Это были, по словам Чарльза Диккенса, "лучшие из времен и худшие из времен." В то время как революция и политическая борьба бушевали в континентальной Европе, Британия в 1780-х годах и не только была домом для прогрессивных социальных изменений и растущего сообщества образованных, культурных евреев, которые стекались в Англию.
Эта группа высокообразованных, амбициозных евреев называла себя "казинхуд" ("братство кузенов" - прим. ред.); это были успешные еврейские семьи, которые построили империи бизнеса и обслуживания и создавали новую, энергичную еврейскую общину.
Одним из самых выдающихся евреев-иммигрантов был уроженец Голландии Леви Барнет Коэн, который переехал в Лондон в 1770-х годах и в конечном итоге стал одним из дюжины евреев, избранных в парламент, не ставя при этом под угрозу свою еврейскую веру. Он женился на замечательной еврейке по имени Лидия, и вместе они построили дружную еврейскую семью. Их дочь, леди Джудит Монтефиоре, стала великой (и малоизвестной) покровительницей еврейской жизни.
Родившись в 1784 году, Джудит была одной из семерых детей и отличалась блестящим умом и целеустремленностью. Она выучила французский, немецкий, итальянский, арабский и иврит, овладела искусством, музыкой, литературой и регулярно изучала недельную главу Торы. С раннего возраста она научилась жить в двух сферах: в высших слоях английского общества, а также в своей глубоко укоренившейся еврейской религии.
Одно из самых сильных детских воспоминаний Джудит было связано с Тиша бе-Ав – еврейским днем траура по разрушенному Храму в Иерусалиме, когда принято поститься и сидеть на низких стульях или на полу. Она и ее сестры сидели на полу в большом лондонском доме ее семьи, когда слуга ввел группу приезжих джентльменов, включая знаменитого британского морского офицера адмирала сэра Сиднея Смита, который искал ее отца. Мужчины были поражены, обнаружив Джудит и ее сестер, сидящих на полу, нарушая социальные нормы и правила.
"Я спокойно сидела на своем месте," - вспоминала позже Джудит, - "и когда сэр Сидни спросил, почему мы сидим так низко, я ответила: "Сегодня годовщина разрушения Иерусалима, день, который евреи считают днем скорби и унижения ... Доблесть, проявленная нашими предками в этом печальном событии, несомненно, хорошо известна Вам, сэр Сидней ... и я уверена, что Вы поймете нашу скорбь по поводу того, что не удалось спасти Святой Город и Храм."
Если адмирал Смит и был удивлен, что ребенок преподает ему урок истории и еврейской религии, то никак этого не показал. Вместо этого он ответил, что все прекрасно понимает. Джудит позже вспоминала, что он "заметил, что ... память о борьбе евреев в Палестине за то, чтобы остаться законными хозяевами земли, которую Бог дал им в наследство, навсегда останется не только в сердце каждого храброго человека в Британии, но и в сердце каждого здравомыслящего человека во всех других частях мира как славный памятник их бесстрашной доблести и горячей преданности доброму и святому делу."
Строительство еврейского дома с Моше Монтефиоре
Образованная и страстная, Джудит Коэн ждала до относительно позднего возраста, чтобы выйти замуж: ей было 28 лет, когда она встретила Моше Монтефиоре, сына видной еврейской семьи их Италии, которая теперь называла Англию своим домом. В то время как многие британские евреи высшего класса отказывались от атрибутов своей религии, Моше и Джудит надеялись вместе построить сильную, соблюдающую еврейскую семью.
Джудит была ашкенази, а Моше – сефарди; хотя многие британские евреи того времени не хотели вступать в брак вне своей узкой еврейской традиции, Джудит и Моше представляли новый тип еврейской жизни, где все евреи были объединены. Вскоре после свадьбы они начали работать над тем, чтобы воплотить это видение в реальность, поддерживая еврейские общины в Великобритании и во всем мире, и, прежде всего, пытаясь восстановить еврейскую жизнь в земле Израиля.
Джудит использовала свое богатство для поддержки бедных евреев, помогая создать Общество Еврейского Женского Кредита и Общество Посещений, еврейский сиротский приют в Лондоне и образовательные программы для девочек в еврейской больнице.
Моше также поднялся в британском обществе. Он был посвящен в рыцари в 1837 году (тогда Джудит получила титул почетной Леди); в том же году он был избран Шерифом Лондона - второй еврей, когда-либо избранный на этот пост. И все же, несмотря на высокое социальное положение семьи Монтефиоре, их годами преследовали антисемитизм и язвительные антиеврейские высказывания.
Антисемитизм
"В воскресенье Монтефиоре отправились на банкет к генерал-губернатору," - писала Паулина Венгерова, русская еврейка, приехавшая в Великобританию и присутствовавшая на обеде. Накануне, в шабат, она видела Монтефиоре в синагоге, и заметила, что, хотя в синагоге супруги носили простую, скромную одежду, на этом обеде они выглядели великолепно. "Сэр Монтефиоре сидел гордо выпрямившись в своем красном шерифском мундире с золотыми полосками ... а рядом с ним Леди Джудит в самом роскошном наряде английской фрейлины." За обедом польский граф громко жаловался другим гостям на предполагаемую стоимость сережек Джудит, повторяя старую песню о том, что евреи слишком богаты. "Другой гость не мог удержаться от ехидного замечания, спрашивая, почему люди так суетятся вокруг еврейки."
