Полный текст главы "Ваэтханнан" - Ujew

Полный текст главы "Ваэтханнан"

Полный текст главы
Количество просмотров 391 Количество комментариев 0

Моше рассказывает, как он умолял Б-га разрешить ему пересечь Иордан

Моше продолжал свои упреки сынам Израиля. Он напомнил поколению, готовившемуся войти в Землю, что из-за грехов их отцов сам он умрет в пустыне и что Б-г не отменил наказания Моше, невзирая на его истовые молитвы.

Моше рассказывал: "Когда я согрешил у вод Меривы, Б-г поклялся: "Поэтому ты и Аарон не приведете эту общину в Землю, которую Я обещал их праотцам!" Но я надеялся, что, в конечном итоге, смогу повлиять на его решение молитвами.

Моше решил, что если Б-г позволил ему завоевать восточный берег Иордана, который являлся частью обещанной территории, то Он также позволит ему овладеть и Эрец Исраэль. Однако Б-г сообщил Моше, что тот не сможет перейти Иордан.

Моше просил Ашема (Вс-шнего) "Позволь мне перейти Иордан, чтобы я увидел Землю, где душа может достичь наивысшего совершенства.

Я хочу посмотреть на гору Мория (Святую гору, где Ицхак был связан на жертвеннике и на которой в будущем воздвигнут Храм) и совершить там молитву. Позволь мне увидеть и сам Храм - святой Дом, в котором будут совершаться жертвоприношения ради искупления грехов народа. (Моше говорил о строительстве Храма так, словно окончательный и вечный Храм был бы построен тотчас же после входа евреев в Землю.)

"Моше, - отвечал Ашем, - клянусь, ты не поведешь народ за Иордан".

Но Б-г отказал мне, говоря так: "Я не могу слушать тебя, ибо Я дал две клятвы: либо ты умрешь здесь, в пустыне, либо Я уничтожу народ Израиля".

Почему Моше мог выжить лишь ценой гибели всего еврейского народа?

Виленский Гаон от имени наших мудрецов поясняет, что если бы Моше вошел в Эрец Исраэль, это послужило бы причиной незамедлительного строительства Храма. Святость Храма, сооруженного под его руководством, была бы столь велика, что никто и никогда не смог бы его разрушить. И если бы впоследствии евреи согрешили, Ашему пришлось бы их уничтожить. Поэтому Всевышний в Своем Милосердии сделал так, что Храм строили лидеры меньшего масштаба, нежели Моше, чтобы Он смог разрушить Храм и дать выжить еврейскому народу.

"Хочешь ли ты заслужить жизнь ценой истребления всего еврейского народа?"

Я отвечал: "Пусть лучше умрет тысяча Моше, нежели один еврей".

Потом я молил: "Я не прошу о чести войти туда в качестве вождя, позволь мне вступить в Землю обыкновенным человеком".

Б-г ответил: "Царь не входит как частное лицо".

"Если я не могу войти туда живым, пускай по крайней мере мои кости будут доставлены туда для захоронения," - просил я.

"И твои кости не пересекут Иордана," - непреклонно ответил Б-г.

"Властелин Вселенной, - возражал я, - неужели у меня меньше заслуг, чем у Йосэфа? Именно я обнаружил его гроб и позаботился, чтобы его останки были доставлены в Святую Землю. Разве со мной не следует поступить так же?"

Б-г отвечал: "Йосэф заслужил, чтобы его похоронили в Земле, так как он открыто признавал свое происхождение. Находясь в тюремном заключении в Египте, он открыл своим соседям по темнице: "Меня украли из Земли евреев", хотя знал, что это признание унизит его в их глазах. А вот ты умолчал о своем происхождении. Когда ты слышал, как дочери Итро говорили своему отцу: "Египтянин спас нас у источника", ты не поправил их тотчас же. Тот, кто отрекается от своих корней, не будет похоронен в своей Земле".

Вообще-то у Моше была достаточно веская причина скрывать свое еврейское происхождение: он боялся за свою жизнь. Если бы открылось, что он бежал из дворца фараона и приговорен к смерти за убийство египтянина, его могли схватить и вернуть обратно. Тем не менее Б-г осуждает Моше, великого праведника, за то, что он - пусть даже на короткое время - позволил дочерям Итро думать, что он нееврей.

