Полный текст главы "Ваигаш" - Ujew

Полный текст главы "Ваигаш"

Полный текст главы
Количество просмотров 433 Количество комментариев 0

Спор между Йеудой и Йосефом

Все еще не узнанный братьями, Йосеф предложил им оставить в Египте Биньямина и вернуться в дом отца. Тогда Йеуда сказал ему:

- Ты думаешь, в нашем доме будет мир, если мы вернемся одни без брата?

Видя, что Йосеф не намеревается отпустить Биньямина, Йеуда понял, что именно от него сейчас зависит судьба младшего брата.

Прежде всего он решил умолять Вс-шнего (Ашема) и просить Его, чтобы Он изменил замысел Йосефа и не дал ему задержать у себя Биньямина. Йеуда был также готов и к битве - если не останется другой возможности вызволить брата.

В подтверждение серьезности своего намерения Йеуда говорил так громко, что его голос был слышен на огромном расстоянии.

Как только Йосеф увидел распалившегося Йеуду, он испугался, ибо понял, что тот может убить его. Перед ним стоял силач, который с легкостью ломал толстые железные брусья. Тогда Йосеф тоже решил показать свою силу. Он пнул ногой мраморный столб, который служил основанием его трона, и столб превратился в груду осколков. В ответ Йеуда схватился за меч - но не тут-то было, меч застрял в ножнах, и Йеуда понял: «Передо мной - цадик, на стороне которого Ашем». Он тут же изменил свою тактику и начал уговаривать Йосефа отпустить Биньямина.

Пока Йеуда излагал Йосефу свои возражения, остальные братья стояли молча. Они не вмешивались в спор, ибо сейчас противостояли друг другу две равные силы - Йосеф, царь Египта, и Йеуда - царь среди братьев.

Йеуда сказал Йосефу, что Биньямин – это второй из двух сыновей Рахели, и Яаков не переживет потерю второго сына. «Твой слуга поручился собой за юного отрока, - продолжал Йеуда. - Я сказал отцу: «Если не приведу его назад, то лишусь своей доли в обоих мирах».

Ваш другой брат, тот, что пропал, не был вором, - заметил ему Йосеф, - он никому не причинил вреда. Однако вы не пожалели его, продав его за двадцать серебряных монет. Не пожалели и отца, которому сказали: «Зверь растерзал его в клочья». Вы ведь понимали, что причиняете страдания отцу, но почему-то это вас не остановило. Вот и теперь - идите, скажите отцу о младшем брате, который действительно заслужил наказание за воровство, что и его сожрал зверь!

Услышав эти слова, Йеуда горько зарыдал:

- Я не могу вернуться к отцу, если отрока не будет с нами.

Ярость Йеуды достигла наивысшей точки. Он уже был готов идти в бой, чтобы убить или быть убитым.

Йосеф понял, что дальше ждать невозможно, иначе может произойти непоправимое - братья действительно могут разрушить египетскую страну.

 

Йосеф открывается братьям

Приближалась развязка драмы. Йосеф попросил удалиться из помещения всех египтян. Он не хотел смущать братьев своим признанием на виду у всей публики. После чего он обратился к братьям с такими словами:

- Скажите, тот брат, о которым вы говорите, что он умер, - точно ли он мертв?

Да, - ответили они.

Лжецы! Вы продали его! Откуда я знаю? Я купил его! Он мой раб. И сейчас я позову его. - Йосеф громко позвал: - Йосеф бен Яаков, Йосеф бен Яаков!

Братья стали испуганно озираться по сторонам, но никто в комнату не входил.

Вы не туда смотрите! - сказал им Йосеф. - Я - Йосеф, ваш брат. - И тихо добавил, поскольку понимал, что египтяне подслушивают: - Тот брат, которого вы продали в Египет. Жив ли еще мой отец?

Все застыли, пораженные его словами.