На другом званом обеде семью Монтефиоре посадили рядом с ярым антисемитом, который рассказал чете Монтефиоре, что недавно вернулся из Японии, где, по его словам, "нет ни свиней, ни евреев." Моше невозмутимо ответил, что в таком случае они вместе должны немедленно отправиться назад, чтобы японцы могли получить "каждый образец."
В 1840 году антисемитизм в Британии достиг апогея. В том же году итальянский священник и его слуга-мусульманин были убиты в городе Дамаске, входившем тогда в состав Османской Империи. Вторя средневековому кровавому навету, местные власти обвинили евреев в убийстве пары с целью использовать их кровь для приготовления мацы на Песах. Несколько евреев были арестованы, 63 еврейских ребенка были задержаны полицией, чтобы заставить их родителей признаться в убийствах.
Несмотря на очевидную абсурдность кровавого навета в Дамаске, когда распространились слухи о произошедшем, многие антисемиты на Западе ухватились за нее как за доказательство того, что евреи - это зло и что им нельзя доверять. В статье газеты London Times от июня 1840 года говорилось, что обвинение Дамасских евреев было "одним из самых важных дел, когда-либо доведенных до сведения цивилизованного мира …еврейская религия должна немедленно исчезнуть с лица земли…"
Супруги Монтефиоре организовали комитет из влиятельных евреев и отправились в Дамаск, чтобы вмешаться в процесс, убедив местные власти снять обвинения с евреев и освободить еврейских детей. Они предприняли и много других поездок, чтобы помочь евреям, в том числе посетили царя Николая I в 1846 году, чтобы попросить его отменить указ, запрещающий евреям жить в регионах Западной России, вдоль области, граничащей с современной Польшей.
Посещение Эрец Исраэль
К сожалению, у Джудит было плохое здоровье; они с Моше никогда не могли иметь детей. Несмотря на частые приступы, Джудит настаивала на том, чтобы выполнять тяжелый график по благотворительности и путешествиям. Наиболее важными для нее и Моше были пять совместных поездок в Израиль, где они жертвовали средства еврейским городам и фермам, которые затем начали процветать в современном Израиле.
Во время своего первого визита в Эрец Исраэль в 1836 году, Джудит молилась у могилы праматери Рахели, в Бейт-Лехеме. Она "была глубоко впечатлена чувством благоговения и уважения, стоя у гроба матери Израиля," - писала она в своем дневнике. Джудит также отметила, что была лишь одной из шести европейских женщин, посетивших святыню за прошлое столетие. Когда она посетила Западную Стену в Иерусалиме, она записала свое чувство "сантиментов и интереса, доходящего до благоговения."
Супруги снова посетили Святую Землю два года спустя, когда они помогли восстановить синагогу в Цфате, которая была разрушена землетрясением. Джудит писала о езде на лошади вокруг стен Иерусалима и о посещении шести различных синагог, представляющих различные еврейские традиции, включая ашкенази и разные формы сефардского наследия. Во всех своих многочисленных путешествиях семья Монтефиоре придерживалась еврейского закона, соблюдая кашрут и шабат. Они даже путешествовали со своим собственным шойхетом, который забивал для них животных в соответствии с правилами Торы, гарантируя, что Джудит и Моше всегда имели доступ к высшему уровню кошерной пищи.
Вернувшись домой в Англию, Джудит взялась за большой писательский проект, хотя и держала его в секрете; прошло много лет, прежде чем она была представлена как автор. Одна из первых еврейских кулинарных книг, "Еврейское руководство, или практическая информация в еврейской и современной кулинарии; с коллекцией ценных рецептов и подсказок, касающихся туалета", была опубликована в 1846 году. Автор был описан просто как "Леди"; историки теперь полагают, что автором была именно Джудит. Книга отстаивает ценности, которыми она жила: рекомендует простоту в одежде, благотворительность, а также строгое соблюдение кашрута. Традиционные английские блюда были адаптированы для кошерной кухни, заменились некошерные ингредиенты, такие как сало или моллюски, кошерными альтернативами.
В первый вечер Рош-а-Шана в 1862 году Джудит была дома с Моше. Они вместе поужинали и, как позже вспоминал Моше, супруги благословили друг друга. После этого они отправились спать. К сожалению, Джудит не проснулась; она мирно умерла во сне после долгих лет болезни. Ее оплакивали во всем еврейском мире.
Моше построил для нее гробницу в Рамсгейте, на юге Англии, в точности скопировав ее с могилы Рахель близ Иерусалима, где много лет назад молилась Джудит. Он также основал поблизости еврейскую школу, названную Колледжем Леди Джудит Монтефиоре.
Моше прожил до 101 года; он скончался в 1885 году и его похоронили в Рамсгейте рядом с женой. За несколько месяцев до своей кончины он оставил последнее завещание: дополнительные средства должны пойти на содержание могилы Рахель в земле Израиля, где они с Джудит провели несколько самых важных и познавательных дней, молясь Богу и помогая своим собратьям-евреям.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк