«Голливудский бог», «Мистер бородатый блокбастер», «Магистр коммерческого кино». Да, это все о нем, легендарнейшем режиссере за всю историю существования кино, влиятельном и могущественном продюсере Стивене Спилберге. Все его творчество является не больше - не меньше попыткой понять, чем же на самом деле является кино? Ремеслом, призванным делать деньги, или искусством, цель которого – менять жизнь? И кто есть в мире кино он сам – вдохновленный творец или успешный коммерсант от культуры?
Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в провинциальном городе Цинциннати, штат Огайо, в семье инженера и пианистки. Бабушки и дедушки Спилберга и по линии отца, и по линии матери эмигрировали в США из Российской империи. Его отец, Арнольд Меер Спилберг, занимался разработками в сфере компьютерной техники и стоял у истоков создания самых ранних компьютеров GE-200. Матери Стивена пришлось пожертвовать своей музыкальной карьерой для воспитания детей: Стивен рос вместе с тремя старшими сестрами – Нэнси, Сью и Энн. Их семья неоднократно переезжала, и в первый класс Стивен пошел в небольшом городке Финикс. В своем классе мальчик был одним-единственным евреем, поэтому ему было сложно приспособиться к школьной действительности, в которой напрочь отсутствовала толерантность, и у него почти не было друзей. Зато дома его всегда ждала очень доброжелательная и полная любви атмосфера, родители очень заботились о нем и никогда не ограничивали его свободу.
В подростковом возрасте его судьбу внезапно перевернул подарок отца – портативная 8-миллиметровая кинокамера. Главной страстью Стивена с этих пор и на всю жизнь стало кино. Стивен настолько увлекся киносъемкой, что вскоре его уже никто не мог представить себе без камеры в руках, с которой он появлялся везде. За ним даже начало ходить прозвище: «Человек-кинокамера». Он начал снимать короткометражные остросюжетные и приключенческие фильмы, и даже фильмы ужасов: пока что это были наивные непритязательные первые пробы себя в киноискусстве, первые опыты с использованием вишневого сока для того, чтобы изобразить кровь. Деньги на пленку Стивен зарабатывал самостоятельно, работая маляром.
Одна из самых первых работ Стивена – «Побег в никуда» – завоевала Гран-при в юношеском конкурсе любительских фильмов. В этой картине снялись родственники будущего режиссера. Одной из первых полнометражных работ Стивена был фильм-фантастика «Небесные огни», который вышел на экран местного кинотеатра в марте 1963 года. Без помощи родителей, в том числе и финансовой, юному режиссеру было бы гораздо сложнее осуществить этот свой замысел.
После окончания колледжа Стивен дважды пробовал поступить в школу киноискусств при Университете Южной Калифорнии. Обе эти попытки не увенчались успехом: его не принимали, ссылаясь на «бездарность». Тогда Спилберг поступает в технический колледж, но свои мечты и планы достичь успеха в кинорежиссуре не оставляет. Он снимает картину «Эмблин» продолжительностью 26 минут. Короткометражка настолько произвела впечатление на продюсеров компании «Юниверсал», что ему предложили заключить контракт на семь лет! Буквально окрылив юношу поначалу, эти контракты впоследствии оказались не такой уж благой вестью: молодому режиссеру пришлось отказаться от многих своих творческих идей и проектов в угоду ограничивающим условиям контракта.
Молодой Стивен Спилберг
Нельзя не упомянуть его творение «Дуэль», черно-белый фильм-катастрофа, ставший большим событием в киномире и получивший Гран-при фестиваля фантастических фильмов «Авориаз». После этого по предложению продюсеров компании «Юниверсал» Спилберг снял фильм «Шугарлендский экспресс» со звездой Голди Хоун в главной роли. Об этой его работе кинокритики отзывались очень лестно и положительно, окрестив ее «одним из самых феноменальных режиссерских дебютов за всю историю кино».
Широкую известность и даже славу Спилбергу принес его триллер «Челюсти», снятый в 1975 году. Примечательно, что картина понравилась не только обычному зрителю, но и киноакадемикам. Мало того, «Челюсти» побили все рекорды по кассовым сборам, на долгие годы вперед установив новую, немыслимую планку!
На некоторое время Спилберг увлекся космической тематикой, сняв фильмы «Близкие контакты третьего вида», а также лиричную щемящую душу историю о дружбе обыкновенного мальчика и инопланетного существа «Инопланетянин».
