Полный текст главы "Ваехи" - Ujew

Полный текст главы "Ваехи"

Полный текст главы
Количество просмотров 475 Количество комментариев 0

Просьба Яакова - похоронить его в Эрец Исраэль

После десятилетий, полных невзгод, Яаков прожил в Египте семнадцать лет. Когда Яаков ослабел и почувствовал, что его конец близок, он послал за Йосефом и попросил того, чтобы его не хоронили в Египте. При этом он взял с Йосефа клятву, чтобы его тело перенесли в Эрец Исраэль и погребли там.

 

Яаков благословляет Эфраима и Менаше

Йосефу сообщили, что отец тяжело болен. Эту весть принес ему Эфраим, часто гостивший в Гошене у Яакова, чтобы вместе с дедом изучать Тору.

Жена Йосефа, Аснат, посоветовала мужу: «Получить благословение от цадика - все равно, что получить благословение от Ашема! Возьми сыновей и езжай к Яакову, чтобы он мог благословить их».

И тогда Йосеф вместе с двумя своими сыновьями отправился навестить своего отца. Он хотел поговорить с отцом о двух вещах:

1. Попросить его, чтобы он включил Менаше и Эфраима в число будущих еврейских колен.

2. Высказать свою обиду на то, что Яаков не похоронил Рахель, мать Йосефа, в пещере Махпела.

Отец ответил Йосефу и на просьбу, и на высказанную обиду. Насчет просьбы Йосефа о том, чтобы Менаше и Эфраим получили равные доли со всеми коленами, Яаков сказал:

Когда Ашем явился мне в Лузе, Он пообещал: «Народ и сонм народов произойдут от тебя». Говоря про «народ» Ашем имел в виду Биньямина, которого твоя мать носила тогда в своем чреве, так все остальные сыновья уже родились. Кого же тогда Ашем имел в виду, когда пообещал мне, что от меня родится еще и «сонм народов»? Конечно же, Он говорил о двух твоих сыновьях, тогда еще не родившихся, которым и предстояло быть причисленными к коленам. Эфраим и Менаше будут иметь такое же положение, что и Реувен и Шимон. У каждого из этих двух колен будет свой собственный флаг-символ, возглавлять их будут их князья, и они получат свои уделы в Эрец Исраэлъ.

В ответ на жалобу Йосефа, что его мать не была похоронена в пещере Махпела, Яаков сказал:

Когда я пришел из Падан Арама, Рахель уже умерла. Ее смерть была для меня самым тяжелым из всех перенесенных несчастий. Да, я похоронил ее у дороги и знаю, что тебя это возмущает, поскольку теперь я прошу у тебя то, чего не сделал в свое время для твоей матери. Но поверь, я не меньше твоего хотел, чтобы она была похоронена в семейной усыпальнице рядом со мной.

Одно твое слово, отец, - сказал Йосеф, - и я перенесу ее туда!

К сожалению, ты не можешь сделать этого, мой сын, ибо я похоронил ее в Бейт Лехеме потому, что этого потребовал Ашем.

После этого Яаков хотел благословить сыновей Йосефа, но ему было открыто, что от них произойдут злодеи: от Менашею - идолопоклонник, царь Йеу, а от Эфраима - царь Ахав.

Йосеф подвел к отцу своих сыновей: Менаше, старшего, - к правой руке Яакова, а Эфраима, младшего, - к левой. Яаков скрестил руки и возложил их на головы внуков - левую руку на голову Менаше, а правую - на голову Эфраима.

Яаков пророчески увидел, что от Эфраима в будущем произойдет Йеошуа - будущий вождь еврейского народа, ученик пророка Моше.

Возложив руки, Яаков благословил Йосефа и его сыновей такими словами:

Б-г, перед Которым послушно ходили мои отцы, Авраам и Ицхак, дабы исполнять Его волю, и Который поддерживает (пасет) меня до сего дня, всегда посылал мне ангела, чтобы избавить меня в дни нужды. Да благословит он (ангел) этих молодых (Эфраима и Менаше)!

Последние слова относились также и к будущим потомкам Эфраима и Менаше - Йеошуа и Гидеону, которые удостоились встречи с ангелами.

Да наречется в них мое имя и имена моих отцов, Авраама и Ицхака! И расплодятся они как рыбы!

Известно, что рыбы размножаются очень быстро, и им не угрожает дурной глаз, поскольку они скрыты глубоко под водой. В этом и заключается благословение потомков Йосефа - они размножатся, и им не помешает ничья зависть.