"Осознав, что все мои мольбы напрасны, я представил Всевышнему самые убедительные доводы".

"Властелин Вселенной, - спорил я, - почему Ты не даешь мне войти в Эрец Исраэль? Из-за того, что у вод Меривы я назвал евреев "бунтарями"? Ты Сам называл их так, когда утверждал: "Пусть посох Аарона будет храниться пред Ковчегом Откровения как знак против бунтарей" (Бемидбар17:25).

Когда я осознал твердость Б-жественной клятвы, то надел рубище, посыпал голову пеплом, нарисовал вокруг себя круг и объявил: "Я не сдвинусь с этого места, пока Ты не изменишь Свое решение. Я совершил 515 различных молитв".

Мидраш поясняет, что на 515 типов молитв Моше намекает слово ваэтханан (я молил), численное значение которого 515.

Согласно кабале, такое число молитв ежедневно возносят ангелы.

"Тогда Б-г явил Себя мне в окружении Своего Великого Суда Ангелов и сказал: Знай, Моше: решение запретить тебе войти в Землю отменить нельзя. Ты совершил совсем незначительную ошибку у вод Меривы, но такое тяжелое наказание соответствует величию твоей мудрости.

Срок, отпущенный тебе, истек; Иеошуа займет твое место. Будь доволен той наградой, которая предназначена тебе в Грядущем Мире!"

"Неужели все мои мольбы напрасны?" - спросил я у Ашема. "Нет, - отвечал Всевышний, - ты увидишь больше, чем если бы вошел в Эрец Исраэль, и больше, чем твой преемник Иеошуа. Взойди на гору Нево, и Я позволю тебе увидеть не только места, о которых ты говорил, но и всю Эрец Исраэль - север, юг, запад и восток.

Тем самым ты подаришь Земле благословение и будешь способствовать ее покорению в будущем.

Не ты, а Иеошуа вступит во владение Землей. Расскажи ему, что такое быть вождем, укрепи его изучением Торы и защити его с помощью заповедей".

"Мы оставались на восточном берегу Иордана, расположившись лагерем как раз против того места, где вы согрешили, поклоняясь Пэору".

Этими словами Моше намекнул, что он будет похоронен близ того места, где сыны Израиля согрешили с Пэором, чтобы получить искупление за этот грех.

 

Почему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль и почему Б-г отказал ему в этом

Причины, по которым Моше так стремился войти в Эрец Исраэль, были чисто духовного характера. Он хотел достичь самосовершенствования, исполнив такие заповеди, как, например, трума, маасэр, бикурим и шмита, которые соблюдаются только в Земле Израиля. Более того, он хотел и других евреев призвать к исполнению этих заповедей.

Ашем сказал ему: "Хотя ты и не войдешь в Землю, Я буду считать, что ты соблюдал все заповеди, исполняемые только здесь. Более того, Я награжу тебя за все заповеди, которые евреи будут соблюдать в Эрец Исраэль, ибо они узнали их от тебя".

Одна из причин, почему Ашем отверг молитвы Моше, состояла в том, что все будущие поколения должны знать: Б-г наказывает за каждый грех. Смерть Моше послужит им уроком и научит остерегаться нарушать Слово Б-га.

Ашем сделал так, чтобы Моше был похоронен среди поколения пустыни и своими заслугами защитил их и обеспечил их возрождение во время Воскресения Мертвых.

Ашем посчитал также, что последующие поколения не заслуживают обладания вечным Храмом, который построил бы Моше, приведи он их сам в Землю.

Таким образом, при конечном рассмотрении эра, в течение которой Моше был лидером, завершилась в соответствии с Б-жественным планом.

Моше обычно, так сказать, отдавал приказы Всевышнему: "Поднимись, Ашем!", "Возвратись, Ашем!", "Накажи грешников!" А когда стал молить Ашема за самого себя, то получил отказ. Почему? Подошел к концу срок его правления - начиналась эра Иеошуа.

