Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
7 Ав
5778
Законы благословений на еду
Психология

Законы благословений на еду

Администратор
23 августа 2017, 10:56

 

1. Тора обязывает нас благодарить Вс-шнего за съеденный хлеб, если мы наелись досыта. Наши мудрецы добавили также благословения на любую еду. Мы благодарим Создателя за любые виды пищи до и после еды и питья. Также были установлены благословения на вкусные запахи и множество других благословений, как вы можете видеть в сидурах. Законы различных благословений очень сложны, их обычно изучают и повторяют всю жизнь. Разумеется, так же, как запрещено есть без благословения, так же строго запрещено делать лишнее благословение, поэтому в случаях неуверенности невозможно сделать браху просто на всякий случай. Только после изучения законов можно избежать ошибок, неправильных и ненужных благословений.

 

2. Заметим, что все молитвы и благословения нужно произносить вслух или шепотом, но не про себя. Все благословения начинаются словами: «БАРУХ АТА АДОНОЙ ЭЛОhЭЙНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ» – «Благословен Ты, Б-г наш – Владыка вселенной …» Всего существует шесть благословений перед едой:

 

- «hамоци лехем мин hаарец» – «выращивающий хлеб из земли» – благословение на хлеб. Его делают только на хлеб из пшеницы, ячменя, полбы, овса или ржи. Тесто должно быть замешанным на воде и испеченным в печи. Если главная жидкость в тесте – сок или в тесте много сахара, так что у него вкус как у пирога, тогда «hамоци» не делается, однако если в тесто добавлено немного изюма или сахара, мы все еще делаем «hамоци» на этот хлеб. Если хлеб сварили или зажарили, но он продолжает выглядеть как хлеб, то его благословение – «hамоци». Если хлеб накрошили, то его благословение не меняется, но если крошки сварили в жидкости, то их браха – «мезонот». Кусочки хлеба, размокшие в воде и полностью потерявшие свой вид, хлебом не являются. Надо заметить, что всегда, когда мы едим хлеб, нужно мыть перед этим руки из кружки. Руки моются вне туалета или ванной, поэтому во всех религиозных ресторанах существуют специальные мойки недалеко от столов. Кружку наполняют до краев и потом выливают воду дважды на одну руку и дважды на вторую, но многие сефарды обливают каждую руку трижды. При этом нужно следить, чтобы вся рука до запястья покрылась водой. Потом делают благословение на мытьё рук и вытирают руки. После этого нельзя разговаривать и отвлекаться, пока не сделаешь благословение на хлеб и не проглотишь небольшой кусочек.

 

- «Боре минэ мезонот» – «Создающий насыщающую пищу» – благословение на остальные продукты из пяти злаков. Во всех случаях, когда из тех же пяти злаков делают печенье, торт, макароны и так далее, их благословение – «мезонот». Тем не менее, бывает, что пирог едят в большом количестве (столько, сколько насытит среднего человека), тогда его благословение hамоци, перед которым нужно мыть руки. Надо заметить, что многие делают также благословение «мезонот» на рис, хотя в остальных законах рис не считается мучной пищей.

 

- «Боре п’ри hагофен» (сефардские и некоторые ашкеназские евреи говорят «hагефен») – «Создающий плод виноградной лозы» – делается на виноградное вино или виноградный сок.

 

- «Боре п’ри hаэц» – «Создающий плод дерева» – делается на фрукты и орехи, растущие на деревьях и ягоды, растущие на высоких кустах. Это благословение не делается на бананы, так как банан не приносит плоды из года в год.

 

- «Боре п’ри hаадама» – «Создающий плод земли» – делается на все растения, на которые не делается предыдущее благословение, кроме грибов. Дело в том, что грибковые растения получают основное питание не из земли. Наши мудрецы знали об этом, и поэтому исключили грибы из благословения «создающий плод земной».

 

- «Шеhаколь ние бидваро» (сефардские и некоторые ашкеназские евреи говорят «ния бидваро») – «по слову Которого все было создано»  – это благословение делается на все нерастительные виды пищи и на все напитки, кроме виноградных. Заметим, что и на растительные виды пищи иногда делается «шеhаколь», когда они раздроблены до неузнаваемости, к примеру, на повидло.

