Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Еврейский путь
Ваишлах

Еврейский путь

рав Джонатан Сакс
22 ноября 2017, 13:43

Почему Яаков - отец нашего народа? Почему он герой нашей веры? Мы - “последователи Яакова”, мы - “сыны Израиля”. Однако именно Авраам начал еврейское путешествие; Ицхак готов был пожертвовать собой; Йосеф спас свою семью от голода; Моше вывел людей из Египта и дал им законы; Йеошуа бен Нун отвел народ к земле обетованной; Давид стал величайшим королем этого народа; Соломон построил Храм.

Ценность Яакова не стоит наравне с другими персонажами выше, по крайней мере, если мы читаем текст буквально. У него напряженные отношения с братом Эйсавом, с его женами Рахель и Леей, с его тестем Лабаном и тремя его старшими детьми - Рувеном, Шимоном и Леви. Иногда кажется, что он полон страха, иногда, что он действует (если действует) с меньшей честностью. Отвечая Фараону, он говорит о себе: “Дни моей жизни были малы, но тяжелы”. Это не совсем то, чего мы ожидали бы от героя нашей веры.

Именно поэтому большая часть образа Яакова фильтруется через линзу Мидраша - устной традиции, сохраненной мудрецами. Согласно этой традиции, Яаков хорош, а Эйсав плохой. Тора - весьма тонкая и хрупкая книга, а такие книги, как правило, часто понимаются неправильно. Устная Тора упростила эту задачу - создала черное и белое, вместо оттенков серого.

Но вполне возможно, что мы сможем найти ответ и без Мидраша, а лучший способ сделать это - взять идею путешествия.

Иудаизм - это вера как путешествие. Она начинается с путешествия Авраама и Сары, которые оставили позади их “землю, родину и отчий дом” и отправились в неизвестном направлении - “к земле, что Я укажу вам”.

Еврейский народ определяется еще одним путешествием: Моше и евреи из Египта, которые блуждали по пустыне в поисках земли обетованной.

Быть евреем - значит двигаться, путешествовать, и очень редко (а может даже и никогда) пускать где-то корни. Моше предупреждал людей об опасности, когда они “осядут и начнут воспринимать все как должное”.

Отсюда и правила, что Израиль всегда должен помнить свое прошлое; никогда не забывать годы рабства в Египте; никогда не забывать шалаш, в котором жили наши предки; никогда не забывать то, что никто не владеет землей - она принадлежит Б-гу.

Почему так? Потому что быть евреем значит быть не совсем “дома” в этом мире. Быть евреем - значит жить между небом и землей; творением и откровением; миром, в котором мы живем, и миром, который мы должны создать; между изгнанием и домом; а также между универсальностью человеческой природы и спецификой еврейской идентичности. Евреи не стоят на месте. Мы стоим на одном месте только тогда, когда мы стоим перед Б-гом. Вселенная - от галактик и до субатомных частиц - находится в постоянном движении, точно как и душа еврея.

Мы верим, что мы - это сочетание пыли земли и дыхания Б-га, а это требует от нас постоянного принятия решений, выбора, который подтолкнет нас расти и быть столь же великими, как и наши идеалы; а если же мы делаем ошибки, то съеживаемся до мелких, раздражительных существ, одержимых пустяками. Жизнь-путешествие - означает стремление к тому, чтобы каждый новый день быть лучше, чем вчера (как индивидуально, так и как народ в целом).

Если концепция путешествия является центральной метафорой еврейской жизни, то какая разница, в таком случае, между Авраамом, Ицхаком и Яаковом?

Жизнь Авраама обрамлена двумя путешествиями, в обоих из которых используется фраза Лех Леха (совершить путешествие): один раз, когда ему велено покинуть отчий дом, а второй, когда ему было сказано взять единственного сына и отправиться на гору.

Что происходит с Авраамом? Он отправляется немедленно, безоговорочно и не раздумывая, несмотря на то, что оба путешествия мучительны, с человеческой точки зрения. Почему? Сначала ему необходимо покинуть родную землю и дом своего отца, затем он должен отказаться от единственного (на тот момент) сына. Он должен попрощаться с прошлым и рискнуть сделать тоже самое с будущим. Авраам представляет собой чистейшую веру. Он любит Б-га и доверяет ему безоговорочно. Не каждому дано достичь такого уровня веры. Такое состояние почти сверхчеловеческое.

Ицхак - это противоположность. Ицхак стремился защитить своего сына настолько, насколько это было возможно. Жизнь Ицхака - это краткая передышка от кочевого существования, которое пережили оба: и Авраам и Яаков.  

Яаков иной. Его уникальность заключается в том, что он проходит через самые сильные столкновения с Б-гом. Эти столкновения самые драматические в книге Берешит.

В разгар первого из них он видит лестницу, что тянется к небесам, а по ней поднимаются и спускаются ангелы. Такой эпизод заставил его понять “Б-г действительно здесь, просто я не знал”. Ни один из патриархов, даже Моше, не видели ничего подобного.

Во втором столкновении он переживает загадочный бой с человеком/богом/ангелом, что оставляет его хромым, но уже иным - Яаков единственный человек в Торе, который получил от Б-га новое имя, что вполне может означать “тот, кто боролся с Б-гом и человеком” или “тот, кто стал принцем перед Б-гом”.

Что интересно, встреча Яакова с ангелами описана тем же глаголом p-g-, что значит “случайное столкновение”, как вроде они застали Яакова врасплох. Самые духовные моменты в жизни Яакова это те, которых он не планировал и не ожидал. Он думал совершенно о других вещах - о том, что он оставляет позади себя и о том, что ждет его впереди. “Б-г его удивил”, если можно так сказать, сделал ему неожиданный сюрприз.

Яаков - это тот, с кем мы можем себя идентифицировать. Не каждый способен к все любящей вере и полному доверию к Б-гу, какое было у Авраама; или к уединению подобному Ицхака. А вот Яакова мы понимаем. Мы можем прочувствовать его страх, понять его боль и испытать к нему сочувствие.

Дело не только в том, что Яаков самый человечный из патриархов, но и в том, в большей степени, что из глубин его отчаяния он поднимается к величайшим из высот духовности. Он - человек, встретивший ангелов. Он - человек, которого удивил сам Б-г. Он - тот кто в момент одиночества осознает, что с ним Б-г, что его сопровождают ангелы.

Послание Яакова определяет еврейское существование. Это наша судьба - путешествовать. Мы - неуемный народ. Редкими и краткими были наши моменты спокойствия и тишины. Но во тьме ночной мы были подняты силой, о существовании которой сами не знали; были окружены ангелами, о которых не могли и догадываться. Если  мы будем следовать пути Яакова , то и у нас есть все шансы быть застигнутыми врасплох Б-гом и ангелами.  

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Бежать или принять бой?
Полный текст главы "Ваишлах"
Кто хочет быть евреем?
Поцелуй или укус
Законы запрета получать удовольствия от предметов идолопоклонства и запрета на куплю-продажу некошерных изделий