Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Ваикра"
Ваикра

Полный текст главы "Ваикра"

U-jew
24 сентября 2017, 13:33

Мишкан (Скиния Завета) был сооружен, и Шхина спустилась и пребывала в нем. Весь народ Израиля собрался вокруг Мишкана, и Моше среди них, как равный.

Мы не можем не обратить внимания на подобную скромность. Вероятно, человек, близкий главе государства, состоящий с ним в особых отношениях, чувствует себя вправе входить и выходить из резиденции правителя, когда ему вздумается. Моше, однако, считал иначе. Он рассуждал так: «Действительно, Ашем избрал меня вождем еврейского народа, и я был им до сих пор. Но как я могу знать, что буду сочтен достойным направлять его и в будущем? Может быть, Ашем нашел человека с большими заслугами, который и займет по праву это место?»

Такое чувство смирения характерно для Моше, оно то и дело заставляло его отказываться от роли вождя в полном убеждении, что вместо него можно найти более достойного человека.

Когда Ашем приказал Моше вывести евреев из Египта, тот отказался. Он возразил, что считает себя недостойным этой роли. Но Ашем сказал ему: «Если ты не выведешь их из Египта, то никто другой этого не сделает!»

И опять, когда Моше услышал, что через него на Египет будут навлечены Десять Казней, он отказался. Он являлся к фараону только тогда, когда Всемогущий говорил ему перед каждой казнью: «Встань и пойди к фараону».

Когда евреи достигли берегов Ям Суф, Моше не предполагал, что он будет избран осуществить чудо рассечения морских вод, и скромно стоял в стороне. Но Ашем сказал ему: «Рассечь воды морские дано не кому иному, как тебе. Я приказываю тебе поднять свой жезл и раздвинуть их!»

Перед дарованием Торы Моше не стал сам подниматься на гору Синай. Он стоял у ее подножья до тех пор, пока Всемогущий не призвал его, сказав: «Подымайся!»

После завершения Мишкана Моше отошел в сторону. Он размышлял так: «Аарон избран выполнять службу Первосвященника в Мишкане. Наверное, он, а не я, будет призван войти в него».

Тогда Всемогущий оказал Моше особую честь, призвав в Мишкан его и только его.

Это действительно было чрезвычайно высокой наградой, потому что толпа, собравшаяся перед Мишканом, состояла не из заурядных людей. Среди них были выдающиеся праведники, такие, как Аарон, семьдесят старейшин, Ури, Бецалель и главы колен. Но зов Б-жий не был обращен ни к одному из них: только Моше приглашен был войти внутрь.

Более того, призыв Всемогущего нес утешение Моше, который был опечален мыслью о том, что все, кроме него, пожертвовали ценности для возведения Мишкана, он же был освобожден Ашемом от этой мицвы.

Почему Всемогущий не разрешил Моше внести свой дар на строительство Мишкана?

Потому, что Мишкан служил искуплением за грех тельца, и назначение каждого пожертвования состояло в том, чтобы искупить какой-либо из аспектов этого прегрешения. А пожертвования Моше лишили бы евреев части искупления.

Когда Всемогущий из всего еврейского народа призвал только Моше и никого другого, это означало: Моше, Я знаю, ты огорчен тем, что лишен возможности внести, как все остальные евреи, свой вклад в строительство Мишкана. Но знай, что у тебя другая задача, более важная, чем у них. Их работа закончена, твоя сейчас только начинается. Я призываю тебя в Мишкан, чтобы дать тебе наставления о жертвоприношениях, которые ты разъяснишь и передашь потом народу. Твое обучение народа Торе милее Мне, чем их золотые и серебряные приношения.

Когда Ашем диктовал Моше Тору и велел ему записать слово Ваикра, Моше отказался сделать это. Он посчитал, что это чрезмерно высокая оценка его заслуг.

«Творец Вселенной, - спросил он, - обязательно ли нужно, записывая, что Ты призвал меня в Мишкан, употреблять слово Ваикра - слово, означающее особый почет?»