Увидев, что братья в ужасе отступили назад, Йосеф обратился к ним с такими словами:

- Подойдите ближе и убедитесь, что я - Йосеф. Знайте, хотя вы и продали меня в рабство, и я оказался в Египте, я поступлю с вами по-братски. Забудьте о том, что когда-то продали меня в рабство, и не завидуйте мне в том, что сейчас на положении властителя - я, а не вы, ведь Ашем послал меня сюда. Ашем сделал меня царем не для того, чтобы показать, что я более велик, чем вы, а для того, чтобы сбылись мои сны и мы все оказались в Египте. Сейчас второй голодный год, впереди пять лет, в течение которых не будут ни сеять, ни убирать урожай. Даже дикие растения, и те не будут всходить. Вот для этого и послал меня Ашем в Египет, чтобы в будущем вам было куда прийти за зерном. А теперь - отправляйтесь за отцом и передайте ему от меня такие слова: «Так говорит твой сын, Йосеф. Ашем поставил меня владыкой над всем Египтом. Сойди ко мне, не медли! Ты будешь жить поблизости от меня, в земле Гошен, со всей своей семьей и стадами. Не задерживайся, ибо впереди еще несколько лет голода».

Йосеф подошел к Биньямину и прижал его к своей груди. Оба брата разрыдались, ибо в эту минуту на них снизошел руах акодеш и им было дано увидеть: Йосефу - разрушение обоих Храмов, построенных в уделе Биньямина, а Биньямину – разрушение Мишкана в Шило, который выстроен в уделе Йосефа.

Чтобы успокоить братьев, Йосеф сказал им, что в его сердце нет ненависти к ним, и нет для него разницы между братьями, продавшими его, и Биньямином, не участвовавшим в этой сделке.

Впрочем, Йосеф почувствовал, что его последние слова тоже не успокоили братьев. Они все еще были охвачены стыдом. Тогда он стал обнимать их по очереди, чтобы утешить.

Известие о том, что прибыли братья Йосефа, дошло до фараона. Ему рассказали, что Йосеф происходит из рода Авраама, который был известен абсолютно всему миру. Поэтому фараону было приятно, что наместник Египта может похвастать таким благородным происхождением.

У фараона были еще и свои заботы: он опасался, что Йосеф захочет покинуть Египет, чтобы вернуться к отцу. Поэтому он решил, что лучше самому пригласить Яакова переселиться в Египет. Так или иначе он приказал Йосефу: «Скажи своим братьям, чтобы они нагрузили своих ослов зерном и возвращались домой. Пусть они приведут в Египет своего отца и свои семьи, а я разрешу им поселиться в земле Гошен - лучшей части египетской земли.»

Фараон предоставил в распоряжение братьев великолепные колесницы, что по тем временам было дорогим удовольствием. Однако сыновья Яакова отказались от такого транспорта, заявив, что на колесницах изображены египетские идолы. Горячий Йеуда, недолго думая, просто взял и поджег их. Так будет и впоследствии - потомки Йеуды всегда будут уничтожать идолов при малейшей возможности.

Йосеф попросил у фараона другие повозки, еду на дорогу и смену одежды для каждого из братьев. Биньямину же Йосеф дал пять видов одежды и в придачу - триста серебряных монет.

Удивительно, почему Йосеф выделил одного из братьев, зная, что именно зависть братьев была причиной его продажи в рабство? Йосеф не побоялся этого, так как руах акодеш даровал ему предвидение, что из колена Биньямина в будущем произойдет Мордехай, который предстанет перед царем Ахашверошем, облаченный в пять роскошных одежд. Об этом и намекнул Йосеф своему брату, дав ему пять различных нарядов.

Йосеф послал подарок отцу: десять ослов были нагружены всевозможными египетскими яствами, бобами и старым вином. Еще десять ослиц везли хлеб и другие продукты.

Йосеф понимал, что Яаков может не поверить братьям в том, что они действительно его нашли, и в подтверждение этого он просил их сказать отцу такие слова: «Когда мы уходили, Йосеф проводил нас, ибо вспомнил последнюю алаху, которой ты учил его перед расставанием. Это алаха о том, как важно, чтобы гостя при расставании провожали».

 

Серах открывает Яакову, что Йосеф жив

Братья не знали, как сообщить Яакову весть о том, что Йосеф все эти годы жил в Египте и даже стал там самым важным человеком. Всю дорогу по пути домой они обсуждали, как рассказать об этом отцу. Когда они подошли к дому Яакова, первой, кого они увидели, была дочь Ашера Серах. То была необыкновенная девушка, поражавшая всех своей удивительно чуткой натурой. К тому же, она замечательно играла на арфе, и именно это ее качество решили использовать братья.

Братья попросили спеть песню Яакову, в которой были бы слова о том, что Йосеф еще жив.

Серах осторожно проскользнула в шатер скорбящего Яакова и встала за спиной деда. Она заиграла нежную мелодию, а затем запела: «Мой дядя Йосеф по-прежнему жив; он владыка всего Египта!»

