Уже в течение более полутора тысяч лет христианская религия, признающая своим истоком иудаизм, является основной идеологией почти всех стран Европы, Она распространила своё влияние и на другие континенты - Азию, Африку, Америку, Австралию. Несмотря на то, что в течение веков внутри христианской церкви выделились ряд конфессий, подчас жестоко враждующих между собой, считается, что примыкающих в той или иной мере к христианству людей насчитывается сейчас около 1,5 миллиарда. Это самое высокое число приверженцев среди религий на Земле. Весьма важно и то, что страны, в которых христианство выступает в качестве основной идеологии, достигли наибольшего уровня как культурного, так и промышленного развития.
Это означает, что поскольку в основе христианства лежит еврейская Библия, несомненное влияние на жизнь цивилизованных народов оказывает непосредственно еврейская мораль, содержащаяся в ней. У историков и философов принято называть ту форму цивилизации, которая установилась в развитых странах - иудео-христианской цивилизацией. Очевидно, что в наше время страны, придерживающиеся принципов этой цивилизации, значительно опережают другие страны в научном, моральном и художественном отношении.
На жизнь и ход развития сознания европейских народов главное влияние оказали два направления мысли: иудейское и греческое. Всплеск в интеллекте этих двух народов, определивший основные черты цивилизации передовых стран, заметен и до настоящего времени. Вклад греков в человеческую цивилизацию огромен. Они создали основы современной математики, определили направление развития философии и истории. Но им не удалось главное - формулировка системы единых взглядов на мироздание, его развитие и пределы этого развития, нравственные законы, определяющие основы жизни и сохранения человеческих коллективов. Это заслуга евреев. По религиозным представлениям эти основы были даны избранному народу самим Б-гом, однако, это не снижает значения деятельности евреев в истории народов. Суметь сохранить и развить эти принципы в течение веков в условиях постоянных гонений и притеснений со стороны других народов - это исторический подвиг.
Современные научные представления о строении и развитии Вселенной, месте в ней человечества, развитии цивилизаций, место религии в обществе и взгляды на общественную мораль значительно отошли от первоначальных представлений. Да и религиозные представления уточняются и согласуются с достижениями науки. Данные науки о “начале всех начал” говорят о том, что представления Торы и современной науки находят области совпадения.
Сформулируем те выдающиеся достижения, которые принесли народам мира евреи в течение многих веков их существования как нации. Под этим словом мы будем понимать общность людей, спаянных идеологическими принципами и обладающих единым менталитетом, сохраняющим их в течение исторически длительного времени, т.е. группа людей, осознающих себя единым народом, которую и другие нации воспринимают как единую нацию.
Наиболее удивительным является тот исторический факт, что евреи в течение всей сознательной истории человечества, насчитывающей, ориентировочно, около 4000 лет, не исчезли как народ, хотя, именно закономерностью многих народов являлось исчезновение за этот период, но и продолжали свою активность. На протяжении этого времени евреи несли миру принципы Торы, стали основателями самой крупной мировой религии - христианства, многие положения Торы были восприняты другой мировой религией - исламом, внесли большой вклад в создание и развитие современной денежно-кредитной системы и банкового дела, развитие современной промышленности и науки, активно участвовали в разработке и осуществлении социалистических элементов развития общества, охвативших в 20 - м столетии значительную часть цивилизованных народов мира, в течение последних двух веков постоянно находились среди передовых деятелей искусства, науки, философии, медицины, юриспруденции и т.д.
Несмотря на бесправное положение в обществе многих стран мира евреи везде считались силой, которая угрожает господствующей власти и задевает интересы господствующей нации. Это отчасти вызвало к жизни целую философию антисемитизма, не опирающуюся уже на христианскую религию.
Руководимые и направляемые представителями идеологической системы народные “массы” периодически громили еврейские общины. Уничтожали целые еврейские семьи, грабили имущество. (уничтожение евреев Священной римской империи во время чумы в Европе в 14 в, уничтожение евреев Украины во времена Б. Хмельницкого, попытка гитлеровского окончательного решения еврейского вопроса в 20 в., развитие сталинского антисемитизма, оборвавшееся со смертью его вдохновителя)
Многочисленные обвинения в ритуальных убийствах, насильственные крещения, законодательные ограничения и т.п. были постоянной практикой средневековой Европы
В течение веков создались целые библиотеки антисемитской литературы, в которой многочисленные как мелкие, так и крупные философы и писатели пытались доказать опасность существования евреев для всего мира. Вошел антисемитизм и в крупные произведения мировой художественной литературы. Даже сейчас продолжают использоваться для этой цели самые современные средства массовой информации - такие как Интернет. Такова вкратце картина еврейской истории.
Но, вернёмся к нашему вопросу. Записанная история евреев уходит в глубь веков. По Библии праотец еврейского народа Авраам заключил союз с Б-гом, который возложил на этот народ бремя избранности. Полное оформление кочующих племён в народ относится к 1280 г до н.э., когда под руководством Моисея евреи ушли из Египта. Во время этого похода Б-г, по преданию, продиктовал Моисею 10 заповедей, определяющих принципы устройства общества.