Тогда Ашем ответил ему: «Да, ты в самом деле должен написать слово Ваикра. Я не мог приказать тебе написать вместо этого слово Ваикар, ибо Я употреблял его по отношению к языческому пророку Биламу. Оно означает, что Я не призывал его, а как бы случайно встретил, когда он прогуливался по дороге».

Несмотря на ответ Ашема, Моше все же не хотел записать слово Ваикра. «Пожалуйста, Ашем, - попросил он, - оставь какое-нибудь указание, что мне нелегко было написать это слово и что я подчинился только затем, чтобы исполнить Твою волю».

Ашем неохотно согласился: «Когда будешь писать слово Ваикра, уменьши размер буквы “алеф”. Это будет указанием на то, что ты принизил себя».

 

Как принести жертву

Ашем разъяснил Моше процедуру жертвоприношения. Что должен предпринять человек, решивший принести жертву? Основные действия следующие:

- Привод жертвы. Жертвователь должен сам привести животное во внутренний двор Святилища. Он не мог сказать коэну: «Я сделал свое дело, отдав животное в жертву. Теперь приходи ко мне и забери его!» Наоборот, он сам (или его представитель) должен был привести посвящаемое животное в Мишкан или в Храм.

- Возложение рук. Затем владелец животного должен был, стоя во внутреннем дворе, надавить со всей силой руками на голову животного.

- Исповедь. Если жертва приносилась во искупление какого-либо греха, то жертвователь должен был произнести формулу очищения: «Я согрешил таким-то и таким-то образом и раскаялся. Пусть эта жертва искупит мой грех».

Шхита животного. Затем животное резали во дворе.

- Выпускание крови. Коэн сливал кровь в особую чашу, предназначенную для этой цели.

- Хождение. После этого коэн брал чашу с кровью и шел с ней к жертвеннику.

- Кропление. Вслед за этим коэн разбрызгивал немного крови на жертвеннике, который был разделен на нижнюю и верхнюю половины. Кровью одних жертв надо было окроплять верхнюю часть, а других - нижнюю.

- Выливание оставшейся крови. Кровь, оставшуюся после окропления, коэн выливал на подножье жертвенника, оснащенное специальными отверстиями для стока крови.

- Свежевание и разделка. Животное свежевали и разрезали на части.

- Омовение. После выполнения всех предшествующих действий части жертвы омывались.

- Посыпание солью и сожжение. Те части животного, которые надо было сжечь (их перечень зависел от вида жертвы), приносили к пандусу жертвенника. Там их посыпали солью, поднимали на вершину пандуса и удаляли седалищный нерв. Стоя на вершине пандуса, коэн бросал в огонь части жертвы, предназначенные к сожжению.

 

Принесение в жертву птиц

Если в жертву приносилась птица, процедура немного отличалась от вышеприведенной.

Отделение головы равнозначно шхите животного. Коэн ногтем отделял голову от туловища. Однако в случае жертвы хатат запрещалось отделять голову полностью. Для того, чтобы отделить голову, не отрывая ее совсем, требовалось большое мастерство. Поэтому отделение головы считалось одним из наиболее сложных действий, совершавшихся в Храме.

Выдавливание крови. После отделения головы коэн выжимал птичью кровь, давая ей стечь по стене жертвенника. Кровь не сливали в чашу, как в случае принесения в жертву животного, а выливали прямо на жертвенник, потому что у птицы очень мало крови.

Сожжение головы. Голову птицы посыпали солью и сжигали на жертвеннике.

Выбрасывание лишних частей. Птичий зоб и кишки отделяли и выбрасывали в специально предназначенное для этого место, находившееся на восточной стороне жертвенника.

Сожжение принесенной в жертву птицы. И, наконец, коэн разрывал птицу рукой почти надвое, не разделяя половины полностью. Затем он посыпал птицу солью и сжигал ее в качестве жертвы.

 

Немного о внутреннем смысле жертвоприношений

Наши мудрецы учат, что мир держится на трех опорах:

- Тора (изучение Торы и выполнение ее требований);

- авода (храмовая служба);

- гемилут хасадим (доброе отношение к ближним).

 

Эти три важнейшие духовные силы обеспечивают существование вселенной.

