Есть множество комментариев к Торе, но наиболее распространенными являются комментарии Раши и Сончино. Интересно кто же такой «Сончино», который по популярности не уступает Раши? Оказывается, это издательство литературы. А когда на форзаце книги пишут «комментарии Сончино», то под такой формулировкой скрывается весьма колоритная личность главного раввина Британской империи Йосефа Цви Герца.
Йосеф Герц является ярким представителем своей эпохи. Родившись в 1872 г. в венгерском Ребрине, он в 12-летнем возрасте едет в Нью-Йорк и там получает образование. При этом достаточно разностороннее: бакалавр искусств (Сити-колледж), доктор философии (Колумбийский университет), раввин (Еврейская теологическая семинария Америки). Благодаря полученным знаниям уже в 1898 г. р. Герц смог не только возглавить общину в Йоханнесбурге (ЮАР), но и преподавать как профессор философии в университете Трансвааля.

Как раввин Герц выступал за равноправие иудеев и католиков, за что власти, и прежде всего президент ЮАР П. Крюгер, пытались выслать деятельного раввина из страны. Положение Герца стало особенно опасным во время англо-бурского противостояния, когда пробританская позиция раввина стала угрозой для властей ЮАР. Его изгоняют, и лишь после завершения войны в 1902 г. р. Герц имеет возможность вернуться в страну. Несмотря на сопротивления властей, он в 1911 г. пребывает в ЮАР, но после переселяется обратно в Нью-Йорк, где становится руководителем конгрегации «Орах Хаим».
Поистине расцвет деятельности р. Герца начался с назначения его главным раввином Британской империи, на должности которого он пробыл с 1913 по 1946 гг. Период деятельности 9-го главного раввина охватывает наиболее значительные события европейского еврейства ХХ в. – распространение сионизма, революции и эмиграции, две мировых войны, Холокост и т.п. Несмотря на номинальное руководство еврейскими общинами в более чем ¼ мира, р. Герц не был повсеместно признан как высший авторитет, даже в самой Британии.

Раввин активно противостоял реформистскому и либеральному течениям иудаизма, но не доводя до непримиримой и личной вражды. Например, он был не против соблюдения траура по умершим реформистам. Поэтому, несмотря на достаточно консервативную позицию, он снискал огромное уважение как среди евреев, так и неевреев империи. Этому способствовало и его руководство Еврейским историческим обществом Англии и Конференцией английских иудейских проповедников.
Помимо всего, именно р. Герц способствовал появлению массовых изданий, знакомящих множество людей с основами Торы и традиции. До сих пор во многих домах и синагогах англоязычного мира можно встретить его «Подтверждение иудаизма», «Проповеди, обращения, исследования» или «Книгу еврейской мысли», выдержавших нескольких десятков переизданий. Но безусловным венцом в этой просветительской деятельности стали комментарии к Торе, созданные р. Герцем в 1929-1936 гг.

Будучи оппонентом «критической школы» исследования Торы, рассматривающей ее как отредактированную компиляцию разных документов, р. Герц стремился примирить ортодоксальный взгляд на Тору как божественное откровение с выводами современной науки. Поэтому своими комментариями он пытался соединить знания религии и науки, находить параллели в иудейских и христианских текстах, охватить широкий исторический контекст и т.п. Благодаря комментариям к Торе, р. Герц стремился к возможности диалога между иудеями и христианами. Об этом стремлении свидетельствует и его деятельность в Англо-еврейской ассоциации, Лиге союза наций, Национальном совете общественной морали, а также в совместном создании с У. Темплом, архиепископом Кентерберийским, в 1942 г. Совета христиан и евреев для борьбы с нарастающим в Европе антисемитизмом.

Важной была и политическая позиция раввина, который уже в начале своей карьеры сыграл существенную роль в появлении декларации Бальфура, и впоследствии настаивал на реализации её положений. Также, в 1920-1930-е гг., несмотря на противодействие еврейских и британских деятелей, р. Герц активно выступал за поддержку религиозного сионизма и идеи заселения Израиля. Кроме того, он был президентом Еврейского колледжа, членом совета Еврейского университета в Иерусалиме и председателем совета Института еврейских исследований. Во время Второй мировой войны р. Герц участвовал в деятельности Лондонского госпиталя и даже был награжден орденом Почета, но в то же время он выступал против операции «Kindertransport», если это означало, что еврейские дети-беженцы будут расти в домах язычников.

Но важнейшим достижением в деятельности р. Герца, чем пользуется большинство жителей мира вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности, является, как бы это не показалось странным, григорианская реформа календаря. Как известно, календарную реформу провел папа Григорий XIII для католических стран еще в 1582 г., но лишь после Первой мировой войны григорианский календарь стал использоваться в большинстве стран мира. Так, Лига Наций приняла проект перехода на «новый стиль», с расчетом, чтобы ежегодно каждый день недели приходился на одну и ту же дату. При этом несколько раз в году в неделе вместо 7 дней оказывалось восемь (так называемый «мировой день» календаря), поскольку: 365 дней = 52 недели + 1 день.
Такое положение календаря создавало для верующих людей множество сложностей - шабат, проходящий в седьмой день недели, должен был перемещаться ежегодно на какой-либо будний день. Аналогично смещались и праздничные дни для других религий, прежде всего воскресенье (в христианской традиции) и пятница (в мусульманской традиции). Проанализировав масштабы таких нововведений, р. Герц организовал противодействие предложенной календарной реформе. Благодаря этому идея Всемирного календаря с «мировыми днями» была провалена, и государства-члены Лиги Наций, равно как и последующие страны, стали жить по «новому стилю», но с учетом поправок р. Герца.

Таким образом, личность 9-го раввина Британской империи, вложившего в современную календарную систему не меньше, чем папа Григорий XIII, остается достаточно противоречивой до сих пор. Раввин Н. Шерман утверждал, что Герц был великим человеком, мужественным раввином, и, хотя на него не раз нападали с различных позиций иудаизма и не только, «он оставался ортодоксальным, без каких-либо вопросов». В современной интерпретации р. Герца характеризуют как «воинствующе консервативного» деятеля, который предпочитал решать конфликты диалогом лишь после использования всех других средств. Так или иначе, но плоды деятельности р. Герца остаются актуальными и пользуются достаточным спросом в тех сферах, которые развивал этот раввин середины ХХ в.