Яаков жадно вслушивался в ее слова и наслаждался прелестной музыкой. «Да будешь ты благословенна, Серах, - сказал он ей. - Ты вернула к жизни мою душу. Да продлится твоя жизнь вечно!»

Благословение Яакова исполнилось. Серах дожила до времен царя Давида и вошла в число тех праведников, которые попали в Ган Эден живыми. Дочь Ашера получила награду по принципу мида кенегед мида, мера за меру: ей была дарована вечная жизнь за то, что она вернула к жизни душу Яакова, на которую сразу же снизошел руах акодеш.

Пока Яаков разговаривал с Серах, в шатер вошли сыновья. Они поздоровались с отцом, а потом громко объявили: «Йосеф жив и правит Египтом!»

Но Яаков отказался поверить их словам. Наказанием лжецу служит то, что ему не верят даже тогда, когда он говорит чистую правду. Так как сыновья Яакова однажды солгали, то и теперь Яаков не мог поверить их словам.

Однако, когда они передали ему слова Йосефа об алахе, которую они учили в последний раз, душа его наполнилась счастьем и он почувствовал, как к нему возвращается руах акодеш, который покинул его на двадцать два года из-за скорби по Йосефу. Яаков воскликнул: «Йосеф по-прежнему жив!» Эти слова означали: «Йосеф по-прежнему цадт. Он сохранил свое благочестие, несмотря на перенесенные страдания. Когда мне показали испачканную в крови одежду Йосефа, я подверг сомнению пути Ашема. Йосеф же оставался непоколебим в своей вере - и за это Шехина все годы пребывала с ним».

Заметьте, Яаков был счастлив от того, что Йосеф оставался цадиком, а не от того, что стал владыкой Египта.

 

Яаков отправляется в Египет

Получив приглашение от сына, Яаков принял решение переселиться на время со всей семьей в Египет. Однако перед тем, как начать этот сложный путь, он отправился в Беер-Шеву, чтобы срубить посаженные там Авраамом кедры и взять их с собой в Египет. Зачем ему понадобился такой необычный груз?

Дело в том, что Яаков пророчески предвидел, что через какое-то время евреям понадобится древесина кедра для сооружения Мишкана, переносного Храма. Одно из бревен, срубленных в Беер-Шеве, достигало тридцати двух амот (около 16 м) и было использовано для главной несущей балки Мишкана.

В Беер-Шеве Яаков принес жертвы Ашему на жертвеннике, построенном его отцом - Ицхаком. Это путешествие Яаков предпринял с тяжелой душой, так как не был уверен, что Ашем согласен с его действиями. Поэтому Ашем явился ему во сне и сказал: «Хотя твоему отцу, Ицхаку, Я запретил спускаться в Египет, ты можешь идти туда, ибо Я сойду вместе с тобой и непременно снова выведу тебя оттуда!»

То есть тем самым Ашем пообещал Яакову три вещи:

- После смерти останки Яакова перенесут и захоронят в Эрец Исраэлъ. То же самое будет с его детьми: все они будут перенесены назад, в Святую Землю.

- Потомки Яакова не будут в вечном изгнании - придет время, и Ашем освободит их.

- Шехина будет пребывать с ними даже в изгнании - и выйдет вместе с ними из Египта.

Теперь Яаков со спокойной совестью собрал всю свою семью, насчитывающую шестьдесят девять душ, скот и имущество, и они отправились в Египет.

Тора утверждает, что в Египет вошло семьдесят душ, но если, сверяясь по тексту, попытаться пересчитать их всех, то получится только шестьдесят девять. Кто же семидесятый?

Ответ на этот вопрос следующий: в тот момент, когда они входили в ворота Египта, родилась Йохевед, дочь Леви, будущая мать пророка Моше.

При этом Яаков приказал Йеуде: «Иди впереди нас и приготовь все необходимое на месте, чтобы мы могли быстро расселиться и сразу же открыть в земле Гошен ешиву. Занятия Торой не должны прерываться».

Сыновья Яакова погрузили свои вещи на повозки, рассадили своих жен и детей и отправились в путь. Отца же сыновья несли всю дорогу на руках, ибо не могли позволить ему ехать на трясущихся повозках.

