Известный французский писатель и деятель культуры Морис Дрюон родился 23 апреля 1918 года в Париже. Фамилия Дрюон досталась ему от отчима, но при рождении мальчик носил совсем другую, еврейскую фамилию – Кессель.
Дед Дрюона по отцовской линии, Самуил (Шмуль) Кессель, врач по профессии, во время изучения медицины в Монпелье познакомился с Раисой Антоновной Леск. Они поженились в 1895 году, а затем практически сразу переехали в Аргентину, где некоторое время жили в еврейской земледельческой колонии Клара, которую организовал Фонд барона Мориса де Гирша. После Самуил и Раиса Кессель вернулись в Оренбург, где проживала вся родня Раисы. Отцом Раисы был Антон Осипович Леск – купец первой гильдии, который был одним из создателей «Общества пособия бедным евреям города Оренбурга». Кроме того Антону Леску принадлежал крупный универсальный магазин в Оренбурге, а также филиалы в Уфе, Самаре и Самарканде. Раиса появилась на свет в Мемеле, где семья жила до переезда в Оренбург, а Антон Осипович тогда был редактором местной еврейской газеты.
В 1898 году у Самуила и Раисы Кессель родился их первенец Иосиф Кессель, ставший впоследствии известным писателем и журналистом. Через год в семье появился второй сын, он же отец Мориса Дрюона – Лазарь Кессель. В отличие от старшего брата, Лазарь был актером.
В 1908 году, еще задолго до начала тяжелого для всей Европы времени, Кессели перебрались в Ниццу. Там Лазарь занимался актерством, его можно было увидеть в «Комеди Франсез», а знали Лазаря под актёрским псевдонимом Сибер. Говорили, что самой удачно ролью Лазаря был Гамлет. Однако, когда Лазарю был всего двадцать один год он покончил жизнь самоубийством. У него остался двухлетний сын, Самюэль, который вырос, практически не зная родного отца. Мать Самюэля вышла второй раз замуж – ее мужем стал нотариус Рене Дрюон, который дал свою фамилию сыну жены от первого брака. В будущем Самюэль возьмет псевдоним «Морис», а затем сделает его своим официальным именем, под которым и станет известным всему миру.

Несмотря на то, что мать Мориса вышла замуж повторно, мальчик поддерживал связь с семьей своего родного отца, особенно со своим дядей, прозаиком и героем Французского Сопротивления Иосифом (Жозефом) Кесселем. Мальчику с самого детства глубоко запали в душу рассказы дяди об Оренбурге, который для Мориса представлялся самым волшебным местом на земле.
Когда Морис вырос, он поступил на факультет политических наук в Парижский университет. После Морис отучился в военной школе, и когда на Францию напали немцы, он сражался с ними в качестве кавалерийского офицера, а также был военным корреспондентом. В 1942 году Дрюон нелегальными путями, через Испанию и Португалию, добрался до Лондона. Там он стал одним из приближенных лидера французского Сопротивления, генерала Шарля де Голя. Среди участников движения Сопротивления был и Жозеф Кессель, который на пару со своим племянником Морисом Дрюоном стали авторами гимна французских партизан. Слова этого гимна под названием «Песня партизан» не могли оставить равнодушным ни одного французского воина, что сделало его чем-то вроде «Катюши» для советских солдат. «Песня партизан», написанная 30 мая 1943 года, стала неофициальным гимном всего Французского Сопротивления.
Первые публикации Дрюона вышли еще в середине 30-х годов прошлого века, а уже после окончания Второй мировой Морис стал профессиональным литератором. Его удостоили Гонкуровской премии (1948г.) за трилогию «Сильные мира сего». В ней Дрюон представил читателю всю эпоху в период между двумя мировыми войнами, продемонстрировав моральный распад политической и финансовой элиты Третьей республики, что стало причиной национальной катастрофы.
С 1955 по 1960 гг. Дрюон работал над созданием одного из знаковых своих трудов – серией романов «Проклятые короли»: «Железный король», «Узница Шато-Гайар», «Яд и корона», «Негоже лилиям прясть», «Французская волчица», «Лилия и лев», «Когда король губит Францию». Проклятье, которое упоминается в названии цикла – это то проклятье, которое было произнесено перед сожжением на костре магистром ордена тамплиеров Жаком де Моле в адрес Филиппа IV Красивого и всей династии Капетингов.

К 1966 году Морис Дрюон стал автором более 50 романов и пьес, а также получи членство во Французской академии. На территории бывшего СССР произведения писателя были переведены на русский язык дипломатом Юрием Дубининым. Книги Дрюона печатались в рамках так называемой «макулатурной серии». Суммарный тираж произведений Дрюона превысил 25 млн. экземпляров, что говорит об их огромной популярности среди русскоязычного населения, которые выстаивали большие очереди ради этих книг. Смело можно сказать, что большинство советских граждан смогли познакомиться с историей Франции благодаря двум писателям: Дюма и Дрюону. И в этом нет ничего удивительного – ведь Дрюон с особой тщательностью относился к качеству исторического материала, используемого в своих произведениях. Его помощником был крупный академик и по совместительству друг Дрюона – Жорж Дюби вместе с целой командой историков-медиевистов.
Между тем у себя на родине, во Франции, Мориса Дрюона может даже больше знали в качестве политического деятеля и правого публициста, нежели писателя. Он был преданным поклонником Шарля де Голя и приверженцем конституционной монархии. На протяжении многих лет Дрюон вел свою колонку в газете «Фигаро». Так, в 1968 году, когда Францию накрыла волна студенческих протестов и всеобщая забастовка, он написал ответ «левакам», выразив его в памфлете «Будущее в замешательстве».
В период президентства Жоржа Помпиду Морис Дрюон занимал пост министра культуры Франции (1973–1974). Еще через четыре года Дрюона избрали депутатом Национального собрания Франции, а позже и Европарламента. Помимо этого он 14 лет выполнял обязанности постоянного секретаря Французской академии. В 2007 году он стал старейшим членом Французской академии.
В 2003 году Морис Дрюон побывал в России, и посетил родину своих еврейских предков – город Оренбург. Там он зашел в синагогу, где в свое время проводился свадебный обряд для его бабушки и дедушки – Самуила и Раисы Кессель. Дрюон получил незабываемые впечатления от посещения этого места, о котором он слышал от своего дяди в далеком детстве.

На склоне своих лет Морис Дрюон отмечал, что в своей жизни ему посчастливилось быть знакомым со многими великими людьми, такими как Шарль де Голь, Черчилль и др. Писатель считал, что, не упомянув он об этих людях в своих воспоминаниях, он бы не выполнил основную свою задачу.
Как добавлял Дрюон, существует два вида мемуаров: согласно первому виду, люди говорят только о себе. Такой вид мемуаров характерен для Жан-Жака Руссо. Второй же вид подразумевает рассказ автором о событиях, которые имели место в их жизни, например, как у Шатобриана. Сам Морис Дрюон относил свои мемуары ко второму виду. Французский писатель выступал в них в качестве непосредственного свидетеля событий.
В 2009 году накануне своего 91-летия Морис Дрюон покинул материальный мир. Последние дни он проживал в своей парижской квартире.
Попрощаться с выдающимся французским писателем и политическим деятелем с еврейскими корнями пришли первые лица французской политики, представители науки и деятели культуры. Тогдашний президент Николя Саркози в своей речи заметил, что в течение всей своей жизни Морис Дрюон подчеркивал величие человеческой воли, которая способна противостоять неизбежности судьбы.