Искусство в ХХ веке пережило ряд значительных изменений. Менялись направления и стили, происходило бурное теоретическое осмысление роли искусства в жизни человека, искусствоведение обретало особое значение. Интереснейшими являются междисциплинарные концепции, представленные Абрахамом Морицем Варбургом.

Родился будущий историк искусства 13 июня 1866 г. в обеспеченной и уважаемой семье Морица и Шарлотты Варбург, ведущей свое происхождение от жителей Северной Италии, которые переселись в немецкий город Варбург, от названия которого и пошла фамилия. Варбурги, проживавшие в Гамбурге, в 1798 г. основали банк, быстро разбогатели и породнились с уважаемыми еврейскими фамилиями Франкфурта, Вены, Киева и Нью-Йорка. Будучи лидерами еврейской общины Гамбурга, они выступали значительными благотворителями. Так, отец Аби приобретал акции Палестинского торгового общества для активизации сионистского движения. В то же время семья способствовала эмиграции евреев в США, а также финансировала создание и развитие еврейских колоний в СССР. Вовлеченность Варбургов в немецкую экономику была настолько значительной, что брат ученого, входящий в состав правления Рейхсбанка, сохранил свою ведущую роль до конца 1930-х гг.

На фоне семьи Аби, старший сын, казался маргиналом. Еще в детстве он понял, что семейное дело не для него и в 13 лет заключил самую успешную сделку в истории искусствознания: Аби передал право наследования банковского бизнеса брату Максу. Единственным условием было то, что брат будет покупать все нужные Аби книги. Это соглашение постепенно стали соблюдать все члены семьи.
Аби находился в щекотливом положении. Посвятив себя истории искусства, он оказался в финансовой зависимости от родственников, хотя и выказывал черты полноправного наследника. Сложностью было и то, что Аби Варбург сознательно отошел от иудаизма и относился к нему с предрассудком. Он даже отказался читать кадиш после смерти своего отца, поскольку считал, что «я не могу столь демонстративно лицемерить».
Отказ от веры предков, несмотря на это, не был вызван желанием Аби ассимилироваться: «Как еврей, я веду горестную войну на два фронта». С одной стороны это была его семья, с другой – научный мир. Потому, что учитывая ассимиляцию евреев в Германии, все равно сохранялась некоторая враждебность. По этой причине Варбургу пришлось перевестись из Бонна в Страсбург для защиты диссертации о мифологических полотнах С. Боттичелли.

В период 1888-1889 гг. он провел время во Флорентийском институте истории искусств, чтобы исследовать эти произведения. Весь интерес Аби был сосредоточен на способах применения научных методов к гуманитарным наукам. Ученый обнаружил, что сюжеты знаменитых картин С. Боттичелли перекликаются с поэмами его современника Полициано. Анализируя связи изображения и текста, ученый обозначил вопрос о понимании итальянским Ренессансом античности шире – чем являлась пластика языческих времен для последующих эпох. Получив докторскую степень, Варбург на медицинском факультете Берлинского университета начинает изучение психологии.
Осенью 1895 г. Аби отправился в США на свадьбу брата. Но после общения с антропологами Смитсоновского института он решается на путешествие по всей Америке к племени индейцев хопи. Аби задумался над проблематикой визуализации символа, о его связи с первобытным опытом и изменении его значения в поколениях. Варбург считал, что символ является средством ориентации в мире, который сохраняет жизненную полноту, не впадая ни в магию, ни в логос.