Наши мудрецы объясняют, что Б-г определяет период правления каждого вождя с точностью до доли секунды. Подходил срок правления Иеошуа, поэтому молитвы Моше разрешить ему пересечь Иордан не были исполнены.

 

Какие практические уроки мы можем извлечь из молитв Моше

Среди всех уроков, которые можно извлечь из молитв Моше, особенно выделяются два:

1. Вся жизнь Моше была посвящена служению Ашему, но он не считал, что Б-г должен исполнять его желания в качестве вознаграждения. Скорее, Моше представлял свои молитвы как мольбы и просьбы, отдавая себе отчет, что вне зависимости от того, насколько велико служение человека Ашему, он всегда будет в долгу перед Б-гом.

Поэтому наши мудрецы советуют: в словах твоей молитвы не должно быть требовательности; лучше смиренно умолять Ашема быть милостивым к тебе, невзирая на твои прегрешения.

2. Настоятельные молитвы Моше, которые он возобновил в день кончины (как это будет объяснено в разделе Ваелех), учили будущие поколения настойчивости в молитве. Пускай человек ощущает - буквально или в переносном смысле - на своей шее лезвие меча, он все равно не должен говорить: "Какой смысл молиться дальше?"

Никакая молитва не может быть "тщетной", ибо Б-г удостаивает вниманием любую молитву любого существа (хотя проситель может и не увидеть тотчас ее ощутимых результатов).

 

Моше призывает евреев быть верными Торе - особенно строго соблюдать запрет идолопоклонства и всегда помнить о даровании Торы

Моше продолжал призывать евреев: "Слушайте мои слова и раскайтесь во всех прошлых прегрешениях. Тогда Ашем обязательно даст вам владения в Обетованной Земле.

Исполняйте законы Торы так, как вас им учили, ничего не прибавляя и ничего не убавляя в них.

Вы ведь сами знаете, к каким губительным последствиям привело незначительное отклонение от закона Торы: 24000 из вас, что поклонялись Баал Пэору, оправдывая себя тем, что это омерзительное служение является насмешкой над идолом, погибли от мора; те, кто отказался служить идолу и остался верным Ашему, живы и по сей день".

Моше объявил, что тот, кто соединит себя с безжизненным идолом, умрет вместе с ним, а тот, кто соединит себя с Источником жизни, выживет.

Ашем обещает: "Соедините себя со Мной в этом мире, и Я приближу вас к Себе в Мире Грядущем ".

Ашем дал евреям огромное число заповедей на все случаи жизни. Например:

- Когда еврей покупает одежду, его предупреждают: "Не носи шаатнез!”.

- Когда надевает одежду с четырьмя углами: "Прикрепи к одежде цицит''.

- Когда стрижет волосы: "Не срезай волосы в тех местах, где это запрещено".

- Когда покупает дом: "Поставь ограждения на крыше и в других опасных местах" и "Прикрепи мезузы на дверях!"

- Он должен соблюдать определенные правила, когда женится, когда у него рождается сын и т.д.

Зачем нужно так много заповедей?

Ашем поступает, как капитан, который бросает спасательный круг тонущему пассажиру, предупреждая его: "Не отпускай его! Пока ты соединен с каналом жизни, ты будешь держаться!"

Вот так и Б-г дал нам огромное число "каналов жизни", дабы прилепиться к Нему.

Моше предостерегал народ: "Законы, которым я вас обучаю, придуманы не мной - они установлены Б-гом. Изучайте их и следуйте им. Благодаря этому, остальные народы будут относиться к вам, как к мудрым и разумным людям".

Цель исполнения заповедей состоит не в этом. Мы обязаны исполнять Тору, даже если неевреи смеются над нами. Однако Тора объявляет, что только Б-гобоязненный, соблюдающий Тору еврей совершает истинный кидуш Ашем в глазах неевреев и завоевывает их уважение, но никак не ассимилированный еврей.

Моше напоминает евреям: "Есть ли другая великая нация, к которой Б-г так близок, как наш Б-г, когда бы мы ни воззвали к Нему?!" У евреев больше прав, нежели у ангелов. Небесное воинство восхваляет Б-га, возвышая голос, а еврею необходимо только прошептать молитву, и Ашем слышит его.

