Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Искусство дипломатии
Хукат

Искусство дипломатии

23 августа 2017, 10:54

      Недельная глава Хукат описывает события, которые произошли в конце многолетнего перехода народа Израиля по пустыне. Границы Эрец Исраэль уже недалеко и, чтобы достичь их, общине нужно пройти по земле Эдомского царства.

      Моше, в попытке избежать военных столкновений, отправляет к эдомскому царю послов.

      Послам поручено от имени Моше «вежливо» и миролюбиво попросить разрешения пройти по землям эдомским, не создавая населению Эдома ни малейших проблем. Более того, чтобы снискать расположение эдомского правителя, Моше велит своим посланникам напомнить ему, какие трудности пришлось пережить народу Израиля в прошлом: «Сошли отцы наши в Египет, и мы жили в Египте много времени. И угнетали египтяне нас и отцов наших. И воззвали мы к Творцу, и услышал Он голос наш, и отправил посланца, и вывел нас из Египта…» (Бамидбар 20:15-16).

      Миролюбие заявлено с первой же фразы обращения к эдомскому царю, которое начинается словами: «Так сказал брат твой Исраэль…» (Бамидбар 20:14).

      Однако царь Эдома (Эдомом называли Эсава; в переводе с иврита — «красный», цвет этот символизирует материальность) настроен воинственно. В Торе об этом читаем: «Но Эдом сказал ему: не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выйду навстречу тебе» (Бамидбар 20:18).

      Миролюбие и вежливость со стороны сынов Израиля и враждебность ответной реакции… Так видится описанная в Торе ситуация при поверхностном прочтении текста. На самом же деле, при более глубоком рассмотрении, мы обнаруживаем, что обращение Моше к царю Эдома — не просто «дипломатический прием». Данный отрывок содержит масштабную историческую подоплеку.

      Прежде всего, обратим внимание на то, что Моше называет царя Эдома своим «братом». И тем самым напоминает ему, что Эсав, от которого произошел народ Эдома, был братом Яакова. И, разумеется, внуком первого еврея на земле, Авраѓама. Следовательно, и к нему, Эдому, относятся слова, сказанные Авраѓаму Вс-вышним: «Пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их» (Берешит 15:13).

      Но так «исторически сложилось», что в рабство попали только евреи. Эдомцы избежали этой скорбной участи. То есть сыны Израиля, пережив унижения, лишения и страдания, в сущности, как бы отслужили египтянам срок не только за себя, но и за «того парня».

      На это Моше и намекает Эдому, в самом начале своего обращения к нему, подчеркивая, что у него есть полное право просить эдомцев об «услуге», ибо за ними, эдомцами, числится «должок».

      Далее, говоря «И воззвали мы к Вс-вышнему, и услышал Он голос наш», - Моше дает Эдому понять, что в момент, когда евреи просят его о помощи, ему следовало бы вспомнить о вложенном в уста Ицхака благословении Вс-вышнего, которое получил Яаков. Как написано: «…будь господином над братьями твоими… проклинающие тебя — прокляты, благословляющие тебя — благословенны» (Берешит 27:29). И еще о том, что с тех самых пор, когда евреи взывают к Вс-вышнему, Он внемлет их мольбам, не оставляя их без ответа.

      Иными словами, если сам Творец внемлет мольбам народа Израиля, то Эдом, тем более, должен проявить по отношению к евреям благосклонность и позволить им пройти по эдомской земле. Даже если не считает себя должником и не испытывает чувства благодарности к «братьям», пострадавшим в том числе и за него.

      В самом деле. Аргументы, использованные Моше в обращении к Эдому, звучат, как мы теперь видим, весьма убедительно. Но почему же тогда сыны Израиля все-таки получили отказ. Что кроется за этим?..

 

 

      Отвечая Моше, Эдом совершенно проигнорировал первый «аргумент». И слова его - «…не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выйду навстречу тебе», - были ответом на напоминание о брахе (благословении) Ицхака.

