Законы о чистоте семейной жизни относятся к тому роду законов Торы, которые наш разум не в состоянии постичь и которые мы должны исполнять, лишь повинуясь воле Вс-шнего.
По еврейскому закону, который называется законом о чистоте семейной жизни — таарат-а-мишпаха, половые отношения строго запрещены от начала менструации — включая последнюю ночь или сутки до ее предполагаемого начала — и вплоть до того, как женщина окунется в миквэ. Женщина в период менструации называется нида — «нечистая».
Галаха предписывает прекратить отношения близости на одну пору суток раньше, чем ожидается менструация, – то есть примерно на 12 часов раньше. («Пора суток» – это 12 дневных или ночных часов, то есть или светлое, или темное время суток.)
Женщина, появление месячных циклов у которой нерегулярно и не подчиняется определенным закономерностям, должна обратиться к авторитетному раввину с вопросом, как себя вести. И в обязательном порядке показаться профильному врачу.
Чтобы очиститься, необходимо сделать четыре вещи:
1. дождаться окончания месячного цикла;
2. провести «границу чистоты»;
3. отсчитать «семь чистых дней»;
4. окунуться в «миквэ», соблюдая все предписания Галахи.
«Граница чистоты». После окончания месячного цикла, незадолго до захода солнца женщина должна тщательно вымыть тело теплой водой – и в особенности область, прилегающую к источнику крови, – а затем взять немного чистой ваты или чистую белую тряпочку и ввести ее во влагалище так далеко, как достает ее палец. Осторожно поворачивая вату или тряпочку, она ощупывает все влагалище, а потом внимательно, при дневном свете, проверяет, нет ли на ней пятнышка крови. Если оказывается, что вата совершенно чиста, то провести «границу чистоты» удалось – начинаем отсчет «семи чистых дней».
«Семь чистых дней». Этот период начинается от захода солнца в тот день, когда удалось провести «границу чистоты», и продолжается ровно семь суток. В каждый из этих дней – и в особенности в первый и в седьмой – женщина тщательно проверяет себя – так же, как во время проведения «границы чистоты». Она обязана делать это каждый день дважды – утром и под вечер. Только после того, как женщина убеждается воочию, что ни разу в этот период не появилось даже пятнышка крови, ей можно отправиться в «миквэ», после чего она снова делается доступной для мужа.
Погружение в воды «миквэ». Заповедь погружения в воды «миквэ» – заповедь сложная, требующая основательного знания Галахи. Вот порядок ее исполнения. Успешно завершив отсчет «семи чистых дней», когда все проверки показали, что кровь перестала выделяться, незадолго до захода солнца женщина идет в здание «миквэ». Она тщательно моет голову, расчесывает волосы, чистит ногти (и если нужно, снимает с них лак), снимает с себя все украшения, чистит зубы, проверяя, нет ли между ними остатков пищи, моет все тело, тщательно проверяя, не осталось ли на нем чего-нибудь, что может воспрепятствовать свободному доступу воды. Еще мокрая после мытья, она спускается в воды «миквэ». Она окунается, обращая внимание на то, чтобы ни один волос с ее головы не остался на поверхности воды.
Ночь после посещения «миквэ» подобна первой брачной ночи супругов.
Муж обязан проявить особое внимание, особую деликатность и любовь к жене, вернувшейся из «миквэ». А женщина, со своей стороны, не имеет права откладывать срок своего очищения – даже если он приходится на ночь с пятницы на субботу или на праздник, она обязана отправиться в «миквэ».
Если возникла какая-либо трудность объективного характера, и к тому же мужа ее нет в городе, в котором они живут, женщина может пойти в «миквэ» на следующий день. Но, во всяком случае, не следует откладывать исполнение этой заповеди надолго даже в том случае, если мужа нет дома.