Однако обещание Ашема во все времена принимать наши молитвы относится исключительно к молитвам общины. Раскаявшаяся община, совместно взывающая к Ашему из самой глубины сердец, получает искомое. Так как человек не уверен, что его личные молитвы будут услышаны, ему следует всегда молиться с миньяном, кворумом из десяти мужчин.

Моше предостерегал людей: "Ваша мудрость будет признана, если вы будете соблюдать заповеди правильно, то есть в соответствии с алахой. Для этого необходимо постоянно изучать Тору, потому что если вы забудете, как надо правильно их исполнять, вас немедленно сочтут глупцами.

Направьте все свои силы на изучение Торы - источник величия еврейского народа.

Никогда не забывайте о великом событии - даровании Торы!

Если вы забудете или будете отрицать его, то, в конечном итоге, придете к отрицанию существования Всемогущего и приведете себя к физической и духовной гибели.

Сам Б-г непосредственно обращался ко всему народу. Тем самым Он отпечатал в ваших сердцах неизгладимый страх перед Его вознесенностью.

Долг каждого отца рассказывать своему ребенку об этом событии и о его воздействии на наш народ.

Однако помните, что вы слышали только голос Б-га из огня на горе Синай, но вы ничего не видели. Остерегайтесь создавать какую-либо скульптуру - мужскую или женскую, - похожую на любое тело или существо, чтобы увековечить передачу Торы. Создание изваяний, в конечном итоге, приведет вас к поклонению идолам.

Не уподобляйтесь язычникам, поклоняющимся солнцу, луне или созвездиям. Они думают, что позволено служить посредникам, так как их защищают охраняющие ангелы (хотя и неевреям не позволено поклоняться идолам). Вас же охраняет Сам Б-г, вы Его удел. Он вывел вас из Египта, где Он очистил вас (духовно) в плавильном горне, чтобы вы стали Его наследием".

Предупреждая евреев остерегаться идолопоклонства, Моше сделал замечание, которое не укладывается в контекст: "Б-г разгневался на меня и не позволил мне пересечь Иордан. Я должен умереть здесь, а вы перейдете на другой берег и унаследуете Землю". Зачем он сказал об этом?

Моше внушал людям: "Меня не будет с вами, когда вы войдете в Эрец Исраэль, поэтому я предостерегаю вас от языческих обычаев людей, населяющих Ханаан".

Моше втайне умолял евреев помолиться за него, как обычно это делал сам ради них. Поэтому он без устали повторял, что это они войдут в Землю, а не он ("Слушай, Исраэль, ты пересечешь сегодня Иордан" (9:1), что подразумевало: "но не я". "Когда Б-г приведет вас в Землю" (11:29), что подразумевало "но не меня").

Однако все намеки Моше остались без внимания; евреи были невосприимчивы к ним (ибо Небеса постановили, что Моше не войдет в Эрец Исраэль).

Свое предостережение против идолопоклонства Моше завершил увещеванием: "Не делайте никаких образов, которые запрещены Б-гом. Хотя вы и горячо любимы Им, Он - ревнивый Б-г, Который наказывает тех, кто поклоняется идолам".

 

Моше пророчествует, что евреи будут служить идолам, будут изгнаны и рассеяны; он увещевает евреев раскаяться в изгнании

Этот отрывок (4:25-40), в котором Моше умоляет евреев вернуться к Ашему среди несчастий изгнания, каждый год читают в синагогах в пост Девятого ава во время утренней молитвы.

Моше предостерегал евреев: "Я пророчески предвижу, что через несколько поколений в Эрец Исраэль вы развратитесь, станете поклоняться идолам и делать зло в глазах Б-га.

Моше предсказал, что через 852 года после Исхода из Египта евреи согрешат так сильно, что заслужат уничтожение. В Своем милосердии Б-г приблизил конец на 2 года, чтобы предотвратить их полное истребление. Он уничтожил Храм вместо Общины Израиля, а полное истребление народа было заменено изгнанием.

