В центре времени — Шабат - Ujew

В центре времени — Шабат

В центре времени — Шабат
Количество просмотров 748 Количество комментариев 0

Суть времени заключена в движении и переменах, а статичный мир живет вне времени. Тем не менее, по замыслу Творца время периодически проходит семидневный цикл, состоящий из шести дней работы (то есть, развития, трансформаций, перемен) и одного дня отдыха. Но как единицу времени можно определить в качестве дня отдыха, являющегося антитезой времени?

 

Время и пространство тесно взаимосвязаны; более того, в современной физике они составляют понятие «пространство-время», четырехмерную систему, по которой измеряются все объекты и явления. Время — абстрактная часть этой связки, но и многие из свойств пространства также имеют отношение ко времени: мы говорим о «моменте» времени, «промежутке» времени, временном цикле, или даже о «сокращении» или «увеличении» времени. Концепцию времени можно понять лучше, если задействовать при его изучении геометрические модели количественного измерения пространства.

 

Одной из таких моделей является окружность, довольно долго считавшаяся совершенной формой пространства. Главные характеристики окружности — это центр, точка, из которой равномерно во всех направлениях распространяется пространство круга; радиус, то есть, расстояние от центра окружности до его внешней границы; и длина окружности, то есть внешняя граница круга, определяющая его площадь. Длина окружности примерно в шесть раз больше радиуса. Это верно для любой окружности, вне зависимости от ее размера: чем больше радиус, тем больше площадь круга, а значит, и окружности, которая ограничивает его границы; но пропорции не меняются — каждый сантиметр (а также метр или километр) радиуса указывает на существование шести (или чуть больше) дополнительных сантиметров (метров или километров) окружности.

 

У геометрической точки нет площади; саму по себе ее сложно назвать элементом пространства. В действительности, конечно, верно обратное: точка есть основная составляющая всех геометрических форм: каждая линия состоит из точек, ставших ее началом, концом, серединой, пересечением с другими линиями и пр.; а каждая площадь состоит из ограничивающих ее линий. И действительно, именно потому, что у точки как таковой нет площади, она может определять граничащие с ней площади. Прекрасный пример — центр окружности. Будучи точкой «в чистом виде», центр не занимает площади круга, но является координатой, определяющей круг как таковой.

 

От этой точки измеряется радиус, она же определяет диаметр; сама окружность имеет к ней прямое отношение — буквально каждое свойство и характеристика круга берет начало в точке, являющейся ее центром.

 

Неделю (семидневный цикл, который Творец установил в качестве основы времени) мы рассматриваем на примере круга. Внешнюю поверхность этого круга (его «окружность») составляют шесть будних дней недели — которые отмеряют время, в течение которого мы меняемся и прогрессируем. Центр круга — это Шабат. Шабат — вневременная точка, остров умиротворения, окруженный бурными потоками воды. И, несмотря на «неподвластность времени» (скорее, напротив, благодаря ей) Шабат является осью, вокруг которой вращается основной цикл времени — неделя.

 

 

А все потому, что Шабат — это день, олицетворяющий идею и конечную миссию времени — цель всей работы, развития и перемен, наполняющих нашу бурную жизнь. В Шабат усилия минувших шести дней сосредоточены на святом мире Б-жественного, максимально приближенного к нам в своем совершенстве, которым Вс-шний наделил все Свои творения, и которое нам предстоит раскрыть в каждом из них.

 

На один день в неделю мы выходим из бурлящего потока времени, чтобы отдохнуть на острове, омываемом этим потоком. Один день в неделю мы наслаждаемся «вкусом будущего мира», вкусом времени, когда «Шабат и отдых будут повсеместны и продлятся во все дни жизни» — то есть, наступит Шабат Мошиаха, которого мы так отчаянно ждем. Именно этот день гармонии и совершенства наделяет нас видением и силой духа и трансформирует несовершенный мир, в котором мы будем пребывать в течение следующих шести будних дней.

 

Таким образом, Шабат является и источником, и целью шести будних дней, формирующих недельный цикл. Следовательно, Шабат — это суть времени (именно потому, что он лишен всякого движения и энергии, характеризующих время, — точно так же, как площадь круга определяется его центром, не имеющим своей площади).

 

Пропорции

В круге времени расстояние от центра до края окружности умножено на шесть, в результате чего мы получаем длину окружности, в шесть раз превышающую радиус: то есть, шесть дней, которые становятся результатом движения из безмятежной центральной точки недели к ее бурлящей поверхности. Наша жизнь существует в шести измерениях, находя свое отражение в шести Б-жественных принципах (сфирот), которыми Вс-шний наделил Свои творения.

 

Таким образом, недельный цикл составляют шесть дней творения, «вневременной» основой которых является Шабат; это шесть направлений пространства и не имеющий своей площади центр, из которого они исходят; это шесть основных эмоций сердца (влечение, отторжение, единение, соперничество, преданность и коммуникабельность) и седьмой элемент, мальхут (восприимчивость), который, «не обладая собственными качествами» (Зоар 1:249б; Эц Хаим 6:5 и 8:5), является центром и целью остальных.

 

Цельность существования состоит из основных шести элементов, характеризующих наши усилия и жизненный опыт, основанный на шести формах реальности. Еще один закон геометрии круга состоит в том, что чем больше его радиус, тем больше длина его окружности. Это верно и в отношении круга времени. Чем дальше мы удаляемся от вневременного центра этого круга, тем тяжеловесней время: чем беспокойней ритм, тем больше мы расходимся с самим смыслом Шабата. Тем не менее, как ни была бы велика площадь, составляющая вечное движение жизни, она неразрывно связана с центром спокойствия, являющегося ее основой и целью. В конечном итоге, самые бурные периоды нашей жизни являются результатом порождающей их главной цели и предназначены для достижения гармонии и спокойствия.

 

Материал подготовила Шейндл Кроль для jewish.ru

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.