Ответ нашего постоянного автора Ильи Рабиновича на статью «Слабость науки и сила мира» Леви Каневского. Материал публикуется без редакционной правки.
Слово редакции: Редакция журнала U-Jew! живет в рациональном мире и понимает, что существует не только черное и белое, но и тысячи оттенков серого, зеленого, красного, лилового и других цветов. Точно так же каждое мнение имеет право и место быть. Редакция журнала не несет ответственности за личное мнение своих авторов, имея при этом собственный взгляд на данную тему. Какое мнение вам ближе, дорогой читатель, решать только вам.
Все люди очень разные. Бывают люди умные, бывают- не очень. Бывают люди высокие, бывают- не очень. Бывают люди сильные, бывают- не очень. Бывают люди рациональные, бывают- не очень.
Рациональные люди оперируют объектами и связями между объектами, строя абстрактную модель мира на основе наблюдаемых событий, а также производя «обратный анализ» (он же «reverse engineering», кто знает - тот поймёт) следствий для того, чтобы прийти к причинам событий, а затем вывести из выведенных причин новые следствия. Фактически, рационал строит на основе наблюдаемых событий абстрактную модель мира и пытается её соотнести с другими фактами, наблюдаемыми в реальности: чем точнее модель, тем больше её выводов соответствуют реперным (опорным – прим. ред) точкам фактов. Эмоции, персонализация, антропоцентричность не имеет для рационала никакого значимого эффекта в процессе формирования модели реальности.
Иррационал не оперирует понятием «абстрактной модели мира»: такой человек мыслит категориями фактов и общепризнанных теорий, не проверяя их взаимосвязей и не производя «обратного анализа». Для такого человека эмоционально поддержанное событие подменяет собой все остальные, оно становится важнее, чем фактическое статистическое распределение данного факта среди всех остальных фактов данной категории. Общепризнанная теория, к которой стремится «прислониться» иррационал, также должна быть персонализирована, очеловечена и эмоционально окрашена. Абстрактность, статистическое распределение фактов, логичность взаимосвязей не имеют никакого значимого влияния на иррационала.
Наука- это цивилизационная модель, созданная рационально мыслящими людьми для объяснения самим себе той реальности, в которой мы все живём. В рамках данного подхода мир функционирует на основании определённых неизменных законов, действующих на всех. Производя набор экспериментов, можно набрать статистику фактов, анализируя которые учеными-теоретиками выдвигается гипотеза, связывающая факты в единую систему. Далее гипотеза многократно проверяется в иных диапазонах переменных, которые входят в формулу, выведенную теоретиками. И лишь только после многократных проверок гипотеза становится теорией. Поскольку все научные работы, кроме засекреченных, публично доступны, а понятия «авторитет» и «сакрализация» чужды учёным, долговременные подтасовки научных данных в принципе невозможны- лжеца выведут на чистую воду и обесчестят до конца его дней.
Религиозная модель мира - иррациональна по определению, поскольку в ней всегда существует некая постоянно очеловечиваемая Высшая Сила, которая управляет этим миром. Поскольку данная сила эмоциональна, разумна и всесильна, то физика, равно как и любая иная наука, не имеет в рамках такой модели никакого значения, ибо Высшая Сила может изменить законы природы в любой момент, как локально («чудо»), так и глобально. И, поскольку первоисточник религиозного знания, та самая Высшая Сила, недоступна для прямого массового контакта, религиозные системы полны противоречий и манипуляций, никакой системы защиты от этого нет и быть не может.
Потому, взгляд религии на науку – это всегда взгляд иррационала на абстрактную модель мира рационала. Иррационал пытается применить свою модель понимания к системе, созданной рационалами, естественно, полностью запутываясь в ней и ничего не понимая по сути. Это всё равно, если бы гуманитарий попытался бы описать квантовомеханический закон Шредингера в терминах поэмы или пьесы.
Основные претензии иррационала к науке сводятся к следующим пунктам:
- Высокая абстрактность: отдельные факты не играют особой роли, имеет значения лишь только статистический вес того или иного набора фактов.
- «Обратный анализ» от следствий к причинам. Особенно, если причины не могут быт наблюдаемы.
- Отсутствие эмоциональной окрашенности научной модели мира.
- Сговор учёных с целью замолчать «неудобные» детали.
Де-факто же в науке невозможно «замолчать» неудобные детали, это становится мгновенно известно, никакого «сговора учёных» нет и быть не может. Наука, кроме военных прикладных направлений- совершенно открытая система, в которой невозможны длительные мистификации, ибо в науке нет ни одной аксиомы, ни один из научно значимых фактов и законов не имеет авторитетности и должен быть многократно подтверждён экспериментально научными группами. Причины, полученные из следствий в результате «обратного анализа», имеют статус «гипотез» до того момента, пока иные следствия из гипотезы не будут многократно проверены и перепроверены разными научными группами и признаны правильными. Отдельные факты не имеют собственной значимости, но лишь только в связке со всеми иными фактами они имеют научную ценность, статистика важнее отдельных событий. Однако, если некий факт не может быть объяснен текущей гипотезой, текущую модель дополняют либо вообще отбрасывают. Например, так была выброшена на помойку истории гипотеза флогистона, теплорода и эфира, а ещё множество иных гипотез, которые были боговдохновенны, блистательны и красивы, но вот экспериментальным научным данным ну совершенно не соответствовали.
Фактически, иррационал, не имея рационального мышления, пытается построить иррациональную модель науки, которая к реальной науке не имеет никакого отношения от слова «вообще», а затем с блеском свою же модель и опровергает. После чего, с должным пафосом, такой человек гордо заявляет, что «он в науку не верит». Браво, бис, только к «опровержению науки» деятельность сия никакого отношения не имеет. Скорее, имеет место тотальное непонимание науки со стороны религиозного истеблишмента, а также намеренная ложь и лицемерие в целях сохранения власти и влияния в среде своей паствы. Я с огромной симпатией отнесусь к человеку, который не верит в науку и, потому, живёт в пещере, не пользуется электричеством и электроприборами, выращивает всю свою еду без помощи удобрения, пестицидов и агротехники, носит домотканую одежду и вручную сделанную обувь, а по дорогам перемещается пешком либо на осле. Все остальные лишь лицемеры и лжецы, клевещущие на научную цивилизацию, но пользующиеся всеми теми благами, которые несёт наука всему человечеству: быстро перемещаться в пространстве, не голодать, лечить болезни, связывать людей в мгновение ока, спасать жизни.
Автор эксперт в области информационной безопасности, инженер-физик по специальности «ядерная физика»
Автор готов к аргументированному и корректному спору, основанному на единстве терминологии, поскольку, как учёный, всегда стоит на позиции поиска истины, какой бы она ни была.