Моше пророчествовал: "Ашем рассеет вас среди народов. Куда бы Он ни повел вас, вы будете малочисленны. Вами будут управлять люди, поклоняющиеся образам из дерева и камня, богам, которые не видят горя своих верующих, не слышат их криков, не принимают их жертв и не вдыхают их приятного аромата". (Потом вы сами поймете разницу между поклонением мертвым идолам и служением Живому Б-гу, Которого вы покинули.)

Моше уверял евреев: "Если вы будете искать Ашема, вашего Б-га, даже в изгнании, вы найдете Его, но если будете искать Его всем своим сердцем и душой (а не только с помощью своих губ)".

Иногда Шехина (Присутствие) Ашема видима, иногда - нет; иногда Он слушает, а иногда - нет; иногда Он отвечает, а временами - нет; когда-то Его можно найти, а когда-то - нет; Он то вдруг становится близок, то отдаляется.

Он не явил Себя окончательно даже Моше, с которым общался напрямую. Из-за еврейских грехов между сынами Израиля и Шехиной возникло духовное препятствие, тума (нечистота). В изгнании Ашем далек от нас как никогда; тем не менее Тора уверяет, что к Нему все же можно приблизиться. Поэтому Моше заявил: "Вы найдете Его, если возвратитесь к Нему всем своим сердцем". Искреннее раскаяние преодолеет все преграды и достигнет Трона Славы.

Моше предсказывал: "Когда будете в горе и постигнут вас в конце дней все эти события, то если вы вернетесь к Ашему, своему Б-гу, и будете слушать Его Голоса - ибо Ашем, ваш Б-г, является милостивым Б-гом, - Он не покинет вас, не уничтожит и не забудет о завете с вашими праотцами, которым Он поклялся в этом".

Эти стихи указывают, что Б-г осуществит Окончательное Избавление благодаря пяти факторам (тем же, которые привели к освобождению от египетского рабства):

- страданиям еврейского народа; о его раскаянию; о завету с праотцами; о милосердию Ашема;

- наступлению предопределенного времени Избавления (или как только еврейский народ вернется к Ашему).

Моше продолжал объяснять: "А если вы спросите: "Почему Б-г обращается с нами более строго, нежели с другими народами?", то ответ будет таким: вы отличаетесь от других народов, ибо испытали на себе два уникальных исторических события:

1. Дарование Торы.

2. Исход из Египта. "Разве когда-либо еще Б-г делал знаки настолько же явные, как те, что Он совершил через меня в Египте, например, десять казней и гибель египтян в Красном Море?

Мидраш упоминает Дарование Торы перед Исходом, потому что именно получение Торы было конечной целью Исхода.

Вы видели великие чудеса собственными глазами; вы спокойно покинули Египет среди дня, а затем вас вели по пустыне: днем - облако, а ночью - огненный столп.

Освобождение из Египта было трудным делом для Б-га, ибо Атрибут Справедливости требовал, чтобы вы исчезли среди египтян. Вы восприняли их идолопоклонство, а также были необрезаны. Если бы не Его клятва праотцам, он бы никогда не вывел вас оттуда".

Тем не менее и в египетском изгнании евреи выделялись: они сохранили свой язык (иврит), манеру одеваться, еврейские имена и среди них не было доносчиков. Более того, поклонение идолам было лишь внешним ритуалом, вызванным трудностями, от которых они страдали. Атрибут Справедливости обвинял евреев, так как требовал от них абсолютной праведности.

"Поэтому не приходите в отчаяние в последующих изгнаниях: Б-г опять повторит подвиг и освободит вас из среды неевреев.

Зачем же тогда Б-г отличал вас таким образом от всех других народов? Он делал это, чтобы показать, что Ашем - истинный правитель и, кроме Него, никого нет.

Именно поэтому при Даровании Торы и Исходе из Египта Он совершал для вас чудеса и, как вы видите сейчас, отдал в ваши руки царства могучих гигантов Сихона и Ога. Поэтому сегодня вы знаете и примете сердцем, что единственная сила на небесах и на земле - это Ашем - и нет никакой другой реальности".

Кроме того что мы должны признать истинность нашей традиции, для каждого еврея является заповедью сосредоточиться на мысли о существовании Б-га и Его уникальности в соответствии с возможностями данного человека.

