История еврейского народа помнит немало интересных и загадочных личностей. Одной из таких персоналий можно считать рабби Йеуду-Лева бен Бецалеля, известного как Маараль из Праги. Фигура Маараля всегда была окутана множеством правдивых и не очень историй, слухов, сплетен и вымыслов.
Йеуда-Лев бен Бецалель появился на свет в 1512 году в момент Песахального седера в польском городе Познань в семье раввина Бецалеля, который был выходцем из Вормса и скрывался в Польше от гонений на евреев.
Получив образование, в тридцать два года Маараль женился на девушке по имени Перл – с ней он был обручен давно. В 1553 году Йеуда становится раввином города Брно.
В 1573 году, переехав в Прагу, Маараль учредил там йешиву “Клойз”, которую начало посещать большое количество учеников. Большое значение в его методике преподавания имела Мишна, изучение которой занимало центральное место в образовательной программе йешивы.
В 1584 году Маараль уезжает в Познань для того, чтобы занять там почетный пост раввина, однако уже в 1586 году возвращается обратно в Прагу к своей семье и ученикам.
Йеуда Бецалель очень приветствовал преподавание естественных наук еврейским детям, признавая необходимость того, чтобы образование детей не ограничивалось только религиозными знаниями. Он и сам достиг больших успехов в изучении математики, географии, истории и астрономии, и внес ощутимый вклад в их развитие.
На протяжении 1589 года Маараль работал над написанием комментария к одной из частей Мишны – трактату Авот. Работа, которая называлась “Дерех ахаим”, удачно сочетала в себе постулаты философии и каббалы.
Среди учеников и последователей Маараля было немало известных личностей, например, раввины Йом-Тов Геллер и Давид Ганз.
Существуют сведения, согласно которым Маараль обладал незаурядными способностями к ясновидению. По другим рассказам, Маараль создал некое подобие биологического робота, которое назвал именем Йоселе – главной задачей этого создания была защита евреев Праги от всевозможных проявлений антисемитизма.

Главным учеником, унаследовавшим все кабалистические знания Йеуды Бецалеля, был Элиягу Лоанцу из Вормса, известный как Элиягу Бааль-Шем.
Маараль заслужил благосклонность короля Богемии Рудольфа II.
В 1592 году Маараль был вновь избран раввином города Познань, а вскоре стал главным раввином всего Польского княжества.

В Познани родился и был воплощен в жизнь замысел о написании книги, которая впоследствии была названа “Нетивот олам”. В этой работе автор подробно проанализировал вопросы нравственного развития и нравственных ценностей своего поколения. Книга была издана в 1595 году.
В 1598 году Маараль возвращается в Прагу, на этот раз уже навсегда. Не секрет, что его всегда почитали как духовного лидера евреев Праги. Но именно в 1598 году окончательно и бесповоротно подтверждается его власть над умами и сердцами евреев города: он становится раввином Праги. В последний период своей жизни он опубликовал пять книг, наиболее полно раскрывающих его убеждения и видение мира.
В 1599 году вышла в свет его книга “Тиферет Исраэль”, которая, утверждая исключительную ценность Торы для еврейского народа, рассказывала о том, как евреи на протяжении нескольких веков шли к принятию Торы и ее заповедей.
Книга “Беэр агола” рассказывает об устной Торе и особенностях Талмуда.
В книге “Нецах Исраэль” Маараль рассказывает историю Первого и Второго Храмов, о тяжелой жизни на чужбине и, наконец, о будущем обретении народом Израиля гармонии и своей земли.
Трактат “Ор хадаш” посвящен празднику Пурим, в нем исследуется текст Свитка Эстер.
О чуде Хануки повествуется в книге “Нер мицва”. Маараль впечатляюще красиво рассказывает о победе над греческими захватчиками и истории с кувшинчиком масла, которую иначе как чудом назвать невозможно.
Маараль умер в Праге в возрасте девяносто семи лет восемнадцатого элуля 1609 года. Через год вслед за ним не стало его жены.
Духовное и научное наследие Маараля настолько разнообразно, что подчас представители совершенно разных, едва ли не противоположных движений иудаизма видят себя его последователями. Его называют родоначальником хасидизма и адептом каббалы; его взгляды сочетают в себе гуманизм и одновременно средневековый аскетизм и благочестие. Очень часто последователи Маараля выбирали под влиянием своих интересов и убеждений лишь одну из сторон его учения. Возможно, в связи с этим Маараля часто считают непоследовательным и эклектичным мыслителем.