Аргентинский мультимиллионер Густаво с необычной для Латинской Америки фамилией Гробокопатель является основателем одной из крупнейших аграрных групп компаний в Аргентине с двадцатилетней историей, Grupo Los Grobo S.A., специализирующейся на производстве пшеницы и сои. Внешний вид Густаво ничем особо не отличается от простого фермера, коим и продолжает считать себя бизнесмен, чье фермерское хозяйство приносит более $1 млрд. дохода ежегодно.
Прадедушка Густаво по имени Абрам Гробокопатель – уроженец Каменец-Подольского (сегодня – Хмельницкая обл., Украина). Фамилия Гробокопатель – достаточно редкая в еврейском мире. Первый ее носитель, скорее всего, был членом «Хевра Кадиша» - похоронного братства. В начале ХХ века Абрам вместе женой и пятью детьми сбежал в Аргентину от гонений на евреев со стороны властей Российской империи. В то время барон Морис де Гирш специально приобретал землю для передачи ее в пользование евреям, и Гробокопатели вместе с такими же евреями-переселенцами создали колонию на одном из таких участков возле города Карлос‑Касарес. Так у семьи Гробокопателей появился их первый надел земли площадью 15га.
Год основания компании Los Grobo – 1984. Тогда Густаво Гробокопателю было всего 23 года. Окончив Школу агрономии при Университете Буэнос‑Айреса, Густаво и его отец, владевший к тому времени 3,5 тыс. га земли, стали развивать семейное дело, в которое позднее вовлеклись сестра Густаво и его жена.
Одновременно со своими первыми шагами в бизнесе Густаво преподавал агрономию в своем университете. Тогда же, в конце 80-х ему посчастливилось съездить на месяц в США. Эта поездка произвела на него впечатление в частности потому, что там он впервые увидел инновационные технологии обработки почвы, одна из которых – технология нулевой обработки почвы – идеально подходила под климатические условия Аргентины. Вернувшись из Америки, Густав немедленно внедрил данную технологию на всех своих землях, площадь которых к 1994 году достигла 75 тыс. га. Бизнес Густаво привлекал в свои ряды самых лучших специалистов, а когда вся Аргентина страдала от гиперинфляции, в агробизнесе наблюдалась стабильность благодаря высокому уровню мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
В какой-то момент Густаво отказался от дополнительной закупки земель и сельхозтехники в пользу их аренды. Он посчитал, что слишком много капитала ему не нужно, а лучше заработанные деньги направить в эффективное управление. В итоге была создана бизнес-модель, обладающая гибкостью в вопросе адаптации ко всякого рода рискам, будь то климатические условия или политический кризис.
Бизнес-модель, созданная Гробокопателем и применяемая в компаниях его группы, на столько уникальна, что ее сейчас изучают в различных университетах и бизнес-школах, в том числе в Гарвардской школе бизнеса. Латиноамериканский миллионер показал, что отрасль сельского хозяйства относится более к умственному труду, чем к физическому.
Особенностью данной бизнес-модели является то, что огромная часть получаемой прибыли инвестируется в коммуникации между компаниями группы, развитие сотрудников и применение новейших технологий. И уже по остаточному принципу, когда ясно, что компания эффективно управляет существующим бизнесом, вкладываются средства в увеличение собственных сельхозземель и количества агротехники. Густаво выделил главное правило своей модели, которое звучит так: «Сперва качество, а потом количество».
Гробокопатель считает, что каждый человек как отдельная личность также должна постоянно развиваться, уделяя внимания своим способностям и талантам. Помимо основной деятельности Густаво уделяет немало времени музыке, которая стала для него одним из главных хобби. С детства маленький Густаво любил петь, а будучи студентом Университета Буэнос-Айреса, он изучал вокальное искусство у популярной певицы и пианистки Лючии Маранки. Примерно одновременно с зарождением бизнеса нынешнего миллионера было создано трио Cruz del Sur, что переводится как «Южный крест», в который вошли Густаво и еще два других музыканта. Трио исполняло произведения, относящиеся к жанру аргентинского фольклора, а сам Густаво, помимо этого, выступал с концертами, где звучали произведения аргентинских композиторов прошлого века.
По словам бизнес-партнера Густаво и по совместительству его друга, Педро Лаку, аргентинцы знают Гробокопателя как успешного бизнесмена и талантливого вокалиста.
Los Grobo уделяет огромное значение развитию персонала. Густаво, изучив труды известного экономиста Питера Друкера, осознал, что именно знания и технологии могут сделать любой бизнес, в том числе и агробизнес, успешным, а основным активом являются люди.
На сегодняшний день в сети Los Grobo трудятся примерно тысяча сотрудников. Партнерами холдинга являются около 5 тыс. человек, которые для получения доступа в сеть должны пройти обучение, после чего проходят проверку на соответствие стандартам. Ежегодно группа Los Grobo выделяет большие суммы средств на развитие своих работников, побуждая их становиться предпринимателями.
Глобальной компания Los Grobo начала становиться с 2004 года, когда вышла на рынок Уругвая, и практически сразу же заняла второе место по производству там сои.
В 2012 году Los Grobo, обрабатывая 250 тыс. га земли, вышла в лидеры по производству сои не только своей страны, но во всей Латинской Америке.
Однако сейчас, после двух сильнейших засух и поднятия экспортных пошлин на агропродукцию, привлекательность бизнеса снизилась, а под обработкой Los Grobo осталось лишь 50 тыс. га земли. Густаво также пришлось продать свой бизнес в Уругвае и Парагвае, так как его бизнес-модель там так и не прижилась. В последнее время Los Grobo сфокусировалась на переработке. Холдинг входит в число крупнейших производителей муки в Аргентине, а также изготавливает макаронные и мучные изделия, выпускает удобрения и средства защиты растений.
Гробокопатель признает, что в его бизнесе происходят изменения: хотя выпуск сельскохозяйственной продукции сократился, зато увечилась доля агрохимического сектора.
Los Grobo по-прежнему не скупится инвестировать в науку и высокие технологии. Холдинг совместно с компанией Bioceres ведет исследования в сфере биотехнологий, а в партнерстве с госкомпанией в сфере космических технологий, INVAP S.E., создала технологическую платформу Frontec.
Густаво рассчитывает на то, что космические технологии помогут увеличить урожайность на треть.
Благодаря тому, что пришедший к власти новый президент Аргентины, Маурисио Макри, отменил экспортные пошлины на ряд важных сельхоз культур, у владельца Los Grobo появились оптимистичные планы, и бизнесмен ожидает роста агропроизводства в стране в ближайшие годы.