Моше завершил так: "Если вы осознаете, что Б-г - это истинный Царь, вы будете ревностно исполнять Его законы. Он наградит вас долгой жизнью в вашей Земле, как в наши дни, так и в эпоху Машиаха".

 

Моше определяет три города-убежища на восточном берегу Иордана

Когда Моше услышал от Ашема, что его конец близок, он подумал: "Позволь мне заранее определить города-убежища на восточном берегу Иордана, чтобы там укрывались непреднамеренные убийцы".

Вначале Моше назначил город-убежище на территории колена Реувена - город Бецер. Затем Моше назначил города Рамот на земле Гада и Голан на той части территории колена Менаше, которая располагалась на восточном берегу Иордана.

В действительности города-убежища, установленные Моше, не могли оградить убийцу: их охранительное действие вступило в силу только тогда, когда все города-убежища в Эрец Исраэль были устроены надлежащим образом (а это было сделано только при преемнике Моше - Иеошуа). Почему тогда Моше не предоставил Иеошуа возможность исполнить весь план целиком?

Моше так старательно исполнял заповеди Б-га, что основал на восточном берегу Иордана три города-убежища, несмотря на то, что не ему предстояло завершить исполнение заповеди. Поэтому Б-г наградил Моше даже за те города, которые позже отделил Иеошуа, как сказано: "Тогда отделит Моше" (4:41).

Более того, Моше вспоминал собственный печальный опыт и стремился исполнить заповедь устройства городов-убежищ. Его можно сравнить с человеком, "который попробовал блюдо и поэтому знает его вкус". Он до сих пор помнил горькое ощущение, когда за ним охотился суд фараона, приговоривший его к смерти за убийство египтянина, и он сумел спастись.

 

Моше представляет Десять Речений

Когда Моше увидел, что народ сердцем принял его упрек, прислушавшись к предупреждению в отношении идолопоклонства, он посчитал, что люди готовы к повторению Торы. Он начал с Десяти Речений, которые являются основой всех заповедей.

 

Десять Речений

В этом разделе отдельные речения, сообщенные Б-гом Моше, изложены несколько другими словами, чем в разделе Итро, но первые Два Речения повторяются буквально теми же словами, ибо сыны Израиля слышали их от Самого Ашема.

 

1. Я - твой Б-г.

Верить в существование и власть Создателя.

Твердо верить всей душой в то, что Б-г является Первопричиной всего существующего, - это заповедь; другими словами, мы должны верить в то, что Он существует и дает жизнь всему остальному и что Он управляет Вселенной с индивидуальной для каждого творения заботой и вниманием.

Эта заповедь лежит в основе всех остальных заповедей Торы.

 

2. Да не будет у тебя других богов пред Моим Лицом.

Запрет поклонения идолам.

Нельзя верить, что есть другие боги, кроме Ашема. Даже если еврей, воспринимая Его как верховную силу, признает при этом существование и других сил, то он совершает прегрешение.

Б-г приказал: "Не служите никаким другим богам пред Моим Лицом", иначе найдутся люди, которые заявят: "Только тем евреям, которые вышли из Египта, было запрещено поклоняться идолам, а последующие поколения такого предостережения не получили". Поэтому Б-г постановил: "Я вечен, так что вам навсегда запрещается служить другим богам".

Эта заповедь также подразумевает, что:

- Нельзя говорить: "Как я могу поклоняться невидимому Б-гу? Я сделаю изображения, чтобы помнить Его". Этого делать нельзя, даже если образы и картины предназначены для восхваления Б-га.

- Нельзя поклоняться идолу, даже если служение ему выглядит смешным; например, исполнять омерзительное служение Пэору.

- Наши мудрецы предупреждали, чтобы мы не совершали никаких действий, создающих впечатление идолопоклонства. Поэтому человек, уронивший монету или желающий удалить занозу из ноги перед изображением идола, не должен наклоняться, а должен сесть, чтобы показать, что он не оказывает идолу никакого почтения.

Б-г сказал в заключение: "Я - Б-г, нетерпимый к идолопоклонникам".

Хотя неевреи тоже не должны поклоняться идолам, выражение "Б-г - ревнитель" относится только к евреям. Наш народ как бы "обручен с Б-гом", и когда евреи забывают о Нем, они поступают подобно замужней женщине, совершающей супружескую измену.