      Раз уж евреи, обращаясь с просьбой, начали оперировать историческими фактами, — пишет в своем комментарии к нашей недельной главе Раши, — то и Эдом, в свою очередь, противопоставляет им свой довод. Ведь не только Яаков, но и Эсав получил браху от отца, - «И мечом твоим будешь жить» (Берешит 27:40).

      Иначе говоря, Эдом поступил так, как ему предначертано было поступать. Главный аргумент народа Израиля (потомков Яакова) — «голос» (обращение к Творцу, устремления духовного характера). А у него, Эдома (потомка Эсава) — другой аргумент: рука, а в руке «меч» (когда любое противостояние разрешается на материальном уровне). 

      Так определяет земное предназначение своих сыновей ослепший Ицхак, стараясь узнать, кто из братьев оказался перед ним, кому из них он дает свое благословение. «Голос — голос Яакова, — произносит он, ощупывая сына, который подошел к нему за брахой, — а руки — руки Эсава» (Берешит 27:22).

      Вернемся к нашей недельной главе. После «диалога» между Моше и Эдомом читаем: «И отошел Израиль от него» (Бамидбар 20:21). То есть в результате народ Израиля обошел эдомские земли стороной.

      И тут возникает вопрос: почему Моше не продолжил «дискуссию» с Эдомом, не постарался все-таки убедить его оказать евреям помощь, которая ни в чем не ущемляла интересы эдомцев? Потому ли, что аргументы Моше были исчерпаны? Почему вообще евреи, услышав «нет», так «послушно» ретировались и пошли в обход? Почему не решились сократить себе путь и не пошли прямиком, рассчитывая на поддержку Вс-вышнего? Неужели они испугались угроз, военной мощи эдомцев?

      Но разве мы не знаем, что в дальнейшем сыны Израиля одержали победы в сражениях с тридцатью одним царством Кнаана?!

      Евреи пошли в обход, — разъясняют наши Учителя, — потому что на то было дано прямое указание Вс-вышнего. Написано в книге Дварим: «Проходите у границ братьев ваших, сынов Эсава, остерегаясь. Не задевайте их» (2:4-5). Эдом же, увидев, что евреи, получив от него отказ, не пересекли границ его страны, решил, что они испугались.

     

Попытаемся разобраться, были ли у него основания так думать.

      Мы помним, что в «диалоге» с Моше Эдом тоже оперирует историческими аргументами, ссылаясь на пророчество нашего праотца Ицхака. Напрашивается вывод: если Эдом придает такое значение словам пророка, то он тем более не должен игнорировать Волю Творца. Тому же, кому Воля Творца не безразлична, ясно: поскольку сам Вс-вышний «направил» сынов Израиля в Эрец Исраэль, окружающие, в том числе и эдомцы, обязаны оказывать им поддержку в достижении цели. То есть Эдом обязан был разрешить евреям проследовать к месту назначения по своей территории, что значительно сократило бы путь.

      Так почему же Эдом ответил отказом, да еще вдобавок решил, что евреи его испугались?

      В поведении и размышлениях Эдома явственно проступает противоречивость. С одной стороны, он беспрекословно, казалось бы, признает силу пророчеств. С другой — отрицает Волю Творца.

      Впрочем, и в своей вере в пророчества Эдом крайне непоследователен. Он вспоминает браху, вложенную Творцом в уста Ицхака сотни лет назад и даже использует ее в формировании своей внешней политики. И вместе с тем, пропускает мимо ушей повеление Творца, вложенное в уста пророка (Моше), величайшего из пророков всех времен.

     

 

      Неужели он не в состоянии сопоставить и проанализировать даже самое очевидное?..

      Дело в том, — объясняют Учителя, — что потомкам Эсава свойственна духовная и моральная противоречивость. Они прекрасно знали, что у сынов Израиля есть право на Эрец Исраэль. Ведь эта территория была обещана им не кем-нибудь а Вс-вышним. Знали они и то, что даже материя — «на стороне евреев». Ведь перед сынами Израиля ради их спасения расступились воды моря Суф и поглотили их преследователей. В Торе есть свидетельство, что эдомцам это было известно, т.к. сказано: «(узнав, что море расступилось перед евреями) устрашились князья Эдома» (Шемот 15:15). 