Материальных свидетельств библейской истории пока не найдено. Однако, раскопки продолжаются и не исключена возможность находок в будущем. Ряд положений Библии получил подтверждение в найденных документах того времени. Но вклад еврейской Библии кратко можно свести к следующему:
1. Впервые в полном объёме была сформулирована картина сотворения мира. Как известно, всего шесть дней понадобилось Б-гу для полного окончания процесса творения. Тора описывает этот процесс состоящим из 6-и последовательных актов: создание света и отделение света от тьмы, создание тверди и отделение тверди от воды, собирание её в одном месте и создание суши, создание растительности, создание небесных светил, сотворение животного мира, сотворение человека (мужчины и женщины одновременно) и благословение его на власть над всем животным миром. Только вследствие нарушения людьми божественных заповедей в мир пришли боль, смерть, нужда. Эта картина творения господствовала в умах людей около 1, 5 тысячелетия. Верующие трёх главных религиозных систем: иудаизма, христианства и ислама придерживаются её и сейчас.
Современные научные представления дают иную картину, однако, верующие идеологи ищут пути истолкования текста Торы в соответствии с современными данными науки. Существуют толкования дней творения как исторических периодов, продолжающихся миллиарды лет, или путём изменения скорости течения времени, согласно общей теории относительности. Подтверждением акта творения мира считается теория Большого Взрыва, господствующая среди большинства учёных. Представления современной науки о происхождении мира основаны на двух идеях – причинно-механической связи, базирующейся на фундаментальных законах и физической связи, выработанной на основе исследований. В настоящее время физическая картина мира во многом основана на математических уравнениях, позволяющих устанавливать события, но не дающих наглядного представления о них. Вся она в своей основе строится на решениях уравнений общей теории относительности Эйнштейна.
2. Идея монотеизма - главная идея Торы. Эта идея перешла от евреев и в другие религии, но еврейская религия сохраняет её в наиболее чистом и последовательном виде. Тора утверждает, что существует только один Б-г, он всемогущ, недоступен для человека, любые изображения его запрещены, его воля доступна лишь избранным, которые и открывают её народу Израиля, а через него и другим народам, имя Его запрещено произносить. Возникшие на многие века позже, чем иудаизм, христианство и ислам восприняли эту идею при этом несколько исказив её. Монотеизм, завоевавший впоследствии умы многих народов мира,
Способствовал созданию единой системы моральных ценностей и критериев для человеческого созданию единой системы моральных ценностей и критериев для человеческого общества. Любая персонификация пантеона, как это было, например, в религиях крупнейших древних цивилизаций, Египта, Греции и др. приводила к внесению в пантеон людских страстей или идолопоклонству животным.
3. Евреи ввели в жизнь и досконально разработали идею законности в человеческих отношениях. "есть все основания считать, что переписчики, или книжники - на иврите "Сойфер" - были профессионалами высокой пробы. Пятикнижие, или Тора, были канонизированы уже в 622 г. до н.э. Постепенно к нему добавлялись другие книги, и весь процесс завершился около 300 г. до н.э. Семьи книжников обеспечивали сохранность библейских текстов в течение тысячи и более лет. Свитки, найденные недавно в районе Мёртвого моря, древнейшие найденные свитки библейских текстов, свидетельствуют об этом. По сравнению , например, с другим выдающимся народом - греками, евреи смогли создать "сжатое и драматическое историческое повествование за полтысячи лет до греков.. и у них появилось глубокое чувство исторической перспективы, подобного которому грекам достичь не удалось. ...На территории Римской империи евреев проживало примерно столько же, сколько греков, причём, процент грамотных среди евреев был выше. " ( П. Джонсон. Популярная история евреев.)
Жизненный мир верующего еврея определяется Торой или выводится из неё путём толкований и интерпретаций.
4. Традиции - это слияние воедино всех перечисленных выше основных структур еврейской жизни. Они выработаны в течение тысячелетий, изменяются с течением времени, или остаются неизменными в некоторых еврейских общинах. После разрушения Храма жертвоприношения и жречество были заменены изучением и толкованием Торы. Мудрецы и учителя заменили собой жрецов, а толкование и разъяснение Торы заменили жертвоприношения. Процесс толкования Торы называется Мидраш, а её толкование и разработка предписаний и правил поведения Галаха. Дальнейшим развитием этого явилась Мишна (Повторение) - классический сборник законов и нормативных правил иудаизма. Это результат деятельности многих мудрецов, но окончательно он был отредактирован и собран рабби Иудой во 2 - ом или начале 3 - его века н.э. Она делится на 6 больших разделов: Семена, Праздники, Жёны, Об убытках, О святости и О чистоте. Как указывает Рав Один Штейнзальц, "хотя сама Мишна предельно точна и информативна возникает множество проблем, которые не решаются в пределах её текста". Сразу после отрывков текста, посвящённых одному вопросу следует комментарии и разъяснения. "Текст комментария носит название Гемара (Изложение) и по своему объёму превышает Мишну, отличаясь от неё стилем и характером изложения". (Штейнзальц).
За длительный срок применения Талмуда выработался целый свод правил вынесения галахических решений. Практика таких анализов отразилась на характере еврейского народа, и создало навыки интеллектуальной деятельности и анализа, породив выдающихся специалистов евреев в разных сферах интеллектуальной деятельности.