Несмотря на все современные тенденции, которые распространяются в обществе, довольно часто родители хотят, чтобы их дети повторили путь, которым они однажды выбрали для себя пойти по жизни. Они не стесняются напрямую влиять на выбор их детьми дела жизни, и желают, чтобы дети пошли по однажды выбранной ими стезе. Очень часто взгляд родителя на будущее ребенка и видение самого ребенка не совпадают. Однако, история, которую мы расскажем сегодня об одном из наиболее выдающихся советских музыкантов XX столетия, будто исключение, которое подтверждает правило, – юная душа ребенка не хотела для себя никакого другого пути, кроме того, который уже однажды был выбран его предками.
Натан Григорьевич Рахлин родился на территории современной Украины в небольшом городке Сновске Черниговской губернии (в советское время город Щорс) в еврейской семье. Его отец был музыкантом, руководил клейзмерским ансамблем. Музыка была естественной средой, в которой рос мальчик, в дальнейшем она стала не только чем-то, без чего Натан не представлял своей жизни, – она стала самой его жизнью. И правда: какой бы инструмент ни брал в руки ребенок, играть у него получалось хорошо.
Семья жила бедно. Мальчик должен был помогать отцу прокормить семью, выступая вместе с ним на самых разных мероприятиях и торжествах – на свадьбах, танцах, подрабатывая тапером на киносеансах. В возрасте десяти лет, в 1916 году, Натану довелось самостоятельно возглавить коллектив, созданный его отцом – папа был призван на военную службу.
Когда юному музыканту было 14 лет, его судьба делает первый, но довольно важный поворот. В один из многочисленных вечеров, когда Натан своей игрой на фортепиано сопровождал показ фильма в кинотеатре, в зал неожиданно зашел вооруженный отряд казаков. В стране неспокойно – идет гражданская война. Немая сцена. Публика в испуге и смятении сжалась, не зная, чего ожидать. Командир отряда, хмурый серьезный мужчина, немного походив по комнате, подошел к юному таперу и сказал, что ему в отряд нужен сигнальщик-трубач, и приказал ехать с ними. Это было подразделение известного советского военачальника Григория Котовского. Так жизнь дала Натану шанс выжить в то неспокойное время. С тех пор всегда и везде, на всех учениях и во всех походах он был рядом с командиром. Талантливый парень выигрывал все армейские музыкальные конкурсы, мог играть не просто сидя в седле, но даже верхом на скачущей лошади.
После того, как закончилась гражданская война, Натан Рахлин служил в оркестре Киевской высшей военной школы. В 1923 году руководство приняло решение отправить Натана учиться в консерваторию.
После окончания консерватории Натан работал в разных оркестрах страны: в Куйбышеве, Харькове, Донецке.
В 1937 году молодого музыканта ждал грандиозный успех на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Высшее руководство страны решило, что именно Рахлин – кандидатура, которой под силу возглавить недавно созданный Государственный симфонический оркестр УССР в Киеве. Рахлин руководил им около 25 лет. В годы Второй Мировой войны Рахлин был во главе Государственного симфонического оркестра СССР.
После войны у Рахлина довольно часто были гастроли по южным областям Украины, Крыму. Каким бы оркестром ни начинал дирижировать Натан, пусть даже одним из лучших, игра музыкального коллектива сразу преображалась, становилась ярче, а звучание – богаче.
Натан Григорьевич воплотил в себе взаимно и гармонично интегрированные друг с другом навыки трех разных профессионалов: дирижера, педагога и музыканта. Он умел играть практически на всех инструментах оркестра: струнных, духовых, ударных. Он обладал даром донести любое, даже самое сложное произведение, до не очень искушенного в музыке слушателя понятным и простым, но от этого не менее интересным, языком.
Эмоциональное дирижирование Натана Рахлина
В своих выступлениях Натан никогда не боялся внезапности и спонтанности. Однажды на концерте в Кисловодске, во время исполнения “Персидского марша” Штрауса Натан на глазах у изумленных музыкантов неожиданно подошел к одному из скрипачей в последнем ряду первых скрипок и, взяв у него скрипку, сыграл кусочек произведения самостоятельно. Позже он продолжил дирижировать. Натан доиграл пьесу до конца на тромбоне, взятом у музыканта. Публика была в восторге, громко вызывая Рахлина с оркестром на бис.
Одним из показателей высокого профессионализма Натана Григорьевича было то, что он держал в памяти огромное количество самых разнообразных произведений, в основном выступая с пустым пюпитром без партитур.
В те неоднозначные времена, когда процветал государственный антисемитизм, Натан Рахлин никогда не скрывал факт своего еврейства и не отказывался от своих корней. Однако власти стремились сделать из него некоего “образцово-показательного” еврея: перед любой иностранной делегацией на все расспросы об отношении к евреям в стране – на дирижера указывали как на доказательство того, что к евреям относятся абсолютно так же, как ко всем, и никаких проблем с антисемитизмом в помине нет.
Однако за кулисами всего этого представления была такая правда: на гастроли за границу дирижера не пускали, репертуар артиста претерпел множество изменений и правок – многое играть запретили, коллеги писали кляузы и откровенно завидовали, талантливых музыкантов еврейской национальности брать на работу в оркестр не разрешали…
Натан Рахлин
В 1966 году Натан уходит со своего поста руководителя оркестром Украинской ССР по причине серьезных разногласий и невозможности найти общий язык с партийным руководством республики. Талантливый музыкант столкнулся с предрассудками на национальной почве: в высоких кабинетах главным дирижером хотели видеть именно украинца, но никак не еврея – даже если рожден он был в Украине. Его преемник, Стефан Турчак, сохранил и приумножил все достижения своего предшественника.
Республиканские власти в Татарстане, напротив, придерживались другого взгляда на тот факт, что Рахлин – еврей. Дирижера пригласили в Казань, где он создал и возглавил республиканский оркестр. Для успешной работы Рахлина создали самые благоприятные условия: дирижер полностью самостоятельно подбирал и обучал музыкантов для своего оркестра, создав впоследствии коллектив, обладающий мастерством мирового уровня. Этим оркестром Рахлин руководил до своей смерти в 1979 году.
Натан Григорьевич был прекрасным педагогом для своих музыкантов. Никогда не повышая голоса, он был не чужд тому, чтобы лично показать музыканту, чего он от него ждет, сыграв на соответствующем инструменте. Однажды на репетиции арфистка в его оркестре никак не могла одолеть свою партию. Тогда Натан сел и сыграл эту партию так, будто играл на арфе всю сознательную жизнь.
Легенды ходили и о необыкновенно пластичных и выразительных руках дирижера. Именно парящим в воздухе рукам Рахлина посвящена мемориальная композиция на доме в Киеве, где долгое время жил Натан.
Знаменитая мемориальная доска на доме в Киеве, где жил музыкант
Последние годы жизни выдались очень нелегкими для Натана Григорьевича. Тяжелыми ударами судьбы для него стали смерть любимой семнадцатилетней внучки и жены, Веры Львовны, прошедшей с ним рука об руку через все радости и невзгоды совместной жизни. Однако в моменты, когда необходимо было выступать с оркестром и выходить на сцену, этот немолодой и очень опечаленный потерями человек преображался С расправленными плечами, высоко поднятой головой, стремительной и уверенной походкой выходил к пюпитру, делал первый взмах дирижерской палочкой. И начиналось великое чудо…