Всемогущий не сохранил бы этот мир, если бы не наше изучение и выполнение Торы, если бы не наша доброта по отношению друг к другу и если бы не наши жертвоприношения. Связывая этот мир с высшими сферами, они приводят в него Б-жественное сияние и благословение.

После разрушения Храма место жертвоприношений, осуществление которых было для вселенной «опорой служения», заняли молитвы, пророчески составленные Мужами Великого Собрания. Со времени разрушения Храма молитвы - как раньше жертвоприношения - связывают низшие миры с высшими.

В Морэ Нэвухим (111, 46) Рамбам объясняет, что Всемогущий для того установил законы о жертвоприношениях, чтобы отучить евреев от египетского идолопоклонства.

Рамбан оспаривает это толкование, приводя множество возражений и среди них то, что понятие жертвоприношения существовало задолго до появления идолопоклонства. Наши мудрецы ссылаются на Адама, приносившего в Ган Эдене жертвы, а в Торе рассказывается о том, что Ноах принес в жертву животных после того, как вышел из ковчега.

Мнения Рамбама и Рамбана объединены в объяснении, содержащемся в Мешех Хохма (начало раздела Ваикра), где доказывается, что оба эти мнения справедливы, но в разных областях. Разрешение приносить жертвы на личных алтарях Всемогущий дал евреям главным образом для того, чтобы противостоять их склонности к идолопоклонству. Но жертвоприношения в Храме служили более возвышенной цели - объединения общины Израиля с их Творцом и освещения этого мира Б-жественным сиянием.

Не следует заблуждаться, думая, что если бы мы не приносили жертвы, Всемогущий лишился бы чего-нибудь.

Ашем говорит: «Я приказал, чтобы в Мою честь воздвигли дворец и совершали в нем жертвоприношения. Уж не думаете ли вы поэтому, что Мне нужны ваши жертвы? Разве Мне требуется еда и питье? Каждый зверь в лесу принадлежит Мне и скот на тысячах холмов тоже. И все птицы в горах и все дикие звери - Мои. Даже если бы я был голоден, Я не нуждался бы в вас, ибо весь мир с его изобилием - Мой, и разве я ем бычье мясо или пью козью кровь?» (Теилим 50:9-12).

Ясно, что жертвоприношения, как и выполнение всех остальных мицвот, заповеданы нам не для пользы Всемогущего, а для нашего собственного блага.

Несмотря на то, что законы о жертвоприношениях классифицируются как хуким (Б-жественные предписания, непостижимые человеческим разумом), комментаторы предлагают различные логические объяснения отдельных деталей этих законов (помимо их основной функции - поддержания существования вселенной).

Рамбам объясняет, что, глядя на то, как животное режут, разделывают и сжигают, грешника охватывает чувство смирения. Он осознает, что то, что свершается над жертвой, в действительности следовало бы совершить над ним, ибо абсолютная справедливость требует, чтобы за каждое нарушение Б-жественных мицвот следовала смерть грешника.

Кроме того, наблюдение за смертью животного наводит человека на размышления о сходстве и различии между ними. Человек и животное сходны по своей физической структуре. Как жизнь животного обрывается смертью, так и человеческая плоть уходит в небытие.

Что же тогда возвышает человека над миром животных? Только Б-жественная душа, данная ему Всемогущим; глядя на принесение животного в жертву, еврей спрашивает самого себя, как мог он быть настолько безумным, чтобы нарушить волю Всемогущего, позволив своей животной природе взять верх.

Таким образом, один из смыслов жертвоприношения состоит в том, чтобы вызвать у грешника искреннее, глубоко прочувствованное раскаяние.

По замыслу Всемогущего, каждый этап процедуры жертвоприношения предназначен для искупления одного из аспектов содеянного греха. Так как грех обычно включает в себя помысел, слово и деяние, каждое из этих составляющих требует искупления, которое и достигается с помощью жертвоприношения.

 

- Возложение рук на тело жертвы искупает грешное деяние.

- Устная исповедь служит для того, чтобы загладить греховные речи.

- Сожжение внутренностей и почек животного искупает заблуждение в мыслях.

