Еврейский календарь
7 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Загадочные «шошвиним»
Образ жизни

Загадочные «шошвиним»

U-jew
23 августа 2017, 11:09

Вести жениха и невесту под хупу — это давний обычай, который упоминается уже в ранних мидрашах. Сказано, что ангелы Михаэль и Гавриэль вели первого человека, Адама, под хупу (Бэрейшит Рабба 8:13). Ташбец, один из ранних комментаторов, объясняя этот обычай, говорит: поскольку жених уподобляется царю, окруженному свитой, его ведут два человека, один справа, другой слева.

 

Сегодня людей, которые ведут жениха и невесту под хупу, называют шошвиним, хотя в Гмаре этот термин означает нечто иное (респонс Беэр Моше 3:184). Поскольку жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста — царице, их должна сопровождать свита. Честь быть «шошвиним» обычно предоставляют родителям — самым близким людям жениха и невесты. Если же родителей нет, выбирают другую пару, близких и любимых людей. Желательно, чтобы «шошвиним» были женаты первым браком — это добрый знак для молодых.

 

Отец жениха становится справа от жениха, также и мать жениха становится справа от невесты (Нитэй Гавриэль 17:4). Многие галахические авторитеты полагает, что обычай состоит именно в том, что жениха ведут мужчины, а невесту женщины. И поэтому возражают против того, чтобы родители жениха вместе вели жениха, а родители невесты — невесту (респонсы Даат Софер 2:25, Шевет а-Леви 3:187).

 

Сначала шошвиним со стороны жениха ведут его к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а затем ведут его под хупу и ожидают там появления невесты. Мидраш Пиркей де-Раби Элиэзер (гл.41) говорит, что когда Моше созывал евреев перед дарованием Торы, он говорил им: «Подымайтесь, уже пришел жених и ожидает, когда приведут невесту под хупу». Поэтому и принято, что жених заходит под хупу раньше невесты. После этого шошвиним со стороны невесты ведут ее под хупу.

 

Принято, что шошвиним вместе с женихом делают несколько шагов из-под хупы навстречу невесте и возвращаются на место (Шулхан а-Эзер 2:32 (2)). Но почему именно жених идёт к невесте?

 

Есть в этом намёк на дарование Торы. Тогда тоже произошло бракосочетание, «кидушин» между Вс-шним и народом Израиля, а «шошвин» тогда был один — Моше Рабейну. Сказано: «И вывел Моше народ навстречу Б-гу» — потому что Вс-шний пришёл уже на назначенное место к невесте, народу Израиля. И в память о том, что Всевышний спустился в огне на гору Синай, установился обычай освещать происходящее под «хупой» огнём свечей. А ещё один смысл этого обычая — выражение надежды на осуществление слов Мегилат Эстер: «У евреев был свет, и радость, и веселье, и слава». А Мидраш говорит, что зажжение свечей в честь жениха и невесты вносит гармонию в жизнь молодой пары. Каким образом? В теле жениха — 248 органов, невесты — 252. Гематрия слова нер (свеча) — 250, то самое число, что находится ровно посредине между числами 248 и 252, числами жениха и невесты. Так что зажигание свечей выражает стремление к единству, стремление найти золотую середину.

 

Затем шошвиним жениха отходят назад, а шошвиним невесты обходят с ней вокруг жениха семь раз (в некоторых общинах три раза) (Кицур Шулхан Арух 147:4). Намек на этот обычай можно найти уже в Книге Зоар (Тикунэй Зоар 13). Обходить принято против часовой стрелки (А-Нисуин ке-Илхатам 12, прим. 151).

 

После этого невеста становится по правую руку от жениха, как сказано: «…царица стоит по правую руку твою (в золоте офирском)» (Тэилим 45:10). На иврите последние буквы этих слов (ницва шегаль л-иминэха — hэй, ламед, каф) составляют слово кала (каф-ламед-hэй — «невеста») (Арух а-Шулхан 62:9). Затем начинается основная часть свадебной церемонии.

 

В заключение следует отметить, что не все эти обычаи приняты у сефардских евреев, поэтому им лучше уточнить у своего раввина.

 

На основании материалов рава Якова Шуба и  рава Исроэля-Меира Лау

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Одежда евреев в библейский период
Отдохнуть с детьми: фантастика или реальность?
Женщина – не автомат!
Байки из Цахала. О шокистах, второй позиции и шлошим-зузе.
Как накормить ребёнка и не сойти с ума?