За какие же заслуги Эфраим получил благословение первенца? Дело в том, что Ашем благоволит к людям скромным, а Эфраим был скромен и непритязателен, за это он и получил право первородства.

Яаков пообещал Йосефу:

В награду за то, что ты предпримешь усилия, чтобы перенести мои останки в Эрец Исраэлъ, я дарую тебе город Шхем, и пусть он станет местом твоего погребения. Ты получишь его в дополнение к тому уделу, который полагается тебе наряду с остальными братьями.

Йосеф был счастлив, ибо получил от отца щедрые благословения. Братья вновь стали завидовать ему. Однако Яаков решил положить конец зависти братьев и сказал им: «У меня хватит благословений на всех вас. Я действительно выделил Йосефа, но именно потому, что он боится Ашема больше чем кто-либо другой из вас. Но если вы достигнете его уровня, то будете достойны такого же благословения».

 

Яаков благословляет своих сыновей

Наконец Яаков собрал всех сыновей, чтобы дать им благословение перед смертью. Он попросил Ашема прислушиваться к молитвам его сыновей в дни, когда им будет особенно трудно. Затем он дал два пророчества:

В дни избавления из египетского рабства вы соберетесь со всех концов Египта в город Рамсес, чтобы оттуда покинуть страну. Во времена Машиаха к Йеуде и Биньямину присоединятся десять пропавших колен. Только об одном я прошу вас - уважайте Йеуду и Биньямина, ибо Йеуда - царь, а Биньямин - возлюблен Ашемом. Очищайте себя, чтобы мои благословения осуществились! Держитесь вместе, будьте всегда в согласии друг с другом, и тогда вы будете достойны того, чтобы Машиах принес вам окончательное избавление.

Яаков благословил каждого из своих двенадцати сыновей.

Реувен, ты мой первенец

Ты необычный первенец, достойный хвалы! Ты не похож на других первенцев, которые воровали и разбойничали.

Первенцы часто ненавидят своих братьев. Ты же не умеешь ненавидеть - и в свое время просил братьев не проливать кровь Йосефа.

Ты - моя мощь и начаток моей силы!

Эти слова означают:

1. Ты - сын, родившийся от первой силы моего мужества.

2. Твои потомки будут доблестными, сильными мужами и смогут завоевать Эрец Исраэль.

ТЫ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ВЫШЕ СВОИХ БРАТЬЕВ - ПО ПРАВУ ПЕРВОРОДСТВА, СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ И ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

- Тебе, как первенцу, причиталась двойная доля наследства.

- Ты должен был стать коэном.

- Тебе полагалось стать прародителем царской династии.

НО ТЫ ПОТЕРЯЛ ЭТИ ПРАВА

- Двойной долей первенца награжден Йосеф.

- Священнослужение даровано Леви.

- Царская власть дарована Йеуде. Порывистый, КАК ВОДА, стремительно несущаяся по своему руслу, ТЫ НЕ БУДЕШЬ ПРЕВОСХОДИТЬ других братьев.

Ибо ты отстаивал права своей матери - но в ревности своей расстроил оба ЛОЖА.

ТЕМ САМЫМ ТЫ ОСКВЕРНИЛ ШЕХИНУ, ПОКОИВШУЮСЯ НАД МОИМ ЛОЖЕМ.

Так звучало благословение Реувена.

 

ШИМОН И ЛЕВИ - БРАТЬЯ

Они, действительно, проявили себя как настоящие, преданные братья.

ОРУЖИЕ ИХ УКРАДЕНО

Украдено у Эсава, ибо они занялись не своим делом, когда убивали жителей Шхема. Вести войну и пускать в ход меч подобает Эсаву, но не нашему роду.

ДА НЕ БУДЕТ ПРОИЗНЕСЕНО МОЕ ИМЯ НА ИХ ТАЙНОМ СОВЕТЕ

Да не будет упомянуто мое имя в будущей истории с Зимри, когда колено Шимона поднимется на Моше, и их руководитель Зимри захочет взять в жены женщину из Мидиана.

ДА НЕ ЕДИНИТСЯ С НИМИ МОЯ ЧЕСТЬ

Чтобы не было моего имени в перечислении предков Кораха, сторонники которого восстанут против Моше и Аарона!

ИБО В СВОЕМ ГНЕВЕ за Дину ОНИ УБИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ ИСКАЛЕЧИЛИ ВОЛА

Шимон и Леви отомстили за Дину, уничтожив жителей Шхема. Тем самым они нанесли громадный ущерб авторитету нашей веры.

