Будущий лидер испанского еврейства, галахист, военачальник и государственный деятель Шмуэль а-Нагид родился в Кордове в 993 году в знатной еврейской семье, чья родословная брала начало от царя Давида. У Шмуэля было очень хорошее как религиозное, так и светское образование, он отлично разбирался в Галахе, владел ивритом и арабским языком, а также знал Коран.
После захвата Кордовы берберами, Шмуэль покинул город и обосновался в Малаге, где занялся торговлей пряностями. Вскоре секретарь визиря Гранады пригласил Шмуэля работать составителем деловых писем. Визирь был поражен грамотностью, безукоризненным стилем и изящным почерком еврейского писаря, и поэтому порекомендовал молодого человека берберскому правителю Гранады, халифу Хабусу. Халиф принял Шмуэля на государственную службу, а именно назначил сборщиком податей.
Карьера развивалась стремительно: из сборщика налогов он стал сначала секретарем визиря, затем его личным помощником, а в 1027 году его самого назначили визирем. Став визирем, Шмуэль был избран руководителем гранадских евреев, и получил титул нагида (ивр. предводитель, вождь – духовный глава еврейской общины в мусульманских странах в средние века) от гаона Хая бен Шрира.
Шмуэль а-Нагид оказал в 1038 поддержку Бадису, сыну халифа Хабуса, в борьбе за престол после смерти отца. В благодарность новый халиф сделал Шмуэля своим помощником, сохранил за ним пост визиря, а также назначил главнокомандующим. Бадис, которого не сильно интересовали государственные дела, перенаправил свои полномочия Шмуэлю а-Нагиду, сделав его фактическим правителем Гранады, что само по себе является небывалым случаем во всей истории евреев в галуте.
Главнокомандующий Шмуэль а-Нагид делал все, чтобы обеспечить халифату расширение господства на юге Пиренейского полуострова. В частности, он разгромил армию Альмерии, одного из основных врагов Гранады, продвигающего антиеврейскую политику, в битве при Эль-Фуэнте. Правитель Альмерии открыто провозглашал цель уничтожения евреев. После разгрома его армии Шмуэль а-Нагид постановил в этот день отмечать «местный Пурим». Кроме того, по поводу победы визирь Гранады составил поэму, которую даже читали в синагогах после молитвы.
Задрожала земля, зашаталась земля,
Так Содом и Гоморра сгорели.
И прекрасные лица, свой блеск утеряв,
Словно днища горшков, почернели.
И черно было солнце, как сердце мое,
Проходя сквозь туман еле-еле.
Будто гласом Господним, ревела вся рать,
Словно волны морские ревели.
И, когда вышло солнце, качалась земля,
Будто с небом они опьянели
Словно змеи, которых тащили из нор,
Кони пятились, ржали, хрипели.
Копья резали воздух, и, тьму осветив,
Словно молнии, в ней забелели.
И, как ливень, щиты превратив в решето,
Стрелы весело всюду свистели.
А луки сгибались драконам под стать,
И, пчел изрыгая, звенели.
Мой меч, словно факел, сверкал в темноте,
И головы наземь летели.
Как баранов зарезанных кровь, по земле
Реки крови людской заалели.
И, уставши от жизни, немало бойцов
Выбрать смерть для себя захотели.
(Перевод с иврита Владимира Лазариса)
Из-за того, что только два года из 17-ти лет командования войсками Шмуэль провел мирно, его здоровье сильно ослабло, и он скончался после очередной битвы в 1055 году.
Шмуэль а-Нагид стал автором одного из первых крупных галахических кодексов «Сефер хилхета гаврата», который способствовал обособлению евреев Пиренейского полуострова с соблюдением своих обычаев и традиций. Этот труд серьёзно повлиял на испанских и североафриканских галахистов. Современники а-Нагида посчитали «Сефер хилхета гаврата» вызовом галахической монополии гаоната, но Шмуэль опроверг их домыслы, о чем написал в своей стихотворной апологии.
Шмуэль а-Нагид также написал введение в Талмуд, два респонса и несколько грамматических сочинений.
Будучи еврейским лидером Гранады, Шмуэль а-Нагид часто общался с главами других еврейских общин. Он переписывался с Хизкияху II бен Давидом и с тунисскими законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Хананэлем и рабби Ниссимом бен Яаковом, дочь которого вышла замуж за сына Шмуэля. Кроме этого, а-Нагид финансово помогал евреям, живущим в Эрец Исраэль. Известно, что гранадский глванокомандующий покупал оливковое масло для иерусалимских синагог.
Шмуэль а-Нагид оставил после себя немалое поэтическое наследие. Он написал несколько десятков поэм и стихов на иврите, которые вошли в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «Бен Кохелет». У Шмуэля есть сочинения и на арабском языке, а также переводных произведений с арабского на иврит.
В средневековой арабской культуре было принято заниматься перепиской произведений. Так, труды Шмуэля а-Нагида впервые были переписаны его сыновьями, они же придумывали и заглавия к книгам. И только лишь в 1879 году в свет вышел первый печатный сборник стихов Шмуэля а-Нагида под редакцией А.Я. Гаркави, а в 1934 году в Оксфорде издали трехтомник его сочинений.
Поэзия Шмуэля а-Нагида отличается своей изящностью, точностью языка и разнообразием тематики. Он первый ввел жанр героического эпоса в ивритскую литературу. Благодаря его поэмам можно составить представление о военно-политической жизни мусульманских государств Пиренейского полуострова тех времен. Зачастую, в произведениях а-Нагида поднимаются проблемы евреев, философские рассуждения на тему их существования в диаспоре и т.д.
После смерти Шмуэля все его должности и титулы перешли к сыну Йосефу а-Нагиду. Но спустя 10 лет Йосефа убили мусульмане, которые взбунтовались против его власти. Бунт не обошелся без массовых убийств евреев. В итоге практически вся еврейская община Гранады была уничтожена.