Мечты – это приятно. Однако, увы, далеко не всегда им суждено воплотиться в реальность, ибо для этого необходимо, чтобы они превратились в цели. С этой точки зрения очень интересна история адмирала Хаймана Риковера, которая как раз и стала примером того, как мечты оживают, становясь неотъемлемой частью повседневной действительности.
Хайман Джордж Риковер
Хайман Джордж Риковер родился 27 января 1900 года на территории современной Польши в городке Макув-Мазовецки (тогда это была Российская империя) в небогатой многодетной еврейской семье, и при рождении получил классическое имя – Хаим. Когда ему было шесть лет, родители Абрахам и Рахиль, после одного из частых в то время еврейских погромов, эмигрировали в США. С четырех лет мальчик начал получать классическое еврейское образование: ежедневно он ходил в хедер и изучал Тору, а также иврит. В Америке семья жила сначала в Ист-Сайде Манхэттена, а позже переехала в другой город – Чикаго, где местом своего проживания выбрала район Лаундейл. Тогда Хаим и стал Хайманом.
Чтобы помочь своей семье, Хайман с девяти лет начал работать – разносил телеграммы Western Union. Сам Риковер, позднее вспоминая свое детство, отмечал, что этот жизненный период был для него не слишком радостным – он был наполнен тяжелой работой и самодисциплиной. Одновременно с заработками, Хайман в 1918 году с отличием закончил обучение в средней школе им. Джона Маршалла в Чикаго. Первая работа помогла молодому человеку в дальнейшем: однажды именно на своей работе он знакомится с конгрессменом Адольфом Дж. Сабатом. Тот дал Хайману рекомендации для поступления в Военно-морскую академию США, куда он был принят, блестяще сдав вступительный экзамен.
После окончания академии в 1922 году, попав на борт “Ла Валетты”, он настолько впечатлил начальство, что с 21 июня 1923 года был назначен старшим механиком вопреки тому, что не имел достаточного опыта для работы на этой должности.
Чуть позже Хайман служил на линкоре «Невада». В военно-морской аспирантуре он получил степень магистра по электротехнике.
В течение определенного периода Хайман Риковер работал в Колумбийском университете, где познакомился со своей будущей женой, Рут Д. Мастерс. В 1931 году, после того, как Рут получила научную степень в Сорбонне, состоялось их бракосочетание. Так как Рут была христианкой, Хайман изъявил желание исповедовать христианство, о чем сообщил своим родителям.
В период с 1929 по 1933 годы Риковер служил на подводном флоте. В июле 1937 года он стал лейтенант-коммандером на корабле “Финч”. Но долго в этой должности Хайман не прослужил, потому что осенью 1937 года его отправили на инженерную службу. В октябре 1937-го Хайман передал все дела на судне “Финч” другому командиру.
В событиях легендарного Перл-Харбора Хайману Риковеру довелось сыграть далеко не последнюю и очень благородную миссию: после того, как было потоплено большое количество военных кораблей, в апреле 1942 года он сумел поднять со дна линкор “Калифорния”. Корабль был своим ходом дошел до верфи в Пьюджент-Саунд. Здесь пригодились исчерпывающие знания Риковера об электромоторах и генераторах.
В 1946 году не без помощи адмирала Эрла Миллса Хайман становится заместителем управляющего проектом “Манхэттен” по разработке ядерных электрогенераторов. Он был направлен в лабораторию Клинтон в Оук-Ридже. Здесь Хайман получил возможность наблюдать за работой таких величин в отрасли физики, как Росс Ган, Филипп Абельсон и другие.
Именно здесь Риковер оценил и понял возможности, которые открывает для военно-морского флота атомная энергетика. Он в буквальном смысле заразился идеей ядерной корабельной силовой установки. Однако начальство сочло его идеи трудновыполнимыми, почти что фантастикой, и Риковера сделали руководителем невысокого ранга в Управлении ВМФ. Это не остановило Риковера, и он начал работу над проектом по созданию атомного подводного флота и стал начал штурмовать кабинеты высокого флотского командования. Этот проект так и остался бы пылиться на полках, если бы не настойчивость Хаймана и улыбка судьбы – его документ попал в руки к главнокомандующему ВМС США адмиралу Честеру Нимитцу. Как бывший подводник, Нимитц быстро оценил потенциал ядерного двигателя для военного подводного корабля, и попросил профильного министра Джона Салливана ознакомиться с проектом. Салливан дал проекту зеленый свет, и Риковер возглавил сектор ядерных реакторов Корабельного бюро.
С февраля 1949 года он руководит отделом военно-морских реакторов ВМФ. С 1951 года его дважды представляли на получение звания контр-адмирала, и дважды ему в этом было отказано. Однако в 1953 году Хайман Риковер с третьей попытки становится контр-адмиралом.
Хайман Риковер в шахте реактора АЭС «Шиппингпорт»
14 июня 1952 года началось строительство первой в мире атомной подводной лодки “Наутилус”. Во время этой работы команде Риковера пришлось столкнуться с многочисленными трудностями: недостаточность физических данных для разработки реактора, отсутствие знаний о методах проектирования и сведений о поведении металлов в воде. Они были первопроходцами на этой дороге. Здесь как нельзя более кстати оказались целеустремленность, творческий и научный потенциал, инженерный опыт самого Риковера и совместно работавших с ним людей. В результате предпринятых усилий появился корабельный эквивалент реактора S1W (позднее переименованный в S2W) с небольшими изменениями в проекте. Процесс строительства ядерного реактора для «Наутилуса» происходил в Айдахо, первоначальный бюджет проекта составлял $30 млн.
Мероприятия по пробному запуску реактора прошли успешно. После двухчасовой работы реактор отключили. После этого в течение месяца постепенно наращивалась мощность.
Принимая во внимание трудности, которые сопутствовали испытаниям, Риковер довольно рискованно взял на себя лично всю ответственность за все несчастные случаи, которые могли произойти.
17 января 1955 года «Наутилус» вышел в море. Общественное мнение возвело Риковера в статус «отца американского атомного флота».
3 августа 1958 года «Наутилус» подо льдами подошел к Северному полюсу.
Это отважное бесстрашное мероприятие определило вектор дальнейшего развития атомного флота. Все крупные военные суда, построенные после 1974 года, были оснащены атомными силовыми установками.
Моряк за работой в контрольной комнате АПЛ «Наутилус»
Главным приоритетом Риковера были не боевые показатели кораблей, а надежность и безопасность строительства и дальнейшего эксплуатирования реактора. Он лично присутствовал на запусках всех субмарин.
В 1958 году Риковер стал вице-адмиралом и был награждён первой из двух своих Золотых медалей Конгресса. Вторую он получил в 1983 году, а между ними, в 1980-м, был удостоен высшей награды США для гражданских лиц – Президентской медалью Свободы. Всего за карьеру сын еврейского портного получил 61 гражданскую награду и 15 почетных степеней…
Награждение вице-адмирала Хаймана Риковера Золотой медалью Конгресса
31 января 1982 года адмирал-новатор вышел в отставку. Умер он у себя дома 8 июля 1986 года в результате инсульта, похоронен на Арлингтонском кладбище.
Благодаря неимоверной силе воли, требовательности, иногда нетактичности и неуживчивости, принципиальности, резкости и трудоголизму Хаймана Риковера существование современного атомного флота стало не фантазиями, а вполне осязаемой реальностью.