Еще известно, что они замышляли убить Йосефа, которого Тора называет «волом».

Яаков хотел продолжить свою речь и проклясть Шимона и Леви за уничтожение Шхема, но уста не послушались его, и он проклял только их гнев, воскликнув: ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТА ИХ ЯРОСТЬ, ИБО ОНА МОГУЧА, И ИХ ГНЕВ, ИБО ОН СВИРЕП!

РАЗЪЕДИНЮ Я ИХ СРЕДИ ЯАКОВА

Ибо опасно для всех окружающих, когда эти два колена выступают вместе. Стоит им объединиться - и никто не может им противостоять.

Слова Яакова сбылись. В Эрец Исраэль колено Шимона не имело единого надела. Вместо этого, участки их земли были разбросаны внутри колена Йеуды. А колено Леви вообще не получило удела в Святой Земле. Левиты проживали в сорока восьми городах, рассеянных по всей территории Страны.

И РАССЕЛЮ ИХ В ИЗРАИЛЕ

Большинство бедняков и переписчиков Торы будут из колена Шимона. Они будут рассеяны, т.е. должны переходить с места на место в поисках заработка и сбора цдаки. Колено Леви тоже будет рассеяно, но ему предназначено обходить людей и собирать деньги, предназначенные им по закону.

Так звучало благословение Шимона и Леви

 

Йеуде отец сказал:

Ты поступил правильно, признав свою вину в истории с Тамар. Поэтому:

ЙЕУДА, ТВОИ БРАТЬЯ ПРИЗНАЮТ ТВОЕ ВЕЛИЧИЕ

Я тоже признаю его, ибо несправедливо заподозрил тебя в убийстве Йосефа. За это ты избран стать Царем.

Царь Давид и все последующие монархи будут твоими потомками.

- Нахшон, главный среди князей, будет из твоего потомства.

- В пустыне именно твой флаг будет первым в колонне евреев.

- Отниэль, первый из Судей, будет вести от тебя свой род.

Все три Храма будут построены потомками из твоего колена:

- Первый Храм построит царь Шломо.

- Второй Храм построит Зерубавель.

- Будущий Третий Храм построит Машиах.

Твое имя распространится на весь народ: евреев будут называть не кереувеним, шимоним и т.д., а йеудим.

ТВОЯ РУКА - НА ЗАТЫЛКЕ ТВОИХ ВРАГОВ

Твой потомок Давид будет преследовать своих врагов, обращая их в бегство, так что будут видны только затылки убегающих.

Твои потомки будут искусными лучниками, разящими своими луками врагов прямо в затылки.

ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ТВОЕГО ОТЦА

Все колена поклонятся тебе. Даже когда Израильское царство разделится надвое после смерти царя Шломо, подданные царства Десяти

ТЫ, ЙЕУДА, КАК МОЛОДОЙ ЛЕВ

Сначала твое владычество не будет прочным. Подобно детенышу льва ты еще не достиг своей полной силы. Но в будущем ты упрочишь свою царскую власть и будешь сравним с могущественным львом.

СКЛОНИЛСЯ ОН, ПРИПАЛ К ЗЕМЛЕ, КАК ЛЕВ. КАК ЛЬВИЦУ- КТО ЕГО ВСПУГНЕТ?

Колено Йеуды будет склоняться и припадать к земле со времен Переца, сына Йеуды, и до царя Давида (который до определенного времени будет вождем колен, но не законным царем). Как только его владычество упрочится, он приобретет безопасность - и вот тогда можно будет сравнить его со львицей, которую никто не в силах спугнуть.

НИКОГДА СКИПЕТР НЕ ОТОЙДЕТ ОТ ЙЕУДЫ, И не переведутся МУДРЕЦЫ В ТВОЕМ ПОТОМСТВЕ

Яаков пророчествовал о Йеуде: «Со времен царя Давида и дальше царское правление будет принадлежать только тебе. Даже после разрушения Храма ты удержишь свою власть с помощью Санхедрина. Станешь ты вождем и в изгнании, ибо даже в Вавилоне евреи будут уважать авторитетглавы галута, происходящего из твоего рода.

Власть будет принадлежать Йеуде и во времена изгнания, до тех пор:

ПОКА НЕ ПРИДЕТ МАШИАХ

Машиах тоже будет из потомков Йеуды.

ПРИТУПИВ ЗУБЫ НАРОДАМ

(т.е. подчинив их своей власти),

АШЕМ СОБЕРЕТ ОБЩИНУ ИЗРАИЛЯ (уподобленную вину) В ГОРОДЕ (Иерусалиме).