- Окропление алтаря кровью символизирует замену крови грешника кровью животного.

 

Но не все жертвы приносились во искупление грехов. Некоторые из них служили выражением радости и благодарности Создателю.

Однако они тоже разделяли общую цель - приблизить человека к своему Творцу. Само название корбан(жертва) означает «достижение близости к Ашему».

Теперь у нас нет больше Храма. Уже нельзя с помощью жертвоприношения стать ближе к нашему Создателю и искупить наши грехи. Чем же мы его заменяем?

Наши мудрецы предложили несколько возможностей:

1. Молитва. Сегодня молитвы заняли место жертвоприношений. Мы произносим Шахарит вместо утренней жертвы; Минха заменяет полуденную, а Маарив - сожжение всех частей жертв, которые были принесены в течение дня.

2. Изучение законов о жертвоприношениях. Ашем считает, что человек, изучающий эти законы, как бы на самом деле приносит жертвы.

3. Раскаяние. С момента разрушения Храма искреннее раскаяние дает искупление прегрешений в той же мере, в какой когда-то его давали жертвоприношения.

4. Изучение Торы. И, наконец, изучение Торы перевешивает все жертвоприношения на свете.

Какие виды животных принимаются в качестве жертв?

 

Домашние животные

Ашем сказал: Существуют десять видов кашерных (пригодных) животных, из них три вида домашних, а семь - диких. Не желая возлагать на вас трудную задачу - охотиться на зверей на холмах и в полях - Я объявляю семь диких животных негодными для принесения жертвы. Только три вида животных кашерны в качестве жертвы. Это:

- бык;

- баран;

- козел.

Каждое из этих животных связано с моментами из жизни наших праотцов:

Бык указывает на заслугу Авраама, побежавшего заколоть быков, чтобы накормить своих гостей.

Ягненок напоминает об Ицхаке, вместо которого принесли в жертву барана.

Козел символизирует третьего из наших праотцев, Яакова, которого наставляла его мать Ривка: «Возьми двух козлят из стада и принеси их своему отцу». И сказал Всемогущий: Они действительно хороши, не только для тебя, но и для твоих потомков. Через козлят будут искупаться их прегрешения.

Почему в Торе бык упомянут первым в этом ряду? (Ваикра 1:2).

Так Ашем указывает, что евреев нельзя винить за то, что у них появилась мысль молиться золотому тельцу.

После греха золотого тельца народы мира стали насмехаться над евреями, говоря: «Вы сделали золотого тельца!» Ашем рассмотрел обвинения и нашел их безосновательными. В действительности виновны были инородцы, вышедшие вместе с евреями из Египта. Это они изготовили тельца и стали кричать: «Вот твои боги, Израиль!» Чтобы пресечь клеветнические обвинения, Ашем поставил быка на первое место в списке животных, пригодных для жертвоприношения.

Жертвами могут служить некоторые виды животных и птиц, но никакая рыба для этого не годится. Причина в том, что млекопитающие и птицы по своей анатомии напоминают человека, рыба же анатомически отличается от него и поэтому не может искупать совершенные им прегрешения.

 

Приношение птиц

Для жертвоприношений годны два вида птиц: взрослые дикие голуби; молодые домашние голуби.

Подобно тому, как Всемогущий избрал домашних животных, преследуемых другими зверями, Он и среди птиц объявил пригодными те породы, которые беззащитны перед нападением хищников.

Дикого голубя можно принести в жертву, только если его возраст не меньше года. О домашних голубях закон говорит иначе: годятся только молодые.

Чем это объясняется?

Если самец дикой голубки умирает, она остается верной ему и никогда не образует новой пары. Это символизирует народ Израиля, верный Истинному Б-гу. Взрослые же домашние голубки некашерны для жертвоприношений, ибо они из ревности устраивают ненужные раздоры.

Птенцы никоим образом не допускаются для жертвоприношения из-за их безнравственности.

Кому разрешается принести жертву?

- Каждый еврей и каждая еврейка может принести жертву.

- Сюда включаются даже те, кто нетверд в выполнении законов Торы: есть надежда, что принесение жертвы направит их на более правильный путь.

