Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Свет в глазах или как оставаться молодым
Ве зот а-браха

Свет в глазах или как оставаться молодым

рав Джонатан Сакс
19 сентября 2017, 13:14

Моше не исчез. Это награда, которую ему дает Тора в конце его долгой и насыщенной жизни: Моше было 120 лет, когда он умер. Однако, его глаза  ярко горели, а его естественная энергия не ослабла.

Неким образом, Моше бросил вызов энтропии, которая гласит, что любая система теряет энергию с течением времени. Так ее теряют и люди, а особенно лидеры. Тип управления, который взял на себя Моше очень напряженный и изнурительный: нужно приспособиться, заставить людей измениться, убедить их прекратить думать и вести себя как рабы, а вместо этого взять на себя ответственность за свою свободу. Были времена, когда Моше был близок к опустошению и отчаянию. В чем же тогда, был секрет его неисчерпаемой энергии на заре последних лет?

Тора предполагает, что ответ заключается в самих словах, которые описывают феномен. Раньше я думал, что “глаза ярко горели” и “энергия не ослабла” были двумя разными описаниями; потом меня осенило, что первое было объяснением второго. Почему энергия не ослабла? Потому что глаза ярко горели. Он никогда не терял видения и высоких идеалов своей молодости. Он был таким же пылким в конце, каким он был в начале. Его стремление к справедливости, состраданию, свободе и ответственности было непреклонным, не смотря на все разочарования в течении сорока лет, пока он был лидером.

Мораль ясна: если вы хотите оставаться молодым, никогда не уступайте своим идеалам.

Я помню по сей день, как вроде это было вчера, горький опыт, который я получил около сорока лет назад, когда я начинал учебу, чтобы стать раввином. Всякий раз, когда конгрегация нуждалась в раввине для проповеди или еще чего (их раввин болел или был в отпуске) - я всегда добровольно вызывался на замену. Чаще всего это была очень тяжелая и неблагодарная работа. Это означало, что я буду вдалеке от дома в Шабат, проповедовать полупустой синагоге, людям, которые принимают это как должное. Однажды я обратился с жалобой к раввину одной из этих общин, чье место я временно занимал. И он ответил мне: “Итак, вы идеалист, не так ли? Давайте посмотрим, куда Вас это приведет”.

Мне было жаль этого грустного и озлобленного человека. Возможно, судьба была не очень доброй к нему. Я никогда так и не понял, почему он ответил так, как ответил. Но где-то по дороге, он таки потерпел поражение. Он продолжал движение, но больше не вкладывал душу и сердце в то, чем занимался. Идеализм казался ему иллюзией молодости; иллюзией, что обречена на крушение о скалы реальности.

Мое мнение было и остается тем, что без страсти вы не сможете быть преобразующим лидером. Если вы сами не вдохновлены, вы никак не сможете вдохновить других. Моше никогда не терял своего видения первой встречи с Б-гом у горящего куста, куста, который горел, но не сгорел. Таким я вижу Моше: человек который пылал ярким огнем, но не сгорал дотла. Столько, сколько это воспоминание было с ним (а оно было с ним до конца его жизни), он оставался полным энергии.

Идеалы - это то, что поддерживает человеческий дух. Так было и при некоторых из самых репрессивных режимов в истории: сталинистская Россия, коммунистический Китай. Всякий раз, когда они загораются в человеческом сердце, они приобретают такую силу, что она способна активизировать сопротивление.

Итак, правило таково: никогда не уступайте своим идеалам. Если вы уперлись в тупик - ищите другой путь. Если один вариант терпит неудачу - пробуйте другой. Если усилия не оправдывают себя - продолжайте пытаться. Чаще всего успех приходит в тот момент, когда мы начинаем думать, что мы никчемны и все делаем зря. Так было с Черчиллем, так было с Линкольном. Так было и с авторами, которым отказывали в публикации их книг. Если бы достижение было слишком простым, мы бы им так не гордились. Величие требует настойчивости. Великие лидеры никогда не сдаются. Они продолжают идти, вдохновленные идеалами, которые не хотят терять.

Оглядываясь на свою жизнь, Моше наверняка задавался вопросом, а достиг ли он вообще хоть чего-нибудь. Он вел народ на протяжении сорока лет только для того, чтобы лишиться возможности добраться до места назначения - обетованной земли. Он дал им законы, которые они часто нарушали; он вершил чудеса, но они продолжали жаловаться.

