XX столетие выдалось довольно противоречивым. Это было не только столетие войн, но и столетие науки, прогресса, открытий во всех областях человеческого знания. Столетия воплощения в жизнь довольно смелых мечтаний человечества. Сегодня мы расскажем о человеке, который знал, как можно воплотить в жизнь любую мечту – выдающемся еврее- авиаконструкторе Семене Лавочкине.
Генерал-майор Семен Лавочкин в окружении летчиков
Семен Алексеевич Лавочкин (настоящее имя – Шломо Айзикович Магазинер) родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в большой еврейской семье. Отец Семена, Альтер Ильич, был меламедом – учителем в еврейской школе, мать – домохозяйкой. Доходы учителя были более чем скромными, и семья вынуждена была заниматься подсобным натуральным хозяйством: у них был сад, огород, корова. У Семена был также младший брат Яков и сестра Хая. Несмотря на бедность, родители создали в доме атмосферу дружбы и взаимопонимания, и это повлияло на детей самым положительным образом, которые выросли спокойными и уравновешенными людьми.
Будучи уже взрослым человеком, Семен вспоминал, что с раннего детства в нем проснулась страсть к изобретениям, желание что-то мастерить. Идеи приходили в голову довольно часто и неожиданно. Мальчику не терпелось увидеть, как эти задумки выглядят вживую. Однако, Семена часто преследовало разочарование: облаченные в дерево и металл, его разработки выглядели безобразно. Поэтому еще со столь молодого возраста Семен раз и навсегда для себя уяснил: мало придумать какую-либо идею, ее надо уметь воплотить в жизнь.
Закончив обучение в начальной школе, Семен поступает в Курскую гимназию, что, несомненно, указывает на наличие у парня незаурядной силы воли и одаренности , поскольку возможности для получения гимназического образования для евреев в то время ограничивались пятипроцентной квотой, что порождало очень высокий уровень конкуренции между детьми. В 1917 году Семен заканчивает обучение в гимназии с золотой медалью. Но хаос революционных и военных событий тех лет буквально не дает возможности Семену продолжить образование. Известно, что родители поменяли имя и фамилию сына, чтобы максимально помочь ему выйти в люди, однако как они сделали это – остается загадкой.
С восемнадцати лет Семен служит в пограничных войсках Красной Армии, в бронеавтомобильной роте. Здесь он проявил себя как одаренный и очень способный механик. Довольно часто при ремонте автомобилей приходилось использовать подручный материалы, и тогда талант Семена как конструктора раскрывался в полную силу. Его изобретения просто не имели цены. В 1920 году командир роты, в которой служил Семен, помог ему получить хорошие рекомендации от вышестоящего начальства для поступления в Московское Высшее техническое училище.
В училище был период времени, когда Семен определялся с выбором своей будущей специальности – его одинаково интересовали и механика автомобилей, и авиация. Попутно в те голодные годы ему, как и многим другим студентам, приходится подрабатывать чертежником. В конце концов, Семен принял решение – он ушел в авиацию и стал студентом Андрея Николаевича Туполева.
После защиты дипломного проекта Лавочкин с 1929 года работает в конструкторском бюро Поля Ришара, где руководил всеми расчетами. Неконфликтный в общечеловеческом смысле Лавочкин оказался очень целеустремленным и непреклонным, доказывая правильность и необходимость своих на первый взгляд очень нестандартных идей. Это помешало ему сработаться с авторитарным Ришаром, и Семен с Лавилем уходят в свободное плавание, создав Бюро новых конструкций и работая над двухместным истребителем ДИ-4.
Чуть позже о Семене уже были наслышаны в конструкторских кругах, и Лавочкин был приглашен В.А. Чижевским в Бюро особых конструкций, где перед ним поставлена задача проектирования “самолетной части” стратосферного самолета БОК-1.
Через год, в бригаде конструктора Д.П.Григоровича, Лавочкин занимался созданием самолета, оснащенного динамореактивными пушками конструктора Л. В. Курчевского.
В 1938 году по приглашению Туполева Лавочкин переходит работать в Главное управление авиационной промышленности. Работа здесь дала конструктору умение четко видеть перспективу, планировать, обогатила связями с ведущими специалистами авиационной отрасли.
Лавочкин за работой
К концу 1938 года конструктор В.П. Горбунов предложил Семену заняться разработкой проекта истребителя с рядным двигателем М-105. В пределах недели был готов эскиз проекта. Главной особенностью истребителя было то, что его планер был из цельного дерева. На фоне того, что авиационная промышленность того времени постоянно страдала от жесткой нехватки алюминия, это было огромным конкурентным преимуществом данной разработки по сравнению с проектами других КБ. Коллектив Горбунова получил отдельную производственную базу. Вскоре у Горбунова произошли серьезные проблемы в семейной жизни, он перестал являться на завод, и главным конструктором решено было назначить Лавочкина. Военное руководство просило увеличить дальность полета ЛаГГа. В связи с этим Лавочкин начал увеличивать резервы для установки топливных баков, что резко ухудшило остальные технические характеристики истребителя. В таком виде производство ЛаГГ-3 поставили на поток. Самолету явно не хватало мощности двигателя, он уступал новейшим немецким “мессерам”.
В военные годы Лавочкин не прекращал работу над совершенствованием и улучшением ЛаГГ-3, и замечательным результатом этой работы становятся модернизированные истребители Ла-5 и Ла-7, подарившие советским войскам полное господство в воздухе в последние годы войны.
Самолет Ла-5
В послевоенное время Семен Алексеевич занимался дальнейшей модернизацией истребителей Ла-5 и Ла-7. В обновленной версии истребителя, которая называлась Ла-9, был цельнометаллический планер и ламинарный профиль крыла. Еще более новая модификация истребителя, Ла-11, обладала большей дальностью полета.
В период, когда начали проектировать самолеты с реактивными двигателями, Лавочкин не остался в стороне от конкуренции между конструкторскими бюро за качество и характеристики выпускаемых самолетов. “Проект 150” оказался неуспешен, и не пошел в серийное производство. Для успешной разработки реактивных самолетов необходимо было понять, как можно преодолеть звуковой барьер. Так появился “Проект 160” – самолет со стреловидным крылом, в дальнейшем Ла-15, производившийся в промышленных масштабах.
Еще одной, самой секретной, частью работы КБ была разработка ракетных систем ПВО для защиты неба над крупными городами. С 1955 года небо Москвы начали защищать «московские кольца» системы ПВО С-25 «Беркут». В 1957 году успешно прошла испытания сверхзвуковая ракета “Буря”.
Ракетный комплекс “Буря”
У Семена Алексеевича были проблемы с сердцем. Врачи запретили ему переутомляться. Несмотря на их рекомендации, в июне 1960 года Семен поехал на Балхашский полигон на испытания ракетного комплекса ПВО “Даль”. Испытания прошли успешно. Ночью того же дня Семен Алексеевич Лавочкин умер от сердечной недостаточности.