- Однако вероотступнику или тому, кто публично оскверняет шабат, не разрешается приносить жертвы.

- Нееврей может принести жертву ола. Его жертва принимается, даже если он молится идолам. Есть надежда, что в конце концов он отречется от своих ложных верований, признает над собой власть Всемогущего и будет выполнять Семь Законов потомков Ноаха, установленных для всего человечества.

Виды жертвоприношений, обсуждаемые в этом разделе

В разделе Ваикра подробно излагаются законы пяти видов жертв:

ола (жертва всесожжения);

минха (мучное приношение);

шламим (мирная жертва);

хатат (жертва за грех);

ашам (жертва повинности).

Теперь мы подробно охарактеризуем каждую из этих пяти разновидностей.

 

Жертва всесожжения

Первый из упомянутых в Торе видов жертвы - это ола, или жертва всесожжения. Ола, о которой говорится в этом разделе, - это добровольное приношение от отдельного человека.

Если кто-то чувствует желание принести жертву Всемогущему, он может предложить жертву ола. Этой жертвой может быть бык, ягненок, козел, дикий голубь или домашний голубь - в зависимости от благосостояния жертвователя. В случае крайней бедности животное можно заменить пшеничной мукой; такое приношение называется минха (см. следующий раздел).

Удовлетворенность Неба жертвоприношением определяется отнюдь не его размером или денежной стоимостью. Всемогущий судит о ценности жертвы, исходя из мотивов и настроений, толкнувших человека на то, чтобы принести ее.

Стих Торы называет человека, добровольно захотевшего предложить жертву, адам (Ваикра 1:2). Из всех слов, имеющих в иврите значение «человек» (энош, гевер, иш, адам), название адам наиболее почетно.

Тора считает, что еврей, взявшийся принести добровольную жертву, заслуживает почетного наименования.

Кража, совершенная ради выполнения мицвы, делает эту мицву «исполненной через прегрешение». Такая мицва омерзительна Всемогущему, как заявил пророк (Йешаяу 61:8). «Ибо Я, Ашем, люблю правосудие, и ненавистны Мне жертвоприношения, приобретенные воровством».

Человек мог бы считать, что Ашему все равно, каким путем приобретена жертва ола. В конечном счете, Ему принадлежит весь мир, и посредством жертвоприношения человек просто возвращает Ему то, чем Он и так владеет. Во избежание этого, Ашем указывает, что не принимает жертву, которая была присвоена нечестным путем.

Человеку, приносящему жертву ола, дается искупление трех следующих прегрешений:

1. Ему прощается невыполнение предписывающего повеления Торы, например, то, что он не надел тфилин.

2. Жертва ола искупает также несоблюдение некоторых запрещающих заповедей, а именно таких, нарушение которых можно исправить выполнением связанных с ними предписывающих заповедей. Например, если человек совершает кражу, то он нарушает запрет воровства; Тора дает ему возможность возместить причиненный воровством ущерб, выполнив мицву возвращения украденного предмета или, если это невозможно, его стоимости в дополнение к прилагаемому Торой штрафу. Тем не менее его вина еще требует искупления. Жертва ола обладает способностью очистить его от этого греха.

3.Кроме того, жертва ола смягчает вину человека, виновного в грешных помыслах.

Жертва ола потому упоминается в Торе раньше всех других жертв, что она стоит выше их. На это намекает само ее название - «ола», означающее, что она:

- превыше других жертв;

- вся возносится в огне.

Каким образом тот факт, что ола полностью сжигается (и ни коэны, ни владелец не могут съесть ни куска от нее), свидетельствует о ее высоком достоинстве?

Большинство жертв приносится по обязанности или как искупление грехов. Поэтому Всемогущий повелел, чтобы такие жертвы частично сжигали, а оставшееся отдавали коэнам для употребления в пищу.

Приноситель жертвы ола не совершал никакого греха. Его дар Ашему был вызван желанием очиститься и приблизиться к своему Творцу. Поэтому его жертва сжигается полностью. Ашем относится к ней как к дару от дорогого друга, который предназначен только Ему и никому больше.

