Уроки главы «Хукат» - Ujew

Уроки главы «Хукат»

Уроки главы «Хукат»
Количество просмотров 57 Количество комментариев 0

Всплеск эмоций

В начале главы Торы "Хукат" дается закон о красной корове. Пишет Рамбам (рабби Моше бен Маймон): "Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые - Моше, затем - Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так!"

Стиль, в котором написан кодекс "Мишнэ Тора", мудрецы называют "золотым": каждое слово взвешено, нет ничего лишнего, все предельно ясно. И вдруг столь эмоциональный, на первый взгляд, лишний, пассаж: "...да явится он вскоре, амен, да будет так!"

Отметим, что слова "амен, да будет так" хорошо знакомы каждому еврею, они - часть многих молитв, привычный ответ на доброе пожелание. Но их редко встретишь в книге, тем более в кодексе законов. И, что еще более удивительно, мы встречаем их именно в тексте о красной корове, в главах же, непосредственно посвященных теме прихода Машиаха, текст лишен подобных "всплесков".

Там Рамбам пишет: "А тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода - отрицает слова Торы и Моше". Обратим внимание, что здесь вера и ожидание стоят в одном ряду, "через запятую", отсюда ясно, что как для веры нет определенных сроков, но она вневременна и постоянна, так и ожидание должно быть постоянным. Как сказано: "Ибо на избавление Твое надеемся все время".

Постоянное ожидание скорее касается эмоциональной сферы, чем интеллекта, знания. Это субъективное ощущение, что "я не могу достичь совершенства, пока он не пришел", ощущение, что мир ущербен, что несовершенство везде и во всем.

Именно поэтому Рамбам, в котором это чувство было особенно сильно, упомянув Машиаха, не может удержаться от эмоционального всплеска, даже если это ломает строгий академический стиль его книги. Молитва "прорвалась" сквозь строки кодекса.

Более того, в книге, где выверено каждое слово, молитва о Машиахе написана с нарушением порядка слов, словно она не написана, а произнесена в волнении и с поспешностью!

Свойство главы народа

Во время сорокалетних скитаний в пустыне заслуге Аарона евреи были обязаны защитой "облаков славы", а заслуге Мирьям - водой из чудесного источника, сопровождавшего странников в пустыне. В главе "Хукат" рассказывается о смерти Мирьям, в результате чего евреи остаются без воды. В очередной раз вспыхивает недовольство народа и перед Моше стоит задача противостоять толпе, утратившей веру во всемогущество Б-га. И на этот раз в заслугу Моше источник возвращается к его народу.

Когда умер Аарон и евреев перестали защищать "облака славы", народ недовольства не выразил. На первый взгляд, это кажется непонятным. Ведь облака были не менее жизненно важными в пустыне, чем колодец: они охраняли евреев от палящего солнца и проливных дождей, от змей и скорпионов, они указывали дорогу. Почему же их исчезновение прошло совершенно спокойно?

Анализ комментариев наших мудрецов показывает, что на самом деле евреев сопровождали облака двух типов. Одни охраняли людей и сглаживали им путь, а другие - "облака славы", назначение которых было - показывать, что идет народ, получивший Тору на горе Синай, заключивший союз с Б-гом. После смерти Аарона исчезли облака только второго типа. И евреи не высказывали по этому поводу никакого недовольства, поскольку жизненно важные для них облака остались.

Мы знаем, что в заслугу Моше произошло возвращения источника. Почему исчезли и не вернулись "облака славы"? Разве заслуги Моше не было достаточно для их возвращения?

Здесь находит свое выражение существенное различие между Моше, с одной стороны, и Аароном с Мирьям - с другой. То, что стало достоянием еврейского народа благодаря Аарону и Мирьям, было дано в их заслугу, было наградой за их добрые дела, и после их ухода из жизни, с уходом носителей заслуги исчезли и эти вещи. А Моше заботился о своем народе как "Верный Пастырь", беспокоящийся о нуждах своей паствы, и то, что евреи получали благодаря ему, приходило не ради его заслуг, а в силу необходимости.

В этом и причина того, что в заслугу Моше источник вернулся, а облака нет. Вода была необходима евреям в пустыне, без нее они не могли бы существовать. В "облаках славы" такой нужды не было, они являлись лишь следствием заслуг Аарона, и после его смерти уже не оставалось оснований для того, чтобы облака сопровождали народ. Но поскольку источник был необходим, Моше добился его возвращения, будучи преданным руководителем народа.

В этом находит свое выражение необыкновенное величие Моше как руководителя народа, присущее также главам еврейского народа во всех поколениях.

Рассказывается, что и после смерти Моше еще 14 лет народ питался маном, оставленным этим великим вождем. В этом и состоит особенность главы поколения, - он заботится о материальном и духовном благополучии своего народа настолько, что и после его смерти это влияние продолжает распространяться.

 

 

Из трудов Любавичского Ребе Менахема Мендела Шнеерсона

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.