больных, беременных женщин, рожениц и кормящих матерей относительно соблюдения поста существуют различные нюансы, которые уточняются при консультировании с компетентными раввинами.

Запрет умываться подразумевает под собой мытье как в горячей, так и в холодной воде. Причем нельзя даже омывать небольшой участок тела, к примеру, всего один палец. Однако нужно отметить, что запрет касается случая, когда это делается для получения наслаждения. Если же выпачкались руки или ноги, или любая часть тела оказалась выпачкана грязью, то мыться разрешается с условием, что будет вымыто именно запачканное место. При этом если десна стали кровоточить, то нельзя набрать в рот воды, чтобы прополоскать их, а следует лишь протереть их салфеткой. После посещения туалета омывать разрешено лишь пальцы, как, собственно, и совершают в этот день утреннее омовение рук. Существует исключение лишь для невесты, которая вышла замуж не более чем за 30 дней до Йом Кипура. Ей разрешается умывать лицо.

В Йом Кипур нельзя смазывать маслом, мазью и т.п. даже маленькую часть тела. Причём этот запрет касается и случая, когда это делается с целью очищения от грязи.

Стоит также отметить, что запрет на ношение кожаной обуви включает также рекомендацию отказаться от ношения деревянной обуви, даже не обшитой кожей.  При этом ношение обычной обуви разрешено роженице в течение тридцати дней после родов и больному, который страдает от холода. Для идущего туда, где водятся скорпионы или другие животные, способные укусить, также существует исключение, и он может надеть обычную обувь.

Под запретом супружеской близости понимается даже запрет касаться друг друга. Стоит также избегать длительных совместных бесед в этот день.

Для детей в Йом Кмпур также существуют свои правила. До достижения детьми 9-тилетнего возраста их не приучают к соблюдению поста, даже если они сами этого хотят. Соблюдать пост мальчика разрешается, начиная с 13 лет, а девочкам – с 12. С 9 лет и до наступления указанного возраста детей постепенно начинают подготавливать к посту, например, отодвигая время завтрака на час.

Детям, как и взрослым, запрещено носить кожаную обувь, а также мыться и умащивать себя маслом.

Если все же ребенок, достигший необходимого возраста, начал есть и пить во время поста, то его отец должен сделать ему замечание. Причем на матерях такой обязанности нет.

В Йом Кипур необходимо прочитать пять молитв: вечернюю (маарив), утреннюю (шахарит), полуденную (мусаф), послеполуденную (минху), и перед заходом солнца (неилу), которая длиться примерно два часа. В конце Йом Кипура читают авдалу, которая отделяет святое от будничного. Сразу после нее можно приступать к еде и питью.

Во время трапезы на исходе Судного дня принято также макать хлеб в мед. В течение всей трапезы принято радоваться, так как, по сути, этот вечер можно считать праздничным. Сама трапеза должна быть более обильной, чем обычная.

 Некоторые, не откладывая это на потом, начинают готовиться к предстоящему празднику Суккот. По крайней мере, сразу начинается обсуждение вопросов сооружения сукки для того, чтобы таким образом перейти от одной заповеди сразу к следующей.

В Йом Кипур принято желать ближнему «хорошей записи в Книге Жизни», а перед постом – «легкого поста».

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Какому сертификату кошерности можно доверять?
Чем болеют евреи
Эта странная коробочка Тфилин
Тора и картины: как иудаизм относится к портретам
Можно ли носить мезузу на шее?