 

Минха

Ашем сказал: «Тому, кто по бедности не может пожертвовать животное или птицу, дается возможность заменить эту жертву мучным приношением». Мучное приношение называется минха.

Ашем приравнивает мучное приношение бедняка к цене его жизни и объясняет это так: «Возможно, эта мера муки была единственной пищей, имевшейся у него в доме. Он мог бы использовать ее для пропитания своей семьи, однако он предложил ее в дар Мне, оставив свой дом без еды. Поэтому его приношение так же драгоценно для Меня, как если бы он принес в жертву свою жизнь!»

Любая добровольная минха состояла из одних и тех же основных ингредиентов: из муки и оливкового масла, к которому добавлялось немного благовония. В Торе указано пять способов приготовления из них минхи.

Каждый из способов приготовления минхи считается особым видом и имеет свое название. Вот эти пять менахот.

1. Минха из сырого теста. Жертвователь поливал маслом дно специальной чаши, добавляя туда хорошо просеянную пшеничную муку, подливал сверху еще масла, перемешивал тесто и затем снова лил на него масло. Затем он окроплял его благовонием. Коэн брал жменю сырого теста и посыпал его солью, а затем сжигал его на жертвеннике вместе с благовонием. Оставшаяся часть минхи шла в пищу коэнам.

Эта разновидность минхи отличалась от всех остальных тем, что коэн должен был взять жменю для сожжения из сырой муки. Во всех прочих случаях он отделял часть для Всемогущего уже после того, как приношение было готово для еды.

2. Минха из теста, жаренного в глубокой посуде. Приношение обрабатывалось так, как описано выше, затем его смешивали с теплой водой, придавали форму толстых лепешек и жарили в масле в глубокой форме. Тесто такой минхи было мягким. После того, как лепешки прожаривались, их разделяли на куски размером с оливу, которые поливались остатками масла. Коэн посыпал их благовонием, брал должное количество прожаренной минхи, солил ее и сжигал на жертвеннике. Остальное причиталось коэнам.

3. Минха из теста, жаренного в плоской посуде. Минха этого вида приготовлялась таким же способом. Разница заключалась только в том, что тесто жарили в плоской посуде, и поэтому лепешки получались сухими.

4. Минха в виде хал. Она тоже обрабатывалась так, как описано выше. Но после выпечки тесто не поливалось маслом, а толстые куски теста, называвшиеся халами, пеклись на дне печи без всякой сковороды. (Любая минха должна быть приготовлена из пресного теста. Так как тесто не поднималось, эти халы представляли собой толстые куски мацы).

5. Минха в виде пресных лепешек. Эти минхи тоже пеклись прямо на дне печи, без сковороды. Однако, в отличие от хал, тесту придавали форму пресных лепешек и масло не лили на них сверху, а намазывали двумя пересекающимися линиями в виде буквы «X».

Почему Тора дает нам пять разных способов приготовления минхи?

Тора предлагает бедняку приготовить свою минху по одному из нескольких разных рецептов, чтобы показать, что Ашем высоко ценит жертвы бедняков, что Он, так сказать, любит вкушать их, приготовленными по-разному.

Тора запрещает смешивать тесто для минхи со сластями, например, с медом или фруктовым соком. Запрещено также давать тесту подняться: оно должно испечься пресным.

Мед символизирует склонность человека к обретению того, что удобно и приятно. Дрожжи символизируют тенденцию человека к самовозвеличению, врожденное честолюбие и жажду похвал. И мед, и дрожжевое тесто не допускаются на жертвенник, чтобы человек понял, что для беззаветного служения Ашему он должен научиться сдерживать оба этих влечения.

 

Тора не предписывает нам подавлять свои инстинкты, ибо они вселены в нас Создателем. Наша задача состоит в том, чтобы возвысить их до служения Всемогущему.

- Стремление к почестям и наградам свойственно каждому человеку. Оно вложено в нас как стимул к выделению своими нравственными достижениями и к стремлению к подлинным и вечным почестям в Грядущем Мире.

