В начале пути - Ujew

В начале пути

В начале пути
Количество просмотров 555 Количество комментариев 0

Некоторое время назад британская газета The Times взяла интервью у одного заслуженного члена общины на его 92-й день рождения. Будем называть его Мистер Х. Журналист спросил Мистера Х: “Когда людям исполняется 92 года, они обычно начинают замедлять темп жизни. Вы, похоже, не намерены это делать. Почему так?”.

Ответ Мистера Х был таким: “Когда тебе исполняется 92, ты начинаешь осознавать, что дверь потихоньку закрывается, а у меня еще так много дел, которые мне нужно успеть до ее закрытия. Поэтому, чем старше я становлюсь, тем активнее живу”.

Что-то, вроде подобного впечатления, мы получаем и в недельной главе «Хаей Сара» относительно Авраама. Сара, его постоянный компаньон в путешествиях, к этому моменту уже умерла. Аврааму 137 лет. Мы видим, как он оплакивает смерть жены, а затем снова приступает к действиям.

Он занимается переговорами о покупке участка земли, чтобы захоронить тело Сары. Повествование дает нам четко понять, что это не самое легкое задание. Он признает перед местными жителями, хеттами, что он “всего лишь эмигрант и просто житель среди них”, а это значит, что Авраам знает о том, что прав на покупку земли у него нет. Им придется хорошенько уступить, чтобы позволить ему это сделать. Хетты вежливо, но настойчиво пытаются отговорить Авраама от этого решения. “Никто среди нас не откажет тебе в похоронах”. Ему предлагают похоронить Сару на чужом кладбище - не менее вежливо, но и не менее настойчиво. Авраам далее четко дает им понять, что намерен купить землю. В этом случае он платит сильно завышенную цену (400 серебряных шекелей).

Покупка пещеры Махпела является весьма значимым событием, так как записано оно в очень детальных подробностях, причем не только тут, но и еще три раза в Генезисе, и каждый раз с такими же подробностями. Вот, например, Яаков говорит со своими сыновьями, уже на смертном одре:

Похороните меня в пещере Махпела, что возле Мамра в Хевроне; что Авраам купил давным давно у хетта Эфрона, в качестве погребальни. Там похоронены Авраам и Сара, Ицхаки Ривка, и там я похоронил Лею. Поле и пещера были куплены у хеттов.

Нам намекают на что-то очень важное, иначе зачем вообще упоминать каждый раз где именно пещера находится, и у кого она была куплена?

Сразу же после истории о покупке земли мы читаем: “Авраам был стар, хорошо развит, Б-г благословил его всем, чем было возможно”. И снова, это звучит скорее как конец жизненного пути, а не предисловие перед новой цепочкой событий. Как всегда, наше ожидание не воплотилось в жизнь. Авраам начинает новую инициативу - на этот раз он хочет найти достойную жену своему сыну Ицхаку, которому к этому моменту уже, как минимум, 37 лет. Он не говорит с сыном напрямую, а инструктирует самого доверенного прислужника, чтобы тот отправился на “родину” Авраама и нашел подходящую женщину. Как отец он хочет, чтобы жена его сына разделила с ним веру и образ жизни. Авраам не говорит, что она должна быть из его собственной семьи, но это предположение парит на заднем плане.

Как и при покупке пещеры, здесь все описано в деталях. Каждый разговор записан. Чувствуется существенная разница между этой историей и той, где Авраам собирался принести в жертву своего собственного сына. В последней не было описания того, о чем думал Авраам и что чувствовал Ицхак. Здесь же - все наоборот. Литературный стиль привлекает наше внимание к значению происходящего, но не говорит нам напрямую что это такое.  

Читайте также: Жизнь как двухъярусная пещера

Объяснение простое и неожиданное. На протяжении истории Авраама и Сары Б-г обещал им две вещи: детей и землю. Обещание земли повторяется не менее семи раз. Обещание детей - всего четыре. Он должен был стать отцом “великого народа”, его дети должны были стать как “пыль на земле” или “звезды на небе”.

Однако, несмотря на обещания, на момент смерти Сары у Авраама не было ни дюйма собственной земли и всего лишь один ребенок, на тот момент не имеющий пары. Ни одно обещание не воплотилось в жизнь. Отсюда и необычные детали двух главных историй этой главы: покупка земли и поиск жены для Ицхака. Здесь есть мораль, поэтому Тора замедляет скорость повествования, чтобы мы не упустили ее.

Б-г обещает, но действовать должны мы. Б-г обещал Аврааму землю, но он сам должен был купить первое поле. Б-г обещал Аврааму много наследников, но он сам должен был обеспечить свадьбу сына, причем жена должна разделить жизнь согласно завету, чтобы у Авраама были, как мы сегодня говорим, еврейские внуки.

Несмотря на все обещания, Б-г не будет все делать сам. Благодаря акту самоограничения, через который Он создает человеческую свободу, Он наделяет нас ответственностью, развивая которую мы можем полностью состоятся как личности. Б-г спас Ноаха, но тот сам должен был построить ковчег. Б-г дал израильтянам их землю, но они должны были сражаться за нее. Б-г дает нам силы, а действовать мы должны сами. Не то, что Б-г делает для нас, а то, что мы делаем для него, меняет мир и нашу судьбу.

Это то, что понимают лидеры, это именно то, что сделало Авраама первым еврейским лидером. Лидеры берут на себя ответственность за создание условий, благодаря которым могут быть выполнены цели Б-га. Они, эти цели, не пассивны, а активны - даже в преклонном возрасте, как Авраам в этой главе. И в самом деле, уже в следующей главе мы узнаем, что, к нашему удивлению, Авраам заводит новую жену, с которой у них рождается 8 детей. Есть много трактований такого события (самый лучший, пожалуй, объясняет как Авраам стал отцом “не одного народа”), оно однозначно подтверждает тот факт, что Авраам оставался молодым как и Моше: “Глаза горят ярким пламенем и энергия еще не иссякла”. Да, действию необходима энергия, но оно также дает энергию и нам.

Самая важная мораль этой недельной главы заключается в том, что большие обещания: земля и бесчисленные дети, воплощаются благодаря маленьким начинаниям. Лидеры начинают с предполагаемого будущего, но они знают что между началом и финишем очень долгий путь, пройти который мы можем лишь шаг за шагом, постепенно. Не существует магических “коротких путей”, а даже если бы они и были - они б не помогли (иначе было бы как с цветком, что вырос за одну ночь, и также погиб - за одну ночь). У Авраама было одно единственное поле, один сын, однако он никогда не жаловался. Он умер спокойным и счастливым, ведь он что-то начал, он оставил что-то будущим поколениям. Великие перемены - это труд более, чем одного поколения, ни один из нас не доживет до того, чтобы увидеть плод своей работы.

Лидеры видят пункт назначения, начинают путешествие и оставляют после себя тех, кто сможет его продолжить. Этого вполне достаточно, чтобы наделить жизнь бессмертием.    

 

Перевод Анастасии Яценюк

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.