И ОБЩИНА ИЗРАИЛЯ ПОСТРОИТ ЕМУ БЕЙТ АМИКДАШ (Храм). ОМОЕТ ОН В ВИНЕ СВОЮ ОДЕЖДУ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ СВОЕ ОДЕЯНИЕ

Здесь имеется в виду кровь жертв, которые евреи будут приносить во времена Третьего Храма. Этот стих Торы восхваляет землю, которая будет принадлежать колену Йеуды - из нее будет струиться вино, как вода из горного ключа. Даже маленькая лоза в его уделе будет настолько плодоносна, что житель этой земли сможет нагрузить осла ее плодами. А урожай большой лозы надо будет вывозить на двух ослах.

ЕГО ГЛАЗА БУДУТ КРАСНЫ ОТ ИЗОБИЛИЯ ВИНА, А ЗУБЫ БЕЛЫ ОТ изобилия МОЛОКА в его земле

В словах Яакова, кроме благословения удела Йеуды, есть намек на великих мудрецов Торы, которые произойдут из его колена. Яаков пророчествовал, что потомки Йеуды будут членами Санхедрина, а их познания в Торе, уподобляемой вину, будут весьма обширны. Они будут настолько упорны в изучении алахот (законов), что алахот станут совершенно понятными - льющимися из их уст, как чистое молоко.

Так звучало благословение Йегуды

 

ЗЕВУЛУН БУДЕТ ОБИТАТЬ У МОРСКОГО БЕРЕГА, И БУДЕТ ОН КОРАБЕЛЬНОЙ ГАВАНЬЮ

Зевулун станет заниматься торговлей, а на доходы от своего ремесла будет содержать своего брата Иссахара, который посвятит свою жизнь изучению Торы. Поскольку Зевулун поддержит брата в этом мире, его ждет вознаграждение в будущем мире вместе с Иссахаром.

И ПРЕДЕЛ ЕГО ЗЕМЛИ БУДЕТ У ЦИДОНА

Эти слова Яакова как бы определяют северную границу удела Зевулуна и содержат намек на то, что пророк Иона выйдет из его колена (мать Ионы была родом из Цидона, принадлежавшего колену Ашера, а отец - из колена Зевулуна).

Так звучало благословение Зевулуна

 

 

ИССАХАР - КРЕПКИЙ ОСЕЛ

Он понесет на себе бремя Торы, как крепкий осел, который носит на себе тяжелую ношу.

НАКЛОНЯЮЩИЙСЯ К ЗЕМЛЕ, проходя МЕЖДУ ГРАНИЦАМИ

Осел, находясь в пути и днем и ночью, не имеет постоянного ночлега. Когда он хочет отдохнуть, то ложится прямо на землю у границ любого города, куда несет свою поклажу. Иссахар ведет себя так же: ради изучения Торы он готов к любым лишениям.

И УВИДЕЛ ОН, ЧТО ХОРОШ ПОКОЙ

Понял, что настоящее спокойствие сознания, свободу от йецер ара можно обрести только тогда, когда посвящаешь свою жизнь занятиям Торой.

И ЧТО ПРИЯТНА ЗЕМЛЯ

Иссахар получил благословенный и плодородный удел Святой Земли, который позволил ему получать урожай ценой минимальных усилий. И все это только для того, чтобы можно было уделять максимум времени изучению Торы.

И НАКЛОНИЛ ОН СВОЕ ПЛЕЧО, ДАБЫ НЕСТИ НОШУ

То есть, взвалил на себя бремя Торы.

И СТАЛ СЛУГОЙ, РАБОТАЮЩИМ В УПЛАТУ ДАНИ

Иссахар стал истинным слугой Ашема, все силы отдающим служению Ему.

Двести членов Санхедрина, определявшего аллаху для всего еврейского народа, являлись выходцами из этого колена.

Так звучало благословение Иссахара

 

ДАН БУДЕТ СУДИТЬ СВОЙ НАРОД, ПОДОБНО ОДНОМУ СРЕДИ КОЛЕН (подобно Йеуде)

 

Яаков пророчествовал: «Из колена Дана выйдет судья, столь же великий, как вождь (колена) Йеуды!» Яаков имел в виду судью Шимшона.

ДАН СТАНЕТ ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ

Описывая жизнь Шимшона, Яаков пророчествовал: «Я предвижу деяния судьи Шимшона, которого можно уподобить змею».

- Как мстительный змей, отомстит Шимшон филистимлянам.

