В одной из недельных глав есть такие строки: «И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы сделать субботу в их поколениях заветом вечным» (Шемот, гл. 32, ст. 16).
В субботней молитве есть такие слова: «И очисти сердца наши, чтобы наше служение соответствовало критериям Истины».
Соблюдение Шабата — свидетельство, что Вс-шний создал Небо и землю, и все, что их наполняет. Это свидетельство наполняет мир Истиной. А свидетельство, как известно, должно быть максимально точным, ведь даже незначительное искажение отдельных деталей может привести к ошибочному решению — отклонению от Истины.
Истина не может быть приблизительной. Не совсем точная истина — уже ложь. О часах, которые не точны всего на одну секунду, говорят, что они на секунду врут. Поэтому законы соблюдения Шабата изучают во всех деталях и тонкостях — чтобы исключить любые возможные ошибки.
Каждому элементу системы, которая называется Шабатом — придается особое значение. Важная роль отводится даже этапу подготовки к субботе.
В Талмуде (трактат Шабат, лист 12) сказано, что перед наступлением темноты, перед началом субботы, необходимо проверить одежду — не завалялось ли что-то в карманах — чтобы в субботу не нарушить запрет на перенесение предметов из одного владения в другое.
Рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) пишет, что это — одно из самых главных правил соблюдения субботы.
В чем же состоит его важность?
Суббота в нашей традиции названа подобием Грядущего мира, неким отражением мира духовного. Оставляя наш мир, человек ничего из своего имущества не может унести в вечность. В тахрихине (особое одеяние, в которое облачают умерших) нет карманов. Тому, кто готовится встретить Шабат, нужно проверить свои карманы. Не застряли ли там предметы, предназначенные для использования в будни. Ведь невозможно войти в Шабат, если ты не полностью вышел из будней. А, чтобы будни тебя отпустили — нужно, как говорится, «оплатить все счета».
Мысли, слова и поступки — это одеяния души. Проверить одежды перед наступлением Шабата, значит, в том числе — и проанализировать свои мысли, слова и дела, совершенные в течение недели, выявить нарушения и сделать тшуву (раскаяться). То есть — «заплатить по счету, закрыть его» и открыть новый, чистый лист, не замаранный бухгалтерскими пометками материальности.
Раби Авраам Мордехай Альтер подчеркивал, что если так важно проверять карманы перед Шабатом, то в сам Шабат — тем более.
В то время в Польше в еврейских общинах пытались решить проблему с перенесением различных «объектов» в Шабат путем создания эрува (символическое ограждение, объединяющее разные владения и позволяющее переносить «объекты» в пределах этой объединенной территории). Во многих общинах при создании эрува приходилось полагаться на различные послабления. Но в городе Гуре эрув отвечал самым высоким требованиям галахи (еврейский практический закон).
Несмотря на это раби Альтер взял за правило ничего не переносить в шаббат. И в связи с этим был вынужден постоянно проверять, не осталось ли что-то в карманах.
«Если человек постоянно проверяет себя, свои одежды, карманы — он помнит, что сейчас суббота, подобие Грядущего мира» — объяснял свое решение раби Авраам-Мордехай. — Следовательно, он не потратит зря ни минуты. Что же может быть важнее этого!