«Все вы стоите сегодня перед Вс-шним» (Дварим, 29:9).
Так сложилось, что главу «Ницовим» обычно читают накануне Рош а-Шана. В еврейской традиции ничего просто так не бывает. Очевидно, что между этой главой и Рош а-Шана имеется некая связь. Попробуем её выявить.
Слово «сегодня» (на иврите - «ѓайом») намекает на Рош а-Шана, как сказано: «Потому что сегодня день начала Твоих деяний, напоминание о самом первом дне творения» (Мусаф (особая молитва) Рош а-Шана).
В этот день все искры духовности, вкрапленные в человеческие души, стоят перед Создателем, готовясь вознестись к своему Источнику.
В продолжение рассматриваемого отрывка, Тора перечисляет категории людей, стоящих перед Вс-шним: «главы колен, старейшины... от дровосека до водовоза» (там же, 10). Всего десять категорий. Они намекают на десять уровней, десять качеств души каждого человека. Три качества интеллектуальных и семь качеств характера. Все евреи являются единой общностью, собрание душ которой и образует Израиль. Весь Израиль также подразделяется на десять уровней. И в Рош а-Шана все они, включая даже самые нижние - «дровосеки и водовозы», - возносятся к своему Источнику.
Это объединение и вознесение всех уровней способствует возвеличиванию Творца, коронованию Его на царство. Как сказано: «И стал Он в Йешуруне Царем, когда собрались главы народа — вместе колена Израиля» (там же, 33:5).
Нужно учесть, что в каждом человеке есть определенные качества, способности и черты, присущие только ему и обогащающие общину в целом. Поэтому один дополняет другого. И значит, каждый нуждается в каждом.
И, если один достиг уровня «головы», а другой является «ногами», то нужно отдавать себе отчёт, что «голова» не в состоянии быть без ног. Но и «ноги», конечно же, не могут обойтись без «головы».
Кроме того, недостатки одних компенсируются достоинствами других.
Человек, которому предстоит серьёзный суд, обычно закутывается в чёрные одежды, отпускает бороду, постится. Потому что не уверен в исходе суда и очень по этому поводу переживает.
Сыны же Израиля наоборот надевают белое, аккуратно подстрижены, едят и пьют в Рош а-Шана. Потому что уверенны в чудесном избавлении.
Но «чудесное избавление» обещано еврейскому народу, а отдельному индивидууму никто спасения не гарантировал. Поэтому, чтобы удостоиться оправдательного приговора в День Суда, отдельному человеку нужно прикрепиться к общине.
Как это сделать?
Посредством добрых дел и благотворительности стать полезным и приносить пользу обществу. Предприняв что-то нужное для общины, человек становится ей необходимым и, таким образом, прикрепляется к ней. Когда многие заинтересованы в одном, они делают его частью себя. Так единица может стать составной частью целого, отдельный человек - неотъемлемой частью народа. А народу гарантировано оправдание в суде. Поэтому и написано: «Все вы стоите».
Человек устоит в День Суда, если он со всеми. Одиночка может и не устоять.