Великое чудо, великий Шабат - Ujew

Великое чудо, великий Шабат

Великое чудо, великий Шабат
Количество просмотров 744 Количество комментариев 0

Каждый год накануне Песаха мы вспоминаем о «великом чуде». Мы называем субботу перед Песахом - Великий Шабат. Среди всех Шабатов года этот назван «великим» потому, что он объединяет наш мир с Б-гом и дает возможность всем другим Шабатам оказывать влияние на остальные дни недели в нашем мире.

После первого свидания с девушкой молодой человек делится с друзьями впечатлениями о ней. Он рассказывает, что ему понравился характер девушки, однако его разочаровала форма носа молодой леди. Тем не менее, юноша продолжает встречаться с девушкой и, в конце концов, влюбляется в нее. Когда же друзья напоминают о ее носе, он отвечает: «Глядя на нее, я вижу милое лицо, а не некрасивый нос». Уже после свадьбы молодой муж снова обращает внимание на нос своей жены, но на этот раз он с удивлением для себя отмечает, что смотрит на него с восхищением. Сначала любовь ослепила его настолько, что он не замечал недостатков во внешности девушки и подсознательно игнорировал их. Затем он полюбил девушку так крепко, что восхищался всеми ее особенностями. Непривлекательное стало для него прекрасным. Некрасивая форма носа стала источником еще большего восхищения.

Трансформация

Любовь между мужем и женой — это метафора любви между человеком и Б-гом. Вс-шниий повелел нашим предкам построить в Мишкане жертвенник и поддерживать на нем постоянное пламя. Как сказано в Торе, «огонь должен постоянно гореть на жертвеннике и не гаснуть» (Ваикра 6:6). Каббалисты комментировали это повеление иносказательно. По их мнению, жертвенник олицетворяет наши сердца; а огонь — любовь к Б-гу. Мы должны постоянно поддерживать огонь любви к Б-гу в наших сердцах. Только тогда «нет» будет потушено (Дов-Бер, Магид из Межерича, цитата из Хайом Йом, 20 Адара II).

Это «нет» — время от времени возникающее у нас желание отказаться от исполнения Б-жественной воли. Силу в этом «нет» поддерживает наше стремление к земным удовольствиям. При поддержке непрекращающейся любви к Б-гу наша тяга к земным удовольствиям ослабевает и вместе с тем гасит наше «нет» — желание отказать Б-гу.

Первый шаг заключается в том, чтобы погасить «нет». Второй шаг предполагает превращение «нет» в «да» через использование нашей тяги к земным удовольствиям для служения Творцу. Когда эта тяга превращается в любовь к Б-гу, а стремление отстраниться от Него становится желанием прильнуть к Нему, подобно молодому мужу, мы начинаем любить то, что раньше нас отталкивало.

Великое чудо

Наши мудрецы особо отмечают Шабат, предшествующий Исходу евреев из Египта, когда они готовили ягнят для пасхального жертвоприношения. Своим соседям-египтянам евреи объяснили, что Вс-шниий повелел им совершить жертвоприношение, потому что вскоре должна была наступить ночь Исхода. Евреи также сообщили египтянам о том, что в эту ночь во всех семьях египтян погибнут мальчики-первенцы.

Услышав это, египтяне обратились к фараону с мольбами отпустить евреев, но получили отказ. Тогда началась битва между египетскими первенцами и армией фараона. Многие в этой битве погибли, но выиграла ее армия фараона. Этот бунт евреи назвали «великим чудом», о котором мы вспоминаем каждый год в Шабат накануне Песаха (см. комментарий Бейт Йосефа и Шулхан-Аруха на Тур, Орех Хаим 430).

Внимательный читатель задастся вопросом: «А где же чудо?» Египтяне по вполне понятным причинам подняли восстание и проиграли в борьбе с армией фараона. Что же мы празднуем?