      Более того, потомок Эсава Амалек (предок царя Эдома), на которого тоже должна была распространяться браха Ицхака «мечом будешь жить», напав на сынов Израиля, потерпел сокрушительное поражение. Разве это не должно было послужить для Эдома уроком?

 

      В человеческой природе вообще заложена двойственность. У всех людей (представителей любого народа) есть положительные черты и черты негативные. 

      И от того, какие из них превалируют в проявлениях личности человека, зависит направленность его мышления, а в конечном итоге — решения, которые он принимает.

      Суть противостояния эдомцев и сынов Израиля определена именами их «прародителей».

      Во втором имени нашего праотца Яакова — Исраэль (состоящего из двух слов: первое из которых, исра, имеет отношение к «управлению», а второе — одно из Имен Вс-вышнего) заложено знание, что в будущем всему миру откроется и станет очевидной система Управления миром. То есть само имя Исраэль и название нашего народа — «народ Израиля» выражают, по сути, устремленность к духовности.

      Эдом, как мы уже говорили выше, это прозвище Эсава, отражающее его сущность. И сущность эта — в «приземленности», в приверженности материальному.

      Народ Израиля — носитель высших, духовных идей, воплощающий в земной жизни Волю Вс-вышнего, которую эдомцам хотелось бы игнорировать. Поэтому сыны Израиля для них — символ посягательства на их свободу в желаниях. И, следовательно, — заклятые враги. Отсюда, кстати сказать, и произрастает многовековой антисемитизм, с которым приходится сталкиваться евреям во всех поколениях, включая наши дни.

      Все сказанное помогает понять, какие «рычаги» управляют поведением Эдома. Он вспоминает о благословениях, полученных от Вс-вышнего, когда это ему выгодно. И «забывает», полагая, что не нуждается в них, если у него нет желания подчиняться Воле Творца мира.

      Почему же у евреев, в отличие от «эдомцев», всегда есть возможность преодолеть противоречия и, даже совершив ошибки, находить в жизни правильный путь?

      Объясняется это исключительно тем, — говорят Учителя, — что у евреев есть Тора. И — заповедь, предписывающая постоянно ее изучать.

      Тора всегда была и остается фундаментом, на котором строится вся жизнь еврейского народа, обеспечивая его единство и способность к выживанию. Она — неисчерпаемый источник Мудрости Вс-вышнего.

      И это — не «пустые слова». Тора — сокровищница «несметных инструкций», которыми нам следует руководствоваться в нашей жизни. В ней есть ответы на все вопросы, которые могут у нас возникать. В каждом «зафиксированном» в ней законе, даже в тех, что, на первый взгляд кажутся нам не имеющими прямого отношения к жизненной практике, даются глубочайшие понятия, на которых держится мир. Их тщательное изучение открывает нам суть Устройства вселенной.

      Эдом погружен в материальность. Удовлетворение собственных физических потребностей (в самом широком смысле этого понятия) для него — превыше всего. И, следовательно, он для йецер ѓара — легкая добыча.

      Эдом ненавидит Израиль потому, прежде всего, что еврейский народ — «живое напоминание» о необходимости жить в согласии с Волей Творца. 

      Эдомцы знают, Кто управляет судьбами мира, но не хотят это признавать — сей факт не вписывается в их систему ценностей. Их «весы» под воздействием йецер ѓара дали сбой. Дурное начало, сформировав в эдомцах ложные принципы, использует их ненависть к нам как алкоголь. Затуманенному «алкоголем» сознанию объективное восприятие реальности недоступно. И бесполезны тут любые, самые очевидные, самые разумные и веские доводы.

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Рана потери
Уроки главы «Хукат»
Полный текст главы "Хукат"
Праведники не умирают
Заповедь красной коровы