- В отличие от других животных змеи мстят своим врагам только по одиночке, никогда не собираясь вместе. Так и Шимшон - он будет истреблять филистимлян один, без посторонней помощи.

- Оружие змея находится в ее голове (ядовитые зубы); и оружие Шимшона коренится в его голове. Он будет разить врагов мощью назорейства. (Назиру запрещено стричь волосы.)

- Яд змея опасен даже после его смерти. И здесь есть нечто общее с Шимшоном: уже погибая, он смог нанести удар по филистимлянам.

СТАНЕТ АСПИДОМ НА ПУТИ

Эта фраза означает: «Шимшон будет хромать на обе ноги». (Наши мудрецы слово шфифон, аспид, толкуют как дважды хромой). Но и тогда он сможет одолеть врагов силой своей святости.

КОТОРЫЙ ЖАЛИТ КОНЯ В НОГУ, ТАК ЧТО ЕГО ВСАДНИК ПАДАЕТ НАВЗНИЧЬ

Тем самым Яаков предсказал, что Шимшон убьет тысячу филистимлян одной ослиной челюстью (Шофтим 15:15).

СПАСЕНИЯ ОТ ТЕБЯ ОЖИДАЮ, О АШЕМ!

Когда Яаков получил пророчество о Шимшоне, он решил, что Шимшону уготовано стать предтечей Машиаха. Но позже ему стало ясно, что Шимшона ожидает гибель, и тогда он воскликнул: «Нам еще придется ждать, пока последний избавитель принесет нам окончательное спасение!»

Так звучало благословение Дана

 

ВОЙСКО ГАДА ВЫСТУПИТ НА БИТВУ

Колено Гада при завоевании Эрец Исраэль будет идти во главе еврейского войска.

НО ВЕРНЕТСЯ ОН к своему уделу на другой стороне Иордана ТОЙ ЖЕ ДОРОГОЙ, ЧТО УШЕЛ (и ни одного человека не потеряет)

Яаков здесь говорит о том, что люди из колена Гада четырнадцать лет будут помогать своим братьям завоевывать Эрец Исраэль и за все это время ни один из них не погибнет. Все четырнадцать лет их жены с детьми, окруженные врагами, будут ждать их на противоположной стороне Иордана.

Так звучало благословение Гада

 

 

ОТ АШЕРА исходит ТУЧНЫЙ ХЛЕБ

На земле, принадлежащей Ашеру, будут собирать самый богатый урожай. Его удел прославится масличными деревьями, так что масло из земли будет сочиться подобно воде.

Слова Яакова также означали пророчество, что дочери Ашера будут выходить замуж за коаним и их потомки станут носить восемь священных одежд первосвященников (слово шмена, тучный, можно прочитать как шмона, восемь).

И БУДЕТ ДОСТАВЛЯТЬ Небесному ЦАРЮ ЯСТВА

Яаков говорит здесь о том, что Ашер будет доставлять в Бейт-Амикдаш шемен амишха - масло помазания.

Так звучало благословение Ашера

 

 

НАФТАЛИ - ПРЫТКАЯ ЛАНЬ

Яаков благословил удел Нафтали, как и удел Ашера, богатым урожаем. Земля Нафтали будет орошаться естественными водоемами, и потому ее плоды будут вызревать быстрее, чем в других уделах.

А что означали слова Яакова о том, что Нафтали - самый быстроногий из всех братьев? Быстроногий, значит - выполняющий слово Ашема быстро, без промедлений.

И ГОВОРИТ ОН ПРИЯТНЫЕ СЛОВА

1. Приятны слова Торы, исходящие из уст Нафтали. Так как его земли были плодородны и не требовали особого ухода, все свободное время он посвящал изучению Торы.

2. Из его рода происходит пророчица Двора, известная тем, что воспела хвалебную песнь миру.

Так звучало благословение Ашера

 

БЕН ПОРАТ ЙОСЕФ БЕН ПОРАТ АЛЕЙ АЙН

Эта ивритская фраза имеет много значений:

1. Йосеф - МИЛЫЙ (прелестный) СЫН, МИЛОВИДНЫЙ СЫН. В такой трактовке слово порот связывается с арамейским словом «милость».

2. ЭТО СЫН, РАЗОРВАВШИЙ УЗЫ ДРУЖБЫ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ, злословя на них перед отцом. А ОНИ ПОРВАЛИ УЗЫ БРАТСТВА, продав его. АЛЕЙ АЙН означает, что ненависть братьев возникла из-за того, что Яаков положил на Йосефа «свой глаз», т.е. уделял ему особое внимание.