Навстречу отцу вышел Йосеф. Когда египтяне услышали, что их правитель отправляется встречать отца, которого не видел много лет, вся знать собралась его сопровождать.

Увидев, как Йосеф и фараон со всей свитой вышли встречать Яакова, все последовали за ними. Таким образом навстречу Яакову вышло практически все население Египта.

Таковы почести, оказываемые тем, кто боится Ашема; ибо сказано (Йешаяу 24:23): «И перед Его старейшинами будет слава».

Йосеф боялся, что его встреча с Яаковом, даже после того как братья сообщили о ней отцу, может оказаться для того большим потрясением. Поэтому он выслал своего старшего сына Менаше вперед. Увидев его, Яаков сказал: «Должно быть, это Йосеф». «Нет, - сказали ему, - это его сын». Йосеф выслал вслед за Менаше своего второго сына - Эфраима. «Ну теперь-то это Йосеф», - сказал Яаков. И опять ему ответили, что и это его сын.

Наконец, сам Йосеф выехал навстречу отцу во главе огромного египетского войска, одетый в нарядные одежды, облаченный в корону, которую фараон послал ему специально по этому случаю.

Счастливая улыбка озарила лицо Яакова. Йосеф подошел к отцу и поклонился ему, то же самое сделали и египтяне. Затем он приблизился к отцу, упал ему на грудь и заплакал. А что же отец? Может, тоже заплакал, обнимая сына? Ведь он уже и не надеялся увидеть его... Как это ни удивительно на первый взгляд, но Яаков в эти минуты начал читать молитву Шма Исраэль.

При виде Йосефа душа Яакова наполнилась любовью и благоговением к Ашему, ибо сейчас он до конца понял, насколько велика Его доброта и милость. И праведник Яаков воспользовался вдохновенностью момента, в который душа была так близка к полному признанию власти Ашема над собой. Его губы тут же зашептали молитву Шма, молитву, подтверждающую господство Ашема, любовь к Нему и страх перед Ним.

Яаков воскликнул: «Я думал, что сойду в Генном, ибо Для того чтобы от меня пошел целый народ, не хватало одного колена. Но теперь, когда я знаю, что Йосеф жив, я уверен, что умру только в этом мире, но не в мире грядущем

 

Йосеф представляет фараону отца и братьев

Йосеф предупредил своих братьев: «Когда фараон призовет вас к себе и спросит о ваших занятиях, скажите ему правду - что вы с юных лет были пастухами. Упомяните также, что и ваш отец занимался тем же ремеслом, и вы ни к какой другой работе не привыкли. Тогда он поселит вас как можно дальше от столицы, в благодатной земле Гошен, ибо египтяне, поклоняясь овцам, пастушество считают весьма низменным занятием.

Почему Йосеф рекомендовал братьям поселиться в земле Гошен, а не в столице?

1. Прежде всего, он хотел, чтобы евреи жили отдельно от египтян - дабы не допустить ассимиляции.

2. В земле Гошен были лучшие в стране пастбища для скота.

3. Эта земля принадлежала евреям по закону, ибо фараон подарил ее в свое время Саре. Теперь Йосеф опасался, что если евреи поселятся в Египте, то в один прекрасный день египтяне могут заявить, что евреи живут на земле, которая им не принадлежит, и изгонят их раньше срока. Поэтому он предпочел, чтобы братья оставались в Гошене, принадлежащем им по праву.

Йосеф выбрал пятерых братьев, тех, кто не производил впечатление самых сильных, - то были Реувен, Шимон, Леви, Иссахар и Биньямин, - и привел их к фараону. Он намеренно представил фараону колена, выглядевшие физически слабыми, чтобы у того не возникло желания призвать их на службу в свою армию.

Фараон спросил их, чем они занимаются. И братья ответили: «Твои слуги - пастухи, и пастухами были наши отцы. Мы пришли в Египет, чтобы пожить здесь в то время, пока в Ханаане стоит жестокий голод и нет пастбищ для нашего скота. Мы просим твоего разрешения поселиться в земле Гошен».

Фараон сказал Йосефу: «Перед тобой вся египетская земля. Пусть твои братья поселятся в ее лучшей части - в земле Гошен».

Йосеф представил фараону своего отца Яакова, который приветствовал владыку Египта.

Фараон попросил у Яакова благословения. Яаков благословил его, пожелав, чтобы Нил вышел из берегов и напитал влагой египетскую землю, как это бывало всегда до наступления голода. Благословение праведника исполнилось - и голод прекратился.