После возвращения из путешествия, Аби женится на художнице М. Херц, которую семья Варбургов сначала не приняла по религиозным соображениям (жена Аби была лютеранкой), но впоследствии семья поддерживает ее и помогает в воспитании троих детей. В 1898 г. Варбурги переехали во Флоренцию. В это время Аби отвергает эстетизм в искусстве, определив искусство как способ понимания проявлений интеллекта. Семья особо не интересовала Аби, он постоянно занимался исследованиями архивов, музейных коллекция, библиотек, поиском раритетов, имеющих хоть какое-то отношение к изобразительности. Он стал едва ли не первым, кто сделал предметом анализа произведения ремесленников, иллюстрации к текстам и др., что до него не изучалось в искусствоведении.
Аби постоянно занимался сбором сведений о прошедших эпохах, поэтому неудивительно, что в скорости в доме Варбургов под тяжестью книг стал прогибаться пол. Ученый приобретал книги по различным направлениям для изучения истории искусства, что характеризовало его междисциплинарное видение проблематики.
В начале ХХ в. он возвращается из Флоренции, где избирается членом правления Этнографического музея, и вместе с братом Максом основывает Гамбургский научный фонд. Аби активно занимается организацией университета, где ненадолго становится его профессором. В это время Варбург заостряет свое внимание на динамизме в картинах (локоны, одежда, жесты), что привело его к заключению, что динамизм в искусстве Ренессанса – наследие античности.
Многие знают, что непросто начать писать какой-либо текст. Поэтому, чтобы помочь Варбургу в обобщении его научной работы в текст, его друг А. Йоллес начал с Аби переписку о его научных достижениях. Новаторство Аби заключалось в том, что он сосредоточился на образах античности как на ментальном феномене, который зависел от механизмов памяти. Сформированный исследователем взгляд на искусство Ренессанса как на «эпоху великого переселения образов» позволил Варбургу отойти от иконографического анализа античных реминисценций искусства XV-XVI в., в сторону идентификации и определения источника заимствования сюжета. Таким образом, «вживание» субъекта в объект становилось связанным с проблемой символа. Поскольку это является отношением личного и «первобытного» отождествления человеком явлений со знаками. Исследование ученым проблемы миграции образов, названной им «Nachleben der Antike» (продолжение жизни античности), соединило историю искусства с различными несмежными дисциплинами.
Семья же оплачивала не только счета Аби, но и приобрела в 1909 г. участок для создания отдельного книгохранилища, поскольку с 1908 г. Варбургу пришлось нанимать помощников в своей библиотеке. В 1913 г. он нанял Ф. Заксля, который превратил собрание в организованную систему по принципу научных интересов Варбурга. Тем временем, после публикации «флорентийских» работ, авторитет Варбурга в ученом мире необыкновенно вырос. В 1909 г. ученый стал одним из организаторов Международного конгресса по истории искусства.
Однако в 1912 г. из-за сильного переутомления у Аби началась депрессия, и его посещения курортов стали регулярными. Варбурга считали гражданином мира, который играл свою роль с напором, юмором и изрядной заносчивостью. Варбург стал постоянно переживать за свое здоровье. Начались резкие перепады настроения, появилась мнительность. Маниакальная приверженность Варбурга науке начинала сказываться на окружающих. Трагическим моментов в жизни ученого стала Первая мировая война, Варбург все чаще погружался в депрессию. В 1917 г. Аби посетил психиатрическую лечебницу.
В апреле 1918 г. ученый при помощи Ф. Заксля подготовил доклад о пророчествах времен М. Лютера. Но уже к концу войны из-за ухудшения здоровья его поместили в клинику для душевнобольных, и лишь в 1921 г. ему удалось поселиться в санатории. По настоянию Заксля в 1923 г. лечащий врач ученого провел эксперимент: если Аби сможет прочесть лекцию, то будет освобожден из клиники. Варбург сумел рассказать о ритуале индейцев-хопи по заклинанию дождя, но лишь через 15 месяцев вернулся в Гамбург.

К 1926 г. книжное собрание ученый реогранизовал в Kulturbibliothek Warburg (KBW), где книги распределялись по 4 группам – образ, слово, ориентация, практика. Внутригрупповым распределением стал принцип тематического «добрососедства». Библиотека стала исследовательским центром и институтом, сотрудниками которого стали известные в дальнейшем искусствоведы Э. Панофски, Г. Бинг и др.
В 1927-1929 гг. Аби снова путешествовал по Италии, где начал новую разработку проблематики образов, результатом, которого стал атлас «Мнемозина». Предметом атласа стали преемственность образов, перетекание из искусства в нехудожественные области и наоборот. Классические сюжеты искусства были скомпонованы по типам: нимфа как ангел-хранитель, похищение женщин и т.п. Таким способом Варбург пытался понять искусство, выйдя за пределы текста. Сердечный приступ, произошедший 26 октября 1929 г. остановил труд Варбурга, но можно предположить, что этот проект задумывался как своеобразная «work in progress» (работа на будующее).

Приход нацистов к власти поставил под угрозу само существование института. Благодаря вниманию и энергии английских ученых, семья Варбург смогла спасти книжное собрание Аби. В 1933 г. на двух пароходах было переправлено в Лондон собрание из 60 тыс. книг и все необходимое библиотечное оборудование. Спустя две недели после этого нацистами были жестко ограничены права вывоза ценностей из Германии.

В 1944 г. Институт Варбурга официально вошел в состав Лондонского университета. В настоящее время это крупнейший в мире научный центр, исследующий взаимодействие мыслительных и художественных традиций в истории искусства.
Подходы Аби Варбурга до сих пор актуальны в ученом мире. Сама же фигура исследователя постепенно мифологизировалась: у него сложилась репутация таинственного гения, родоначальника научной школы иконологии, изучающей изобразительные мотивы в произведениях искусства. Однако сам Аби не систематизировал иконологический метод (это сделали его ученики). Ученый сознательно не создавал теории. Основного труда он не написал, а под конец жизни преподнес ученому миру загадку своей «Мнемозиной».

Главным основополагающим трудом ученого Варбурга является библиотека как практический инструмент, предназначенный для последующих поколений. Тем не менее, популярность Аби Варбурге постоянно растет, особенно в последние десятилетия. Так, в Гамбурге учредили премию Варбурга, в этом же городе основали второй Институт Варбурга, а также ежегодно проводят конференции и семинары по теории искусства его имени.