- Стремление к наслаждениям, если оно связано с погоней за физическими удовольствиями, доставляет человеку лишь разочарование, ибо, как только он добивается желаемого, оно теряет для него свою привлекательность. Тогда человек обычно начинает охотиться за новыми удовольствиями, и так без конца. Однако все эти временные радости - лишь дешевые заменители единственно подлинной радости, существующей в этом мире, - вечно длящегося наслаждения от достижения близости к Ашему. Именно к этому наслаждению мы должны стремиться.

 

Мирная жертва

Шламим - мирная жертва, о которой идет речь в этом разделе, представляет собой добровольную жертву, предлагаемую человеком, находящимся в приподнятом состоянии духа и стремящемся выразить свое счастье путем жертвоприношения.

Название «Шламим»- мирная жертва - несет в себе два значения:

1. Когда мы предлагаем шламим, Всемогущий благословляет землю миром - шалом.

2. Шламим приносит мир и гармонию всем участникам его совершения: коаним, владельцу жертвы, жертвеннику. Кровь и внутренности шламим сжигаются на жертвеннике, грудь и бедро причитаются коэнам, а кожу и мясо отдают жертвователю. Таким образом, жертва способствует миру, заставляя жертвенник, коэнов и жертвователя объединиться, подобно друзьям, разделяющим между собой трапезу. В противоположность этому жертва ола целиком сжигается, а от минхи жертвователю ничего не достается, хотя коэны и съедают часть ее.

Жертва шламим входит в категорию кодашим калим (менее святые жертвы). Жертвы этого вида можно резать в любом месте внутреннего двора и съедать в любом месте Иерусалима, а не обязательно только в Храме.

 

Жертва за грех

Во времена Храма еврей или еврейка, неумышленно нарушив запрещающую заповедь Торы, обязаны были принести жертву хатат. Эта жертва за грех искупала допущенную ошибку.

Это приношение называлось также «фиксированный хатат», ибо жертвователь, вне зависимости от своего имущественного положения, обязан был предложить за свое прегрешение козленка или ягненка.

Жертву хатат приносили только после таких прегрешений, которые, будучи совершены умышленно, могли бы навлечь на грешника наказание карет. (Всего таких прегрешений сорок три, большинство из них относится к запрещенным интимным связям.)

Как только что говорилось, жертву хатат приносили только за грех, совершенный неумышленно. Например, человек съел жир, думая, что он кашерный. А потом обнаружил, что съеденный жир был запрещенным. В таком случае этот человек должен был принести жертву хатат.

Почему же он считается виновным, если он согрешил неумышленно? Когда он ел запрещенную пищу, он был убежден, что она кашерна. Он съел ее из-за какой-то ошибки или случайности. Тем не менее Тора требует, чтобы он принес жертву. Чем это объясняется?

На это существует несколько толкований:

1. Даже человек, совершивший преступление неумышленно, считается «грешником», ибо он обязан был принять все меры предосторожности, чтобы убедиться в разрешенное той пищи, которую он собирался есть, или того действия, которое он собирался совершить (или чего бы то ни было другого, что составляло существо данного случая). Нарушение, допущенное в результате ошибки, все равно считается прегрешением, ибо оно говорит о недостаточной осторожности и внимательности человека в отношении мицвот.

2. Кроме того, раз человек совершил неправильный поступок, пусть даже случайно, его душа осквернена грехом. Любой грех порождает нечистоту. Тора велит человеку принести жертву хатат, чтобы очиститься от греха.

3. Если даже чье-либо прегрешение явилось результатом ошибки, это плохо для него, ибо Ашем «охраняет шаги святых Своих» (7 Шмуэль 2:9) Он сочтен виновным, ибо, если бы он был истинно праведным, Ашем спас бы его от греха.

Аналогично этому наши мудрецы учат, что если кто-то молится и сделал ошибку - это плохой знак для него; если он кантор - это дурное предзнаменование для всей общины.

4. Тора наказывает человека, согрешившего непреднамеренно, чтобы преподать ему урок. После этого он станет рассуждать так: «Если Тора считает меня виновным даже тогда, когда я согрешил по неведению, то каким тяжелым сочтет Всемогущий грех, совершенный умышленно!» Это рассуждение удержит его от греха.