В 1981 году Стивен Спилберг снимает зрелищный и кассово успешный приключенческий боевик «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега» с Харрисоном Фордом в главной роли. Впоследствии этот фильм станет классикой остросюжетного жанра.
В 1984 году Спилберг основал собственную кинокомпанию «Эмблин».
Стивен всегда был тем, кто ищет. Он находился в поиске ответа на вопрос: можно ли в создании фильмов удачно соединять коммерческую успешность с глубоким художественным замыслом? Правильно ли это, что наряду с яркими и зрелищными коммерческими блокбастерами он снимает авторские кинокартины, в отличие от первых, не рассчитанные на понимание массовой аудиторией? Ответ на эти вопросы был зачастую ему неясен. Однако, познакомившись с его творчеством, волей-неволей отмечаешь, что в его фильмах почти всегда коммерческая выгода органично сочетается с силой высокохудожественного искусства.
Однако режиссер умеет снимать не только захватывающие боевики и остросюжетные триллеры, но и теплое, уютное, доброе кино, которое будто создано для семейного просмотра. Это демонстрирует его фильм «Капитан Крюк», рассказанная Стивеном на свой манер старая прекрасная сказка о Питере Пене и его стране детства. Фильм оставляет после себя впечатление без преувеличения волшебное.
Грандиознейшим событием в мире кино стала премьера фильма «Список Шиндлера» в 1993 году. Драма повествует о судьбе еврейского народа во времена Холокоста и Второй Мировой войны. В центре кинокартины – очень неоднозначный и противоречивый образ главного героя – Оскара Шиндлера, члена национал-социалистической партии Германии, пособника нацистов, который, тем не менее, спас тысячи еврейских жизней. Его фигура так навсегда и останется неразгаданной загадкой. В основу фильма лег сюжет книги Томаса Киннели «Ковчег Шиндлера». Это был несомненный оглушительный успех. Весь мир стоя аплодировал творению Спилберга.
В том же 1993 году на экраны выходит еще один кинохит Спилберга – знаменитый «Парк Юрского периода». Эта его работа была непревзойденна в плане звука, звуковых и других спецэффектов, именно это и принесло фильму несколько Оскаров.
Стивен Спилберг
Раз за разом Спилберг доказывает, что никто лучше него не умеет снимать фильмы о Второй Мировой. В 1998 году на широкий экран выходит его картина «Спасти рядового Райана». Поражая своим размахом, картина утверждает торжество извечных общечеловеческих гуманистических ценностей: судьба и интересы личности важнее общественного, любовь побеждает смерть.
В дальнейшем Спилберг уже может позволить себе не всегда гнаться за кассовыми сборами, и снимает авторское кино. Будучи другом и учеником великого Стэнли Кубрика, он продолжает некоторые его проекты, которые тот так и не успел осуществить при жизни. Мир увидели следующие работы Спилберга: «Искусственный разум», «Особое мнение» и «Поймай меня, если сможешь».
Фильм «Искусственный разум» начинается с кадров взволнованного серого моря. Это – именно то, что Спилберг решил не менять, поскольку именно эти кадры являются наследием Кубрика. А картина «Поймай меня, если сможешь» рассказывает об изобретательном и ушлом юном злоумышленнике, который обвел вокруг пальца больше половины банков США, совершив эти правонарушения только ради своей семьи.
В 1994 году Спилберг основал Фонд «Пережившие Шоа», который занимался записью воспоминаний евреев, переживших Холокост, и других свидетелей этой трагедии. За несколько лет было записано более 55 тысяч интервью в 64 странах и на 42 языках. Это самый большой на сегодня исторический видеоархив подобного рода.
Спилберг в Киеве на презентации фильма «Назови свое имя», снятого по материалам фонда «Пережившие Шоа»
Первый брак Стивена Спилберга оказывается неудачным: со своей супругой Эми Виргин он расстается в 1989 году. Вновь женится он в 1991 году на актрисе Кейт Кэпшоу, и его семейное положение на сегодняшний день остается неизменным. Пара воспитывала 7 детей.
Стивен Спилберг с женой Кейт Кэпшоу
Спилберг не собирается останавливаться на своих головокружительных успехах и продолжает идти вперед, разрабатывая и воплощая в жизнь новые творческие планы. С 2017 года он работает над драмой «Газетчики», которая повествует о судьбах американских журналистов, обнародовавших данные Пентагона о войне во Вьетнаме. Эти сведения не подлежали разглашению. Режиссер также планирует съемки фильмов «Похищение Эдгардо Мортара» и «Это то, что я делаю. Любовь и война в жизни фотографа».