Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Аркадий и Борис Стругацкие
Персона недели

Аркадий и Борис Стругацкие

Татьяна Аххо
31 июля 2018, 16:14

Человечеству свойственно мечтать. Это в его природе. Кто знает, какой бы была судьба нашей планеты без этой склонности к мечтам, фантазиям о будущем, и на какой точке развития находились бы сейчас прогресс и наука в целом. Ибо мечты зачастую помогают фантазиям впоследствии становиться реальностью.

Литература, как и любой вид деятельности человека, немыслима без фантазии. Самыми добрыми и веселыми мечтателями в отечественной литературе новейшего времени были братья Стругацкие.

Аркадий и Борис Стругацкие, совместно создавшие около 30 романов и повестей, а также более двух десятков рассказов, родились в семье искусствоведа и педагога.  Aркадий Натанович Стругацкий появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми, потом жил в Ленинграде. С началом Второй мировой войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из Ленинграда. В Вологде похоронил отца. В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артиллерийском училище. Весной 1943 года был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности “переводчик с английского и японского языков”. Работал преподавателем в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. В дальнейшей мирной жизни, не связанной с армией, работал в «Реферативном журнале», позже – редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Аркадий был филологом-японистом. Заметно, что элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его подачи. Свои первые художественные произведения Аркадий Стругацкий написал еще до войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первое произведение Аркадия Стругацкого, которому повезло сохраниться — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году, но опубликовано только в 2001.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде. В свой родной город он и вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Борис Натанович начал свое творчество гораздо позже, чем его старший брат. Его писательский путь начался в 1950-х годах; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. В 1986 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режиссером          К. Лопушанским. Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации.

Между братьями-писателями было восемь лет разницы. Возможно, это явилось естественной причиной того, что характер младшего брата сформировался под влиянием старшего, который опекал его в детстве. С возрастом, когда положение уравнивается, образ мыслей и все мировоззрение оказывается общим.

Первая совместная работа Аркадия и Бориса Стругацких была опубликована в январе 1958 года в журнале «Техника молодежи». Это был рассказ «Извне». В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч».

Широкая известность пришла к братьям Стругацким в 1960 году после публикации сборника рассказов «Шесть спичек».  Характерной чертой этих рассказов было большое внимание к психологической разработке характеров.

Их первой наградой в области литературы было третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР в 1959 году, полученное за повесть «Страна багровых туч».

Братьев Стругацких по праву можно считать одними из родоначальников научной фантастики в современной русской литературе, самыми популярными и читаемыми авторами своего времени. Их произведения переводились на десятки языков. Они могли быть богаты — но ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) СССР забирало в пользу государства 97 процентов гонораров.

Над экранизацией их произведений работали такие талантливые режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Стругацкие никогда не писали фантастику в том виде, в котором о ней привыкли думать. Из-под пера этих авторов выходили жесткие и пронзительные антиутопии. Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. Но какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, главным действующим лицом всегда оставался человек со своим реальным характером, со своими сильными и слабыми сторонами. Именно по этой причине фантастические выдуманные миры вдруг становились знакомыми, понятными и актуальными.

Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. В таком уже далеком 1966 году вся прогрессивно мыслящая молодежь гордилась тем, что читала трех авторов: Брэдбери, Лема, Стругацких. «Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми. «Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров армии работников НИИ и КБ, студентов и лаборантов. «Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.

Столетие назад главный читатель Стругацких был бы определен как представитель «разночинной интеллигенции». Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто находится в оппозиции к власти, при этом веря в добро и в свои силы. Творчество Стругацких поражает тем, что их книги читают все: поколения меняются, время течет, а старые рассказы находят новых читателей.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Главные герои этих книг были довольно нетипичны (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством). Уникальной особенностью их первых произведений были оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка.

Со временем изменяется художественный слог авторов, «взрослеют» и идеи, проблемы, о которых рассказывают их произведения. Уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.

Приблизительно в это же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые никак нельзя отнести к какому-либо из стандартных и традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке», в которой на смену юмору приходит жёсткая сатира на бюрократический казарменный социализм. Результаты не заставили себя ждать — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям.