Преобразование противоположностей

Наши мудрецы указывают, что чудо в этом случае заключалось не в исходе битвы, а в самом ее факте. На протяжении долгих лет евреи были рабами в Египте; египтяне преследовали и унижали их. К первенцам в семьях египтян относились с особым почтением. Те же первенцы были главными преследователями и поработителями нашего народа.

Египтяне выдержали девять тяжелых казней. Они насмехались над Вс-шниим и отказались исполнить Его требование — освободить евреев от рабства.

Как молодой муж скрывал свои двойственные чувства по отношению к жене, чтобы полюбить ее, так же Вс-шниий заглушил голоса египтян, чтобы освободить наш народ. Десятая и последняя казнь, обрушившаяся на Египет, чудесным образом помогла Ему в достижении этой цели, уничтожив египтян, противостоявших Б-гу и исполнению Его воли.

Как бы то ни было, гражданская война не исчерпала себя только на этом. Она не просто уничтожила оппозицию, но и превратила оппозиционеров в сторонников евреев. Египтяне впервые выступили в поддержку еврейского народа. Именно в этот момент сила, ополчившаяся против Б-га, трансформировалась в силу, которая поддержала Его волю.

В этом и заключалось чудо. И это чудо стало не обычным, а «великим». Большинство чудес коренным образом нарушают естественный ход событий. Но лишь в редких случаях естественный порядок меняется настолько, что сам стремится к перемене, которой хочет Б-г. На этот раз именно так и произошло. Вспомним разделение вод Красного моря. В силу своей природы, вода течет, находясь в жидком состоянии. Тот факт, что воды Красного моря разделились и стояли, как стены, был чудом, изменившим природу вещей. Природа воды не изменилась. Она была покорена, и, как только чудо завершилось, вернулась в обычное для себя состояние. Это означает, что вода, которую силой заставили действовать против ее природы, стояла, как стена, на протяжении этого времени в знак протеста. Египтяне же не протестовали против своих новоприобретенных убеждений. Они приняли эти убеждения и, таким образом, изменили свою природу.

По природе своей египтяне были склонны отрицать существование Б-га — несмотря на многочисленные факты, свидетельствовавшие об обратном. В Торе (Берешит 42:9, 12) Египет назван «нагой» страной. По мнению каббалистов, «нагота» в данном случае олицетворяет аморальность. Но гражданская война разразилась потому, что естественная склонность первенцев к отрицанию Б-га трансформировалась в стремление исполнить волю Б-га и освободить евреев. Эта перемена не была навязана египтянам вопреки их природному складу. Их природа просто изменилась в тот момент, когда они осознали, что, поддержав евреев, получат возможность выжить. Следовательно, они, как никто другой, были заинтересованы в освобождении евреев из рабства. Как и молодой муж, двойственные чувства которого под влиянием любви превратили предмет сомнений в объект еще большей любви, открывшееся египтянам понимание превратило их противление Б-гу в веру и стремление защищать еврейский народ.

Все это объясняет, почему мы называем субботу, в которую вспоминаем о великом чуде, «Шабат Ха-Гадоль» (Великий Шабат). В Шабат мы отстраняемся от всего мирского. Вс-шний создал наш мир за шесть дней, а в седьмой день Он отдыхал. В этот день мы также должны отдыхать от будничных забот и думать о Б-ге. В определенном смысле, мы заглушаем голос сбивающего нас с толку мира, чтобы посвятить себя Вс-шнему.

Но в этот Шабат мы делаем еще один шаг вперед. Вместо того чтобы заглушить голоса материального мира, мы прославляем их. Мы не бежим от этого мира, а воспеваем Б-жественную природу источника его существования. Как в свое время это случилось с египтянами-первенцами, мы понимаем, что наш мир также был создан Вс-шниим и, вместо того чтобы рассматривать этот факт как препятствие, мы принимаем его и радуемся ему, как и самому Шабату. Среди всех Шабатов года этот назван «великим» потому, что он объединяет наш мир с Б-гом и дает возможность всем другим Шабатам оказывать влияние на остальные дни недели в нашем мире.

 

Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.