3. ЭТО СЫН, РАССТРОИВШИЙ планы своей госпожи, отказавшись послушаться ее приказа; а ОНА РАССТРОИЛА (его спокойствие) и отправила его в темницу (т.е. «подняла свои глаза» на него).

4. ЭТО СЫН, ВСТАВШИЙ ВО ВЕСЬ РОСТ, чтобы заслонить свою мать, и ЗАГОРОДИВШИЙ ВЗОР (Эсава).

ДОЧЕРИ КИДАЛИ ДРАГОЦЕННОСТИ в него, когда стояли НА СТЕНЕ

Когда Йосеф стал наместником Египта, его провезли на колеснице через всю страну. Египтяне, включая самых знатных дам, стояли на крышах и бросали в него драгоценности, только чтобы удостоиться его взгляда. Однако он так и не посмотрел в их сторону.

И сказал Ашем: «Клянусь, что за это одна из глав Торы (посвященная Законам о наследовании) будет разъяснена, благодаря дочерям из твоего колена - дочерям Целаф-хада».

И ОГОРЧАЛИ ЕГО

Его жизнь наполнили горечью братья, а позже - жена Потифара:

СТАНОВИЛИСЬ ЕГО ЗАКЛЯТЫМИ ВРАГАМИ И НЕНАВИДЕЛИ ЕГО

Но не только братья обижали его, не только Зулеха причинила ему горе:

БЫЛИ ЛУЧНИКИ, ПУСКАВШИЕ СТРЕЛЫ

Стрелы - это сплетни, в которых он ложно обвинялся в том, что пытался соблазнить не только Зулеху, но и ее подруг.

НО КРЕПОК ОСТАЛСЯ ЕГО ЛУК

Йосеф собрал всю свою волю, чтобы устоять перед женой Потифара. Умея владеть собой, он устоял перед соблазном. И за это он заслужил, чтобы ФАРАОН ВОЗЛОЖИЛ золотые УКРАШЕНИЯ НА ЕГО РУКИ.

Йосеф не совершил греха, ибо представил перед собой МОГУЩЕСТВЕННЫЙ образ - СВОЕГО ОТЦА, ЯАКОВА. И еще встал перед ним образ его матери, Рахели, которая была КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ДОМА ЯАКОВА.

ЭТО Б-Г ТВОЕГО ОТЦА ПРИШЕЛ ТЕБЕ НА ПОМОЩЬ

И послал все эти видения, чтобы ты смог устоять перед соблазном и не совершить греха.

ЭТО ВСЕМОГУЩИЙ БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ

И даст тебе благословенный удел земли, расположенный в самом лучшем месте, местность Азкарот Шебабааль, которая находится ВЫСОКО. И БЛАГОСЛОВИВ ТЕБЯ ГОРОДОМ БЕЙТ ШЕАН

Который расположен в твоем уделе земли, в НИЗИНАХ, и весьма плодороден.

БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ГРУДИ И ЧРЕВА

1. Да будет благословенна мать, родившая и вскормившая такого великого сына!

2. Да будут женщины твоего колена благословенны тем, что у них не будет преждевременных родов и у каждой будет достаточно молока для вскармливания детей. БЛАГОСЛОВЕНИЯ, дарованные Ашемом ТВОЕМУ ОТЦУ, МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ТЕХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ, какие Он дал МОИМ ПРАРОДИТЕЛЯМ.

ИБО ОН ДАЛ МНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Которого жаждали мои праотцы. Благословение, не имеющее предела и ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЕ ВЕСЬ МИР.

Яаков сказал: «Ашем обещал мне: «И распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг» (Берешит 28:14). А моим отцам, Аврааму и Ицхаку, Он дал в наследие только ограниченные пределы». ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА И НА ЕГО ТЕМЕНИ, НАЗИРА СРЕДИ БРАТЬЕВ

Почему Яаков назвал Йосефа назиром? С того времени как братья продали его в рабство, он вел себя подобно назиру - воздерживался от вина и не стриг волос.

Так звучало благословение Йосефа

 

БИНЬЯМИН – как волк, РАЗРЫВАЮЩИЙ добычу: УТРОМ ЕСТ СВОЮ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТ ЕЕ.

Яаков пророчествовал: «Храм будет построен в уделе Биньямина. Утром и вечером Небесный огонь будет сходить на жертвенник и поглощать жертву, подобно набрасывающемуся на добычу волку».