Через некоторое время семья Яакова покинула столицу Египта и поселилась в земле Гошен.

Яаков хотел, чтобы его сыновья оставались вдалеке от царя, чтобы исключить возможность получения высоких должностей при дворе. Так наши праотцы показывали нам пример отношения к чужой политической жизни - отмежеваться от язычников всеми возможными способами, несмотря ни на какие выгоды, которые те могут сулить, и вести жизнь согласно Торе, занимаясь только тем, что относится к еврейской жизни.

Годы, проведенные Яаковом в Египте, были счастливейшими годами в его жизни. Все это время на нем пребывала Шехина.

 

Отношение Йосефа к египтянам в голодные годы

В годы голода запасы зерна оставались только у Йосефа. Не одни египтяне, но и иноземцы были вынуждены обращаться к нему за пропитанием. Поэтому в сокровищницах фараона скопились несметные количества золота и серебра.

Все это богатство направил в Египет Ашем, чтобы исполнить обещание, данное Аврааму: евреи уйдут из этой страны с большим достоянием. Поэтому то богатство накапливалось исключительно для евреев - чтобы они взяли его с собой при выходе из Египта.

Решив правильно распорядиться накопленным богатством, Йосеф разделил его на три равные части и зарыл в разных местах. Сокровища были обнаружены только много лет спустя:

- Один клад попал в руки Кораха, который в результате стал самым богатым человеком на земле.

- Другой клад обнаружил и использовал его для помощи евреям римский император Антоний.

- Третий клад до сих пор не найден. Его обнаружат только во времена Машиаха.

Когда сбережения египтян иссякли, им стало не на что покупать зерно и они начали продавать Йосефу своих коней, овец и ослов. На второй год голода они пришли и сказали: «Йосеф, единственное, что нам еще принадлежит, - это наши жизни и наши земли. Взамен на зерно мы станем твоими рабами и отдадим тебе свои владения, чтобы не погибнуть от голода». В результате Йосеф приобрел в собственность фараона все египетские поля, а египтяне оказались в положении подневольных арендаторов, обрабатывающих владения фараона и вынужденных отдавать ему пятую часть урожая.

Но какая польза была Йосефу от того, что египтяне отдавали фараону пятую часть урожая? - Йосеф таким образом расплачивался с фараоном за те пять благодеяний, которые тот для него совершил:

1. Фараон выделил Йосефу царские одежды.

2. Подарил ему золотое ожерелье.

3. Разрешил Йосефу ездить в царской колеснице.

4. Фараон велел, чтобы впереди Йосефа всегда выступали гонцы, которые приказывали всем падать перед ним на колени.

5. И последнее - фараон назначил его наместником над всем Египтом.

Среди египтян было одно сословие, с которым Йосеф обходился иначе, чем со всеми остальными, - жрецы. Они были освобождены от работы на фараона и от обязанности отдавать пятую часть урожая. Йосеф разрешил им сохранить свои владения, а фараон выдавал им пропитание. Таким образом Йосеф отплатил им благодарностью за то, что жрецы спасли его жизнь, когда жена Потифара попыталась обвинить его. Если бы не их суд, Потифар вынес бы решение казнить Йосефа.

В напоминание о том, что земля больше не принадлежит им, Йосеф выслал всех египтян из их родных городов.

У Йосефа была еще одна причина, по которой он хотел изменить место жительства каждого египтянина: так он подготавливал почву для будущего египетского изгнания своих потомков. Когда евреи станут здесь пришельцами, египтяне, потерявшие свои дома и земли, не смогут смотреть на них свысока как на чужеземцев. Именно поэтому и стремился Йосеф сделать египтян чужими в их собственной стране.

Голод прекратился после того, как Яаков даровал фараону свое благословение (что произошло на второй год голода). На третий год египтяне засеяли поля, собрали богатый урожай и пятую его часть отдали фараону.

Все это время Йосеф снабжал пищей своих родных, обитавших в земле Гошен. Каждому члену семьи он выдавал дневную норму зерна, а маленьким детям отпускал большие порции, тщательно следя за тем, чтобы в продовольственные списки было внесено имя каждого родившегося еврейского ребенка.

Со временем сыны Израиля прочно обосновались в земле Гошен. Они выстроили себе дома учения, чтобы изучать Тору, построили жилые дома, возделали поля и насадили виноградники.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.