В десяти заповедях говорится: "Не завидуй". Означает ли это, что увидев нечто красивое или желанное у другого человека, мы не имеем права хотеть того же?
Мы все завидуем. Без этого невозможно. Мы же люди, и мы видим, что есть у других и тоже хотели бы это иметь. Но не всегда это плохо. Существуют три вида зависти: злая зависть, опасная зависть и хорошая зависть.
Если вы, например, хотите такую же машину, как у вашего друга, но не хотите, чтобы она была и у него, - это злая зависть. Почему вам мешает то, что у вашего друга есть что-то красивое? Даже если вы хотите такую же вещь, вы должны радоваться, что у него она тоже есть. Хотеть чего-либо для себя, при этом желая, чтобы того же самого не было у друга, попросту очень нехорошо.
А если, скажем так, вы не возражаете, чтобы эта машина была у нее, только вы хотите такую же, это нормально? Это не злая зависть, но будьте осторожны. Думая слишком много о том, что есть у других, вы постепенно станете постоянно недовольны тем, что есть у вас. Вместо того, чтобы наслаждаться тем хорошим, что дал вам Вс-шний, вам всегда будет хотеться большего. Этому не будет конца. В конечном итоге, у вас появятся дурные чувства по отношению к друзьям, поскольку вы не можете обладать всем тем, что есть у них. Таким образом, зависть этого типа не злая, но опасная.
Но есть и хорошая зависть. Например, завидовать кому-то из-за его добрых дел и прекрасного характера. Когда вы видите друга доброго, щедрого, умеющего прощать, дисциплинированного и надежного, и говорите себе: "Как бы я хотел быть, как он", - это хорошая зависть. На самом деле, именно поэтому зависть и заложена в нашей природе. Она может сделать нас лучше.
Талмуд учит нас, что мир не может существовать без зависти. Без нее у нас не было бы стимула чего-то достичь. Все лишь зависит от того, как вы ее используете. Завидуйте - но правильным вещам. Машина вашего друга в один прекрасный день уедет на свалку. Хорошие качества останутся навсегда.