Слова Яакова означали также: на заре еврейской истории один из потомков Биньямина, царь Шауль, захватит ненадолго трон. А когда затмится сияние еврейского государства, потомки Биньямина, Мордехай и Эстер, «разделят добро» Амана.

Так звучало благословение Беньямина

 

Хотя Яаков благословил каждого из своих сыновей особым качеством, сравнив Йеуду с сильным львом, Нафтали с быстрой ланью, а Биньямина с волком, каждый из них также получил все эти качества вместе взятые. То есть, все они будут обладать силой льва, быстротой лани и так далее, но каждое колено будет одним из этих качеств выделяться.

Таким образом, хотя Яаков и дал каждому из колен свое особое благословение, тем не менее это благословение в какой-то степени распространялось и на остальные колена. Когда Яаков закончил благословлять сыновей, он обратился к Ашему и попросил Его, чтобы все благословения исполнились. Ашем внял просьбе Яакова.

 

Последние слова Яакова:

1. Не нарушайте запрета идолопоклонства. Это предостережение относилось к потомкам его сыновей, которым предстояло жить во времена изгнания.

2. Не проклинайте Ашема!

3. Пусть к моему гробу не притронется ни один идолопоклонник, иначе Шехина покинет мой гроб!

Яаков дал наставление сыновьям, как нести его гроб: «Три колена должны идти с северной стороны, три - с южной, три - с восточной и три - с западной. В таком же порядке вы будете впоследствии проходить по пустыне, под четырьмя флагами, а Шехина будет пребывать среди вас.

 

Смерть Яакова и его погребение

Как только Яаков закончил благословлять своих сыновей - в тот же момент его душа покинула тело.

В знак траура сыновья Яакова разорвали свои одежды и посыпали головы пеплом.

Все жители Египта оплакивали Яакова, ибо знали, что только благодаря его благословению Нил регулярно выходил из берегов и питал водой поля. Теперь, после смерти Яакова, все вновь ожидали наступления голода. Египтяне оплакивали его семьдесят дней и даже своих лошадей и ослов покрыли траурными попонами.

Йосеф отправил фараону послание, в котором говорилось: «Мой отец перед смертью взял с меня клятву, что после его смерти я перенесу его тело для погребения в пещеру Махпела, в Ханаанскую землю. Разреши мне исполнить мою клятву, после чего я без промедления вернусь в Египет». И Фараон дал согласие и также издал указ, чтобы похоронную процессию сопровождали все подданные страны, воздавая умершему последние почести.

Йосеф положил отца в гроб, сделанный из чистого золота и покрытый алмазами. Над гробом натянули полог, сотканный из золотых нитей и державшийся на опорах, усыпанных жемчугами.

Гроб несли сыновья Яакова. Йосеф снял корону со своей головы и положил ее на крышку гроба отца.

Когда процессия прибыла в Эрец Ханаан, ее встречали ханаанские цари, а также Ишмаэль и Эсав, которых сопровождали их воины. Даже в такой момент Эсав и Ишмаэль хотели попытаться развязать войну против сыновей Яакова. Однако, увидев, какие почести оказывают Яакову, они присоединились к прощальному шествию.

Как было решено раньше, братья задумали похоронить Яакова рядом с Леей, но тут вмешался Эсав:

- Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Яакова!

- Но ведь ты продал свою долю в пещере Махпела нашему отцу! - сказали ему братья.

- А где договор об этой сделке? Предъявите его! - стал требовать Эсав.

- Договор есть, но он остался в Египте.

- Сожалею, но если нет документа, то нет и доказательств, - заявил Эсав.

- Раз так, то Нафтали немедленно его доставит, - сказали братья, и быстроногий Нафтали помчался в Египет за договором.

Силач Хушим, сын Дана, был глух и за разговором, понятно, не следил. Однако он увидел, что Эсав пытается помешать погребению деда. Поэтому, недолго думая, он схватил в негодовании палку и ударил ею Эсава по голове с такой силой, что голова отлетела от тела Эсава и закатилась в пещеру Махпела. (Само тело Эсава позже погребли на горе Сайр. Согласно Тосафот, решающий удар Эсаву нанес Йеуда.)

 

Кончина Йосефа и смерть остальных братьев

На обратном пути из Эрец Ханаан братья заметили, что Йосеф выбрал необычную дорогу. Он собрался посетить то место, где находилась злополучная яма, в которую братья бросили его перед продажей в Египет. Когда они подошли к яме, Йосеф остановился и некоторое время молча стоял рядом с ней. Братья поняли, что он до сих пор не забыл страданий, которые они ему однажды причинили.

