Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Выше ангелов
Ваера

Выше ангелов

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:00

Одна из наиболее известных сцен в Торе: Авраам сидит у своей палатки, и вдруг мимо проходят три странника. Авраам уговаривает их отдохнуть и немного поесть. В тексте они упоминаются как “люди”, но на самом деле это три ангела, которые пришли чтобы оповестить Сару о скорой беременности.

 Глава кажется простой. Однако она сложна и неоднозначна, т.к. состоит из трех секций:

Стих 1: Б-г является Аврааму

Стихи 2-16: Авраам и странники

Стихи 17-33: Диалог между Б-гом и Авраамом о судьбе Содома.

 Как эти три секции связаны между собой? Это все один эпизод, два или три разных? Наиболее очевидный ответ, что три разных, ведь каждый из них - это отдельная ситуация. Сначала Б-г является Аврааму чтобы проведать “больного” (после обрезания), как говорит Раши. Потом приходят посетители с повесткой о беременности Сары. И наконец - диалог о справедливости.

 Маймонид, в своем “Путеводителе растерянных ІІ”, предполагает, что там всего две сцены: визит ангелов и диалог с Б-гом. Как он утверждает - первый стих вообще не описывает никакого действия. Это, по его мнению, просто заголовок главы.

 Третье предположение заключается в том, что это все одна развивающаяся сцена. Б-г явился Аврааму, но прежде чем Он успел заговорить - Авраам попросил Его подождать, чтобы он мог накормить странников. И только после их ухода - в строфе 17 - Авраам возвращается к Б-гу и они начинают диалог.

 Как именно трактовать главу зависит от того, как мы переведем слово Adonai в третьей строфе. Оно может значить “Б-г” или “мои шосподины, лорды”. В первом случае Авраам обращался бы к небесам, а во втором - к странникам.

 Несколько английских переводчиков выбирают второй вариант. Например:

Б-г явился Аврааму… Он поднял глаза и увидел троих мужчин, стоявших перед ним. Он тут же вскочил и побежал их приветствовать. Низко кланяясь он сказал: “Господа, если я заслужил вашего расположения, то не пройдите мимо своего слуги не задержавшись”.

 Такая же неоднозначность встречается и во второй главе (19:2), когда двое из странников (в этой главе они уже описаны как ангелы) посещают Лота в Содоме:

Двое ангелов пришли в Содом в тот вечер, пока Лот сидел у городских ворот. Он поднялся, увидев их и низко поклонившись сказал: “Я молю вас, господа, возвращаться в дом вашего слуги для ночлега и омывания своих пят”.

 

 Обычно различия в переводах библейских рассказов не несут галахических последствий. Это исключительно дело личных разногласий. Но этот случай необычный, ибо если мы переведем Adonai как “Б-г” (что есть священным словом), то и писание и то, как мы его трактуем влекут за собой особые тонкости в Еврейском законе. Если мы переведем это слово как “господины, лорды”, то рукописи не несут никакой особой святости.

 Самый простой вариант чтения обоих отрывков (один про Авраама, другой - Лота) был бы в случае перевода слова как “господины”. Однако еврейский закон распорядился иначе. В отрывке про Лота мы используем перевод “господины”, но в сцене с Авраамом - “Б-г”. Это удивительный факт, так как он предполагает, что Авраам прервал Б-га и попросил Его подождать, пока тот обслужит гостей. Традиция предполагает следующий вариант чтения:

Б-г явился Аврааму… Он поднял глаза и увидел троих мужчин, стоящих перед ним. Он тут же вскочил и побежал их приветствовать, подойдя к ним низко поклонился. (Обращаясь к Б-гу) он сказал: “О мой Б-г, если я заслужил твоего почтения, не оставляй своего слугу (т.е. пожалуйста подожди, пока я окажу гостеприимство этим людям)”. Потом повернулся к мужчинам и сказал: “Позвольте мне распорядиться на счет воды, чтобы вы могли омыть свои пяты и отдохнуть под этим деревом…”

 Эта смелая трактовка стала основой закона Иудаизма: “Гостеприимство важнее, чем внимание божественному присутствию”. Авраам встал перед выбором: слушать Б-га или оказать гостеприимство обычным людям (такими он их сначала видел), и он выбрал последнее. Б-г принял его просьбу и стал ждать их разговора о судьбе Содома, пока Авраам сервировал гостям еду и воду.

 Как такое может быть? В лучшем случае это невежливо, в худшем - просто ересь какая-то. Идолопоклонники времен Авраама поклонялись солнцу, звездам и силам природы. Они поклонялись силам и их мощи. Однако Авраам знал, что Б-г это не природа, а нечто за ее рамками. В мире есть только одно творение, в которое он вложил свой образ - человек.

 Силы природы безликие, поэтому любой, кто поклоняется им однажды потеряет свою человечность. Вот, что по этому поводу говорит Псалом:

Их идолы - это серебро и золото, сделанные руками человека. У них есть рты, но они не могут говорить; у них есть глаза, но они не могут видеть; есть уши, но они не могут слышать; есть ноздри, но они не чувствуют запаха… Их создатели становятся такими же, а за ними и все те, кто возлагает на них свою веру. (Псалом 115)

 Вы не можете поклонятся неодушевленной силе и при этом оставаться человеком: сострадательным, щедрым и великодушным. Мы чтим человеческое достоинство как нечто священное именно потому, что мы верим в то, что Б-г одушевлен и мы можем обратится к Нему на “Ты”. Авраам, отец монотеизма, знал парадоксальную правду того, что если вы хотите прожить жизнь в вере, вы должны уметь видеть отражение Б-га в каждом человеке. Легко ощутить божественное явление, когда Б-г приходит в виде Б-га. Но задача усложняется, когда это явление приходит в виде трех странников. В этом и заключалась сила Авраама. Он знал, что услужение Б-гу и оказание гостеприимства - это одно целое.

 Один из наилучших комментариев к этому эпизоду дал Рав Шалом из Белза. Он обращает внимание на то, что во 2 строфе странники описываются как стоящие над Авраамом. Но вот уже в 8 строфе уже Авраам стоит над ними. Рав указывает: сначала они были выше него, ибо они были ангелами, а Авраам просто человеком. Но когда он дал им пищу, воду и кров, он поднялся выше ангелов. Мы чтим Б-га, почитая его облик - человеческий род.         

 

Перевод Анастасии Яценюк

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Чудо ребенка
Изгнание во благо
Полный текст главы "Ваера"
Решающее испытание
Народ пророчества