 

3. Если было сделано неправильное благословение, то оно, в большинстве случаев, не засчитывается. Так как было сделано благословение всуе, нужно сказать «БАРУХ ШЕМ КЕВОД МАЛХУТО ЛЕОЛАМ ВАЭД» – «Благословенно Имя царства Его во веки веков». После этого следует сделать правильное благословение. Тем не менее, благословение «боре п’ри hаадама» охватывает постфактум и фрукты деревьев. Также благословение «шеhаколь» охватывает все виды пищи постфактум. По многим мнениям, «боре минэ мезонот» охватывает любую пищу, кроме соли и воды.

 

4. Если перед человеком много разных видов пищи, то обычно благословения делаются в порядке, в котором они описаны в нашей книге. Например, «мезонот» до «hагефен», «hагефен» до «п’ри hаэц», все они до «шеhаколь». Тем не менее, есть исключения, но описать их здесь вкратце не представляется возможным. Для детального изучения законов благословений существует много хороших книг, и большая мицва ими пользоваться по мере надобности.

 

 

5. Если перед человеком несколько видов пищи, которые требуют одинакового благословения, браха делается на самый важный из продуктов, а остальные этим покрываются. Если у Вас различные типы хлеба, благословение делается на пшеничный хлеб. Если нет хлеба из пшеницы, нужно сделать благословение на хлеб из ячменя, так как остальные три типа зерна – рожь, овес и полба – не упомянуты в стихе Торы, хвалящем Землю Израиля. Если перед Вами целый кусок хлеба, браха делается на него, но если у Вас разломанный кусочек пшеничного хлеба и целый кусок хлеба из ячменя, нужно поместить хлеб из пшеницы под хлебом из ячменя и сделать благословение на оба. Если перед Вами различные фрукты, среди которых есть оливы, финики, виноград, инжир или гранаты, браха делается на них. Мы описали эти фрукты в порядке важности, например, если есть оливы и финики, благословение делается на оливы. Если нет ни одного из этих фруктов, благословение делается на плоды, которые мы обычно любим больше. Если обычно мы не оказываем предпочтения одному из плодов, браха делается на плод, который мы больше хотим сейчас. Если перед Вами еда и напиток, на которые произносится благословение "шеhаколь", делается браха на еду, и включается напиток.

 

6. Если перед человеком блюдо, содержащее несколько видов пищи, например, салат из овощей и фруктов, то делается одно благословение на то, чего больше, например, если больше овощей – «hаадама». Если в смеси есть пища из пяти злаков, то на все блюдо делают «мезонот». Тем не менее, тарелка с мясом и картофелем обычно требует двух благословений, так как нельзя сказать, что эта смесь образует единое целое. Также, на многие супы принято делать два благословения, например «мезонот» на вермишель и «шеhаколь» на сам суп.

 

7. Хлеб покрывает все виды пищи, поэтому, если мы сделали «hамоци», то уже не делаем благословения на остальную еду. Исключение составляет вино или виноградный сок, а также фрукты и сласти, которые подают на десерт. На них делается благословение до еды, но не после.

 

8. Хотя благословения до еды делаются на любое количество пищи или питья, после еды благословение делается только в том случае, если мы съели объём «кезаит» – по разным мнениям, от 28 до 50 кубических сантиметров. Существует также минимальное время, за которое нужно съесть вышеупомянутый объём пищи – по некоторым мнениям, это две минуты, по другим – четыре или более минут. Что касается напитков, по многим мнениям, требуется выпить «ревиит» – приблизительно между 84 и 150 кубических сантиметров жидкости. Существуют мнения, что выпить это нужно сразу, а по другим мнениям – и здесь время на питье – две или четыре минуты. Из всего вышесказанного следует, что ради того, чтобы точно можно было сделать благословения, нужно съесть в течение двух минут 50 кубических сантиметров пищи или быстро выпить стакан жидкости. Это непросто сделать, когда пьют горячие напитки; если возможно, последние 150 кубических сантиметров надо выпить быстро.

 

9. Благословение после еды хлеба покрывает остальную пищу, которую ели во время трапезы. Перед этим благословением моют руки. Если в трапезе участвовали трое мужчин, делается «зимун» – один приглашает остальных делать благословение. При этом желательно взять стакан с вином или виноградным соком. После благословения за еду, ведущий зимун делает благословение на этот стакан вина, выпивает его и делает благословение после питья вина.

