XX столетие было очень непростым для многих народов и государств, которые вдруг появлялись и так же внезапно прекращали свое существование в огне и потрясениях многочисленных революций и войн. Всевозможные катаклизмы в общественной и политической жизни этого неспокойного столетия не обошли стороной и еврейский народ. Однако, в то же время, столетие это принесло евреям плеяду незаурядных общественных и политических деятелей, которые смысл своей жизни видели в каждодневном труде на благо своего народа. Одним из них и был Моисей Зильберфарб.
Моше (или Моисей) Зильберфарб родился в украинском городке Ровно в 1876 году в еврейской семье. Получив базовое образование в Житомирской гимназии, он становится на путь изучения естественных наук, с 1902 по 1904 годы являясь слушателем медицинского факультета Берлинского университета. Однако душа юноши лежала к наукам общественным, в нем было сильным стремление понять сложные закономерности функционирования общества и государства. Позже, изучая юриспруденцию в Киеве и швейцарском городе Берне, Моше становится доктором наук.
В 1905 году Зильберфарб совместно с В.Дининым стал автором таких работ, как «Принцип национально-политической автономии», «Национальная и территориальная автономия и интересы еврейского пролетариата».
Революционные события начала XX века не оставили Зильберфарба равнодушным, оставаться в стороне – это было не для него. В 1906 году он создает Социалистическую еврейскую рабочую партию (СЕРП) и стал в дальнейшем одним из ее лидеров, а после революционных событий февраля 1917 года принимает решение жить в Киеве.
Будучи явным приверженцем идеологии соблюдения и защиты прав национальных меньшинств, Моше оказал неоценимое влияние на становление украинской государственности, став в марте 1917 года членом Украинской Центральной Рады. С 7 ноября 1917 года Зильберфарб входит в состав Краевого Комитета по охране революции в Украине.
Моисей Зильберфарб
С января 1918 года он приступает к обязанностям министра по еврейским делам в недавно созданной УНР. В августе этого же года пережил арест. Вообще, он был арестован и высылался много раз. Это был период, когда все общественные и политические деятели национальных меньшинств поняли, что в борьбе за автономию и интересы своей Родины единственный успешный путь – объединиться. Совместно с другими политиками он был автором проекта “Закона Украинской Народной Республики о национально-персональной автономии”. Закон был принят 9 января 1918 года. Он давал россиянам, евреям и полякам, проживающим на территории УНР, неоспоримое право на национальную автономию. Представителям же остальных национальных меньшинств (белорусы, чехи, молдаване, немцы, татары, греки, болгары) право на автономию предоставлялось только в случае наличия соответствующих петиций, подписанных не менее чем десятью тысячами граждан.
Еврейский народ воспринял получение автономии с большим энтузиазмом и на душевном подъеме, с благодарностью деятелям, без которых такой прорыв в развитии национального самосознания вообще мог бы и не случиться. Евреи гордились своими героями.
На территории Украины в значительной мере известен труд Моше Зильберфарба «Еврейское министерство и еврейская национальная автономия в Украине» (1919).
С 1918 по 1920 годы деятельность Зильберфарба немного поменяла свой вектор с ярко выраженного политического на в большей мере социальный, культурный. Он становится ректором Еврейского народного университета и председателем Общества содействия развитию еврейской культуры («Культур-Лига») в Киеве.
Здание в Киеве на Крещатике, в котором располагался Еврейский народный университет
В 1921 году Моисей Зильберфарб переехал в Варшаву, где занялся журналистикой, вел активную еврейскую культурную деятельность, стал председателем ОРТа. Писал под псевдонимом Моисей Исакович Базин.
Его не знающий покоя – под стать самому XX столетию – жизненный путь закончился в 1934 году в Варшаве. Похоронен он там же, на еврейском кладбище. Собрание сочинений Моше Зильберфарба в Украине опубликовано посмертно.
Могила Моисея Зильберфарба в Варшаве