Если кто-то согрешил преднамеренно, то никакая жертва не искупит его грех. Жертвоприношение не может искупить бунт против Всемогущего. Только нравственные заслуги, раскаяние, пост и добрые дела способны загладить открытое неповиновение Всемогущему.

Тора велит резать жертву хатат в том же месте, что и ола - на северной стороне жертвенника. Тем самым Всемогущий избавлял грешника от публичного позора, потому что посторонние не могли определить, приносил ли он жертву хатат за прегрешение или ола - добровольную.

 

Три особых вида жертвы хатат

1. Вол от первосвященника. Эту жертву хатат приносил первосвященник, которому стало известно, что он ошибся в решении алахического вопроса, разрешив некоторое запрещенное действие, преднамеренное совершение которого каралось бы отрезанием души. Если сам первосвященник действовал в соответствии с этим неправильным решением, то он обязан был принести в жертву вола.

2. Вол, приносимый за введение общины в заблуждение. Эту жертву хатат приносили, если обнаруживалось, что Санхедрин (еврейский Верховный суд), состоявший из 71-го члена, вынес неверное решение, разрешив запрещенное действие, наказанием за умышленное совершение которого было бы отрезание души. Если большинство общины действовало в соответствии с этим ошибочным решением, то каждое колено, даже если оно не участвовало в этом прегрешении, приносило в жертву вола.

3. Хатат от государя. Тора уделяет особое внимание случаям прегрешений еврейского царя и главы Санхедрина. Если царь или глава Санхедрина неумышленно совершил грех, то он приносил козла. Даже царь, если он согрешил, должен был лично привести животное в Храмовый двор, возложить на него руки и признаться в своем грехе, точно так же, как любой другой человек, приносящий жертву.

 

Приношения, не одинаковые для всех

Жертва хатат, приносимая за прегрешение трех нижеперечисленных видов, также не одинакова для всех, а зависит от дохода жертвователя и называется поэтому «жертва с меняющейся стоимостью». (За все прочие грехи человек приносит «фиксированный хатат», размер которого не обусловлен его материальными возможностями).

- Богач жертвует козу или ягненка женского пола.

- Бедняк приносит пару птиц.

- Нищий приносит минху из пшеничной муки, в объеме приблизительно 1,6 кг.

 

Хатат такого рода приносят в следующих случаях:

1. Ложное свидетельское показание под присягой.

Если позже он признает, что присягнул ложно, он должен принести жертву хатат с меняющейся стоимостью.

Почему Тора разрешает нищим приносить жертву меньшей стоимости именно за этот грех?

В Торе принимается во внимание распространенность этого вида ложной присяги. Люди склонны легко относиться к этому греху, полагая, что он не подобен воровству. Так как из этого следует, что жертвы этого вида будут приноситься часто, Тора избавляет бедняка от необходимости тратить деньги на покупку дорогостоящего жертвенного животного.

2. Неумышленная ложная клятва.

И за этот грех Тора тоже не обязывала нищего приносить дорогостоящую жертву. Неумышленная ложная клятва - частое явление. Если бы Тора требовала от бедняков и от богачей одинаковой жертвы, то бедняки потратили бы на нее все свои деньги.

3. Нарушение законов о чистоте, т.е. если человек вошел в Храм или ел от жертвы, будучи ритуально нечистым.

И за этот грех Тора тоже разрешала бедняку принести менее ценную жертву, так как эти прегрешения случались часто.

 

Ашам - жертва повинности

В качестве ашама (или повинной жертвы) приносится баран, и эта жертва искупает прегрешения пяти родов. Только два из них упомянуты в разделе Ваикра, а именно:

Повинная жертва за воровство. Эту жертву приносили те, кто украл или утаил чужие деньги или имущество. На очной ставке с потерпевшим вор отрицал владение чужой собственностью и давал ложную клятву. Если позже он раскаивался в своем грехе, то обязан был вернуть украденное и

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Приношение за грех
Кризис самоидентификации
Между фатумом и случаем
Момент сокровенной близости
К чему Мне жертвы ваши?