В дальнейшем братья Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры, и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась, и лишь в 1980 году вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны, территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

 

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.

В 1981 году, в очередной раз обратившись к теме Мира Полудня, писатели стали лауреатами премии «Аэлита» в 1981 году за роман «Жук в муравейнике». Этот роман, а также произведение «Волны гасят ветер» (1985), окончательно подытожили утопическую тему в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод их многолетнего исследования возможного будущего.

Братья Стругацкие также являются авторами ряда сценариев. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин ими были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

От прямых ответов о технологии соавторства Стругацкие всегда уклонялись. Сами авторы рассказывали только, что предварительно долго обсуждали и согласовывали все по телефону, так как жили в разных городах: Аркадий – в Москве, Борис — в родном Ленинграде…

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах», опубликованная в 1990 году. Это было предупреждение молодым энтузиастам новейшего времени, настроенным с излишне горячими и оптимистическими надеждами.

 

Интересные факты из жизни братьев Стругацких.

1. Аркадий и Борис Стругацкие — единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами. По одной из версий, причиной тому стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» — якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами.

2. Братья Стругацкие не любили некоторые свои произведения. Вот что рассказывает об этом Борис Стругацкий: «Повесть о дружбе и недружбе» — одна из двух или трех наших повестей, которые «можно было бы и не писать». Она была написана под давлением обстоятельств, к творческому процессу отношения не имеющих. Сами-то мы ее не любили — как и «Страну» («Страна багровых туч»), «Парня» («Парень из преисподней») и «Малыша».

3. Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 млн. экземпляров. Помимо российских изданий, их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

4. Несмотря на то, что официальные советские органы и цензура нередко расценивали произведения, как клеветнические, а в среде диссидентов творчество братьев Стругацких было особенно популярно, сами писатели никогда не считали себя людьми с антисоветскими убеждениями или диссидентами.

5. Братья Стругацкие не верили в существование внеземного разума, и рассматривали его наличие именно как фантастическую идею. Борис Стругацкий комментирует это так: «В существование «иного разума» — на Земле, или даже во Вселенной — я не верю: нет у меня для этого никаких оснований. И хотя на Вселенную еще как-то рассчитывать можно — слишком уж огромна она в пространстве и времени, чтобы хоть что-то (например — Разум) существовало в ней в единственном экземпляре, то Земля наша, наоборот, слишком мала, чтобы такая огромная, почти безразмерная, невероятно активная штука, как Разум, могла бы существовать здесь, оставаясь незамеченной».

6. По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

7. Литературная премия братьев Стругацких вручается в их «средний день рождения».  21 июня — по традиции именно в этот день в Питере происходит вручение ежегодной литературной премии им. А. и Б. Стругацких, учрежденная в 1998 году. Она вручается с 1999 года в двух номинациях: «За лучшее художественное произведение» и «За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)».

8. Интересной была история появления названия для одной из повестей братьев Стругацких. Борис рассказывал: еще в начале 60-х годов одна хорошая знакомая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Борис Натанович полдня убил на поиски этого романа. Когда обман раскрылся, писатель не стал возмущаться. Но придуманное название понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии братья использовали его для своей знаменитой повести.

9. Могил Аркадия и Бориса Стругацких не существует, так как оба брата завещали после кремации развеять их прах в небе над местом с точно указанными координатами (Аркадий — над Рязанским шоссе, Борис — над Пулковской обсерваторией).

Каждая книга Стругацких начинается как легкая игра, увлекательный рассказ. Читая дальше, ты обнаруживаешь, что тот приятный сказочный мир обрел жесткость: это наш, реальный мир в одной из своих глубинных сущностей, открытой талантом Художника.

…А еще Стругацких всегда любили за несгибаемость и непоколебимый оптимизм их персонажей. Герои их всегда дрались до конца за то, во что верили, с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она не была предусмотрена сюжетом, выходя за рамки книги.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

«Отец психоанализа» Зигмунд Фрейд
Царь Соломон
Чудо-женщина Галь Гадот