На самом деле Йосеф остановился не для мрачных размышлений на тему предательства, а чтобы прочитать благословение: «Да будет благословен Тот, Который на этом месте сотворил для меня чудо!»

После возвращения в Египет братья отметили, что в поведении Йосефа произошли кое-какие перемены: он больше не приглашал их на свои домашние трапезы, как делал раньше при жизни отца.

Действительно, перемены в Йосефе произошли, но продиктованы они были лишь самыми добрыми побуждениями. Яаков всегда сажал Йосефа во главе стола, но после смерти отца Йосеф не хотел больше занимать это место, рассуждая примерно так: «Как я могу сидеть во главе стола в присутствии Йеуды, царя, и Реувена, первенца?» Поэтому он решил не приглашать к себе больше братьев, чтобы не ставить их в неловкое положение. Однако братья не знали, почему Йосеф перестал их приглашать, и решили, что теперь после смерти отца Йосеф захочет им отомстить за их старое преступление.

Поэтому братья попросили Билу, к которой Йосеф относился как к своей матери, чтобы она пошла и сказала Йосефу: «Перед смертью твой отец велел, чтобы мы сказали тебе - пожалуйста, прости своим братьям совершенный грех».

На самом деле Яаков этого не говорил, но братья решили обмануть Йосефа, чтобы сохранить мир и покой в семье. Услышав такие слова от Билы, Йосеф заплакал, ибо не ожидал, что братья заподозрят его в сохранении ненависти к ним. Тем не менее братья явились к Йосефу сами и пали перед ним ниц с такими словами: «Мы твои рабы!» Йосеф стал их успокоил их, сказав что не уничтожит их и колен Израиля будет вечно двенадцать.

Великим праведником был Йосеф. Несмотря на то что братья совершили по отношению к нему такой жестокий поступок, он не отплатил им злом.

Йосеф был мудрейшим правителем и великим благодетелем страны. Он разбил врагов Египта и упрочил безопасность царства. Сорок лет он правил в стране как наместник, а когда фараон умер, он стал его преемником и еще сорок лет правил Египтом как царь.

И хотя среди братьев Йосеф по старшинству был предпоследним, ему было суждено умереть первым. Ашем наказал его за то, что по отношению к своей семье он вел себя как повелитель. Кроме того, когда братья пришли в Египет, он слышал, как его отца назвали слугой, и не возразил на это. Так как он не оказал своему отцу достаточно почета, срок его жизни был укорочен. Награда за почитание родителей - долгая жизнь, а наказание за невыполнение этой мицвы - короткий срок жизни.

Почувствовав, что он умирает, Йосеф созвал всех братьев: «Я скоро умру, но Всемогущий непременно возвратит вас из Египта. Мой отец открыл мне, что тот избавитель, который произнесет слова пакод йифкод, будет послан Ашемом, чтобы вывести вас из Египта».

Затем Йосеф попросил братьев поклясться ему, что, когда они будут покидать Египет, они не забудут взять его останки, чтобы позже похоронить его в Шхеме, в том месте, откуда он был продан. - «Я знаю из предания, что в пещере Махпела должны быть похоронены только четыре четы, а для меня там нет места», - сказал Йосеф.

Но почему Йосеф попросил похоронить его именно в Шхеме?

Шхем Йосеф получил в дар от отца. Земле из удела каждого колена было присуще одно из свойств характера этого колена, аналогичное его духовным качествам. Ашем хотел, чтобы Иосеф был погребен в своем уделе, так как там он мог найти подходящее для себя место успокоения.

Иосеф умер в возрасте ста десяти лет. Кончина такого большого праведника сразу изменила состояние страны. Колодцы высохли, народ обнищал. И братья Йосефа начали ощущать на себе тяжесть изгнания.

Египетские волшебники положили Йосефа в железный гроб, который опустили в Нил, и принялись ждать, когда вернется благословение. Но ждали они напрасно.

Остальные сыновья Яакова стали умирать один за другим; последним ушел из жизни Леви. Биньямин до конца своей жизни был безгрешен, оставаясь абсолютным праведником,

Египетское изгнание можно условно разделить на четыре этапа:

- Пока жил Яаков, евреи чувствовали себя в Египте свободными людьм. (Правда, на правах иностранцев.)

- Как только умер Яаков, египтяне обложили евреев налогом.

- После смерти Леви, последнего из зачинателей колен, египтяне окончательно поработили евреев и заставили их работать на строительстве.

- Когда родилась Мириам, сестра Моше, египтяне ужесточили положение евреев, превратив их в настоящих рабов.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.