Мы чувствуем его сдержанные эмоции, когда он говорит: “Вы бунтовали против Г-спода со дня, как я узнал вас”, затем “Я знаю на сколько вы непослушны и упрямы. Если вы так вели себя по отношению к Б-гу, пока я еще жив и с вами, как же вы будете себя вести после того, как я умру!” И, тем не менее, Моше никогда не уступал своим идеалам, никогда не сдавался. Вот почему он умер, а его слова остались жить! Будучи физически старым, духовно он всегда оставался молодым.

Циники - это бывшие идеалисты. Сначала они были полны больших ожиданий, затем они осознали, что жизнь не так просто устроена и все в ней происходит не всегда так, как мы того хотим. Наши усилия сталкиваются с преградами, наши планы срываются, мы не получаем признания и чести, которые, как мы считаем, заслуживаем. В такие моменты мы уходим в себя. Мы виним других в своих провалах и концентрируемся на ошибках и неудачах окружающих. Мы уговариваем себя в том, что мы могли бы сделать то или другое лучше.

Возможно, мы и могли бы. Тогда почему не сделали? Потому что мы сдались. Потому что в определенный момент времени мы остановили свое развитие. Мы утешали себя за то, что сами мы не велики тем, что на остальных смотрели свысока и высмеивали их попытки и идеалы. Но не так нужно жить. Это, своего рода смерть. 

В качестве главного раввина я часто бывал в домах престарелых. В одном из них я и встретил Флоренс, ей было 103 года, но от нее исходила энергетика молодой женщины. Она была яркой, энергичной, полна жизни. Ее глаза светились радостью жизни. Я спросил ее, в чем заключался секрет вечной молодости. Улыбнувшись, она сказала: “Никогда не бойтесь учиться чему-то новому”. Тогда-то я и понял, что если ты готов учиться новому, то можно быть молодым и в 103, а если не готов учиться, то и в 23 можно быть стариком.

Моше никогда не переставал учиться, расти, учить других, вести за собой. Он был человеком, который никогда не сдавался.

Газета “The Times” однажды брала интервью у одного уважаемого члена еврейской общины, которому исполнялось 92 года, период, когда человек начинает замедлять ход жизни. Его спросили: “Вы не похожи на человека, замедляющего свою жизнь. Как так?”, на что он ответил: “Когда тебе исполняется 92 года, ты замечаешь, что двери начинают закрываться. У меня еще столько дел, столько всего нужно успеть перед тем, как двери закроются! Поэтому, чем старше я становлюсь, тем усерднее я тружусь”. Это еще один рецепт arichut yamim - долгой не угасающей жизни.

Псалом 92, песня Шабата заканчивается словами: “Посаженные в доме Г-споднем, (праведники) процветают в садах Г-спода. Они по-прежнему приносят плоды в старости, остаются свежими и зелеными, восклицая: “Г-сподь праведен, Он - моя скала, и в нем нет зла”.

Какая связь между тем, что праведники приносят плоды в старости и их верой в то, что Б-г праведен? Праведники не обвиняют Б-га в зле и страданиях, что есть в мире. Они знают, что Б-г посадил нас - физических существ в физическом мире, со всей Его (предполагаемой) болью. Они знают, что это зависит от нас - делать добро и вдохновлять на него других. Они берут на себя ответственность, зная, что существование - это величайшая привилегия, невзирая на все испытания и мучения. Вот почему они приносят плоды в старости - они сохраняют идеалы своей молодости.

Никогда не уступайте своим идеалам. Никогда не поддавайтесь поражению или отчаянию. Никогда не прекращайте свой путь только потому, что он длинный и сложный. Он всегда такой. Глаза Моше ярко горели. Он не утратил видение, которое сделало его молодым, которое сделало его борцом за справедливость. Он не стал циником. Он не стал озлобленным и грустным, хотя на то у него было достаточно причин. Он знал, что в мире есть вещи, которые ему не суждено достичь, поэтому он обучал других как это сделать. Результат - его естественная энергия не ослабла. Его тело было старым, но душа и разум оставались молодыми. Моше, смертный человек, достиг бессмертия, так и мы, следуя по его стопам, можем достичь того же. Добро, что мы совершаем, живет вечно. Благословения, что мы приносим в жизнь других, никогда не умирают.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Компромат на Моисея
Полный текст главы "Ве зот а-браха"
Законы холь амоэда, Хошана Раба, Шмини Ацерет и Симхат Тора
Портативная родина еврея
Имена благословений