Иосиф Рувимович Хейфец, известный более как Яша Хейфец, является одним из самых выдающихся скрипачей прошлого века.
Иосиф Хейфец родился 2 февраля 1901 года в Вильнюсе (тогдашней Российской Империи). Его родителями были Хая Израилевна Шарфштейн и Рувим Елиевич Хейфец – преподаватель музыки.
Уже с трех лет Яша благодаря своему отцу начал играть на скрипке, от чего его все считали вундеркиндом. Когда мальчику исполнилось четыре года, им стал заниматься один из лучших скрипачей и педагогов Вильнюса, И. Малкин. В свои шесть лет Яша первый раз выступал на широкой публике, и исполнил Концерт Феликса Мендельсона-Бартольди.
Через год Хейфеца во время игры «Баллады и Полонез» Вьетана впервые увидел известный скрипач Ауэр, который был поражен способностями мальчика. Еще через год, в 1909, Яша окончил музыкальное училище.
Виленское еврейское общество внесло большой вклад в развитие и обучение Яши. На средства общества семья Хейфецов смогла переехать в Петербург, где в 1910 году юный скрипач поступил в Петербургскую консерваторию в класс Ауэра. Руководитель консерватории Александр Глазунов, зная о неординарных способностях мальчика, повлиял на то, чтобы Яша с отцом смогли пребывать в городе круглосуточно, что запрещалась простым евреям.
Мировая слава пришла к Хейфецу во время его семи концертов, которые он дал в Берлине. Там он выступал с оркестром Берлинской филармонии под управлением В. Сафонова и А. Никиша. Затем были еще 8 концертов в Дрездене, Гамбурге и Праге. Игра Яши просто завораживала слушателей своей красотой, виртуозностью и легкостью.
Яша стал практически кормильцем всей своей семьи.
Свой последний концерт в России Хейфец дал в 1917 году в Петрограде, где проходил концерт-митинг эсеров. После начала революции семья Хейфецов эмигрировала в США.
Яша Хейфец, 1917 год
Вскоре после прибыли в США, 27 октября 1917 года состоялся первый концерт Яши Хейфеца в Карнеги-холле, который прошел с ошеломительным успехом. Какими только эпитетами не наделяли талантливого скрипача критики. Они видели в нем «Паганини XX века», а его игру считали «переходящей все границы возможного». Хейфец мгновенно превратился в «идола американской публики» - всего за один год он только в Нью-Йорке дал свыше 30 концертов. Тогда же он записал 10 своих пластинок, а через год – еще 9. На ней можно услышать игру Яши на скрипке Тонони, с которой он не расставался с тринадцати лет.
Однажды на концерте к юноше подошел некий джентльмен и предложил сыграть на своей скрипке Страдивари, на что Яша с радостью согласился. Спустя пару лет музыкант выкупил себе эту скрипку, а потом приобрел еще одну скрипку Страдивари и скрипку Гварнери.
Надо сказать, что Яша очень быстро влился в американское общество: в его говоре полностью отсутствовал акцент, у него был дорогой спортивный автомобиль, он увлекался теннисом и пинг-понгом, а затем приобрел себе моторную лодку. С 1925 года Яша стал обладателем американского гражданства.
Во Вторую мировую войну Хейфец много ездил с гастролями к солдатам, тем самым старался поднять их боевой дух.
Все концерты Хейфеца проходили с аншлагами, будь то Европа (1920), Австралия (1921), Азия (1923) или Палестина (1926). При этом гонорары скрипача были просто заоблачными. Благодаря накопленным средствам, в 1940 году Хейфец приобрел дом в Беверли-Хиллз и еще один небольшой домик вблизи Малибу на берегу океана.
Осторожность Хейфеца в политических вопросах помогла ему иметь нормальные отношения с советским властями. Он был в числе немногих, кому разрешили посетить СССР в 1934 году. Когда по пути он проезжал Германию, где на то время установился фашистский режим, Яша наотрез отказался давать там концерт.
Хейфец мог не только играть на скрипке, он отлично играл на рояле и даже работал дирижером в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке.
С 1972 года Яша Хейфец прекратил свою концертную деятельность и стал преподавать в университете Южной Калифорнии.
Яша Хейфец в Беер-Шеве, Израиль. 1953 год
Хейфец никогда не был религиозным, но каждый год он строго соблюдал Йом Кипур: целый день держал пост, а вечером шел на ужин к близким знакомым.
Яша Хейфец успел еще при своей жизни стать легендой. Одно его желание, и он мог играть с любым оркестром, дирижером или пианистом. Его записи содержат исполнение практически всего классического скрипичного репертуара.
Яша скончался в 1987 году в Лос-Анджелесе, а его прах развеян в Тихом океане в Малибу.