 

10. Если во время трапезы хлеб не ели, то существуют два типа других благословений после еды. Эти два благословения не связаны между собой, поэтому, в зависимости от того, что ели, делается либо одно из них, либо оба.

Первое (называемое «меэн шалош») делается в одном из трех случаев:

- на еду мучного из пяти злаков

- на питьё вина или виноградного сока

- на еду любого из пяти фруктов – винограда, инжира, граната, олив и фиников.

Это тройное благословение имеет различные тексты для трех вышеупомянутых видов еды, и в случае, когда ели все три вида, благословения соединяются в одно: «Благословен ... за насыщающую пищу и за плод виноградной лозы и за фрукты дерева...» (Заметим, что если ели разные фрукты деревьев, и в том числе вышеупомянутые пять видов, делается только благословение «меэн шалош», но не «боре нефашот»).

 

11. Последнее, самое короткое благословение на все оставшиеся виды пищи – «боре нефашот». Его можно делать даже не в том же месте, где ел. Тем не менее, желательно не уходить из-за стола, пока не сказал благословения после еды.

 

12. Существуют также разные законы о том, в каких случаях нужно делать новые благословения, если человек прервал трапезу и хочет её продолжить, а также если ему принесли ещё пищу, которою он не имел в виду сначала, когда делал благословения; законы для случаев, если человек забыл сделать благословения после еды, – до каких пор он все ещё может их сделать и когда ему нужно возвращаться назад на место, где он ел, а когда не нужно; законы для случаев, когда один человек делает благословения и включает остальных; законы, касающиеся различных ошибок в благословениях до и после еды, законы добавлений в Субботу и праздники в благословения после еды и законы, указывающие, что делать, если эти добавления были пропущены. Все эти и другие законы Вы можете изучать по специальным книгам, написанным на эту тему.

 

13. Кроме благословений на еду, наши мудрецы установили еще множество других брахот. Все их можно найти в сидурах, мы попробуем описать лишь вкратце некоторые из них. Перед исполнением большинства заповедей требуется сделать благословение. Так, например, мы уже упоминали благословение перед отделением халы, окунанием новых сосудов в микве, надеванием тефилин и т.д. Общий принцип благословений на мицвы состоит в том, что они содержат слова «АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ» – «освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам...» Остальные благословения выражают нашу благодарность Создателю за всё, что Он нам даёт. Таким образом, вставая утром, мы произносим множество благословений, напечатанных в начале сидуров. Мы благодарим Всевышнего за то, что Он даёт нам понимание и зрение, одевает нас и обувает, дает нам силы и охраняет каждый наш шаг, чтобы мы не оступились. Каждое утро мы моем руки три раза и делаем благословение, так как новый день начинается с пересоздания нашего тела. Дело в том, что во время сна связь между душой и телом ослабевает: наши мудрецы учат, что сон – одна шестидесятая смерти. Когда мы просыпаемся, мы как будто рождаемся заново. Мы также произносим утром благословение после посещения туалета. Если наше тело не функционирует нормально, и мы не может справить естественные нужды, это приносит ужасные страдания и может даже привести к смерти. Это благословение, «Ашер Яцар», мы произносим в течение дня каждый раз, когда сходили в туалет. Другое частое благословение – «Шеhехияну», в котором мы благодарим Всевышнего за то, что он дал нам дожить до этого времени, оно произносится при разных обстоятельствах. Мы говорим его при покупке новой дорогостоящей одежды, при исполнении редких заповедей, например, таких, как выкуп первенца, а также на каждый праздник. Целый ряд благословений был установлен нашими мудрецами на сенсации, которые получают органы нашей головы, – на то, что видят наши глаза, слышат наши уши и нюхает наш нос. Так же, как есть разные благословения на разные виды еды, существуют различные благословения на разные запахи. Все детали этих благословений описаны в сидурах. Там же объясняются благословения на то, что мы видим, например, высокие горы, большие моря и океаны; или слышим, например хорошие новости. Следует произносить все благословения с концентрацией – это один из самых сильных способов почувствовать присутствие Всевышнего в нашей каждодневной жизни. Аризаль сообщил своим ученикам, что своего основного успеха в понимании Торы он достиг через концентрацию при благословениях на удовольствия и еду.

 

Другие статьи

Последние статьи

Неслышный диалог

Три недели «между теснин»

Умение расставить приоритеты, или что на самом деле привело к трагедии

Что же евреи дали миру?

Евреи и Нобелевская премия