 

3. Не произносите Имени Б-га понапрасну.

Запрет на ложные или напрасные клятвы Именем Б-га.

Когда Б-г произносил это Речение, Вселенная содрогнулась, ибо Он добавил: "Того, кто ложно поклянется Моим Именем, неизбежно постигнет кара".

Тур объясняет, что Тора рассматривает ложные или напрасные клятвы Именем Б-га как Его фактическое отрицание, ибо клятва Именем Всемогущего подразумевает: "Мои слова так же истинны, как и Его слова".

Ибн Эзра обращает внимание на то, что Десять Речений упоминают о Б-жественном наказании только в случае идолопоклонства и греховной клятвы. Воровство, прелюбодеяние и убийство также являются серьезными прегрешениями, но грех ложной клятвы все-таки тяжелее по двум причинам:

1. Человек обычно не совершает одно за другим преступления, за которые будет наказан смертью, так как боится кары. Но существует расхожее мнение, что напрасная или ложная клятва представляет собой менее тяжкий проступок, поэтому можно повторять этот грех сотни раз в день.

2. Убийца, вор или нарушивший супружескую верность человек обычно обуреваемы своими страстями, а теми, кто клянется без всякой необходимости, вовсе не руководит желание физического наслаждения. Поэтому хилуль Ашем в результате этого греха больше.

 

4. Соблюдай Шабат, чтобы освятить его. Б-г приказал нам освящать Шабат. Эта основополагающая заповедь была дана евреям еще до Дарования Торы во время стоянки в Маре.

Изложение здесь этого Речения отличается от аналогичного в разделе Итро двумя особенностями:

1. Там сказано "Захар" (помни, что надо освящать Шабат), а здесь говорится "Шамор" (остерегайся нарушать законы о запрещенных в Шабат видах работ). В разделе Итро подчеркивается, что мы должны исполнять предписывающие заповеди, связанные с Шабатом, а здесь указывается, что мы не можем нарушать никаких запрещающих заповедей. Что же на самом деле сказал Б-г во время Дарования Торы? Он совершил чудо, одновременно произнеся слова захор (помни) и шамор (остерегайся).

Каково назначение этого чуда?

Согласно нашим мудрецам, хотя женщины освобождены от исполнения предписывающих заповедей, ограниченных определенным промежутком времени, они, тем не менее, обязаны соблюдать предписывающие заповеди Шабата, ибо о них было сказано Б-гом одновременно с запрещающими заповедями. Поэтому женщина обязана освящать Шабат над бокалом вина или над хлебом (делать кидуш) подобно мужчине.

2. В Десяти Речениях раздела Итро в качестве обоснования заповеди Шабата приводятся такие слова: "Ибо за шесть дней Ашем сотворил небеса и землю, море и все, что в нем, а на седьмой день отдыхал; поэтому Ашем благословил день Шабата и освятил его". Здесь же в разделе Ваэтхана обоснование таково: "И помни, что ты был рабом в земле Египта, и Ашем, твой Б-г, вывел тебя оттуда Своей сильной рукой". Оба объяснения дополняют друг друга. Десять Речений в Итро так обосновывают запрет на работу в Шабат: это необходимо, чтобы продемонстрировать нашу веру в то, что Б-г сотворил мир за шесть дней и отдыхал на седьмой. Здесь Десять Речений объясняют, почему Б-г обязал именно евреев соблюдать эту заповедь: только они прошли через египетское рабство, совершили Исход и стали народом Б-га.

Более того, сам факт, что мы можем отдыхать в Шабат, напоминает нам об освобождении из Египта - раб не волен отдыхать, когда захочет, он полностью подчинен воле хозяина.

Кроме обязательства воздерживаться от запрещенных видов работ, наши мудрецы запрещают говорить о незавершенных делах и считают похвальным стремление воздерживаться даже от мыслей о работе.

Тот, кто готовит в честь Шабата особые деликатесы, получит от Ашема возмещение своих затрат в виде безграничного наследия.

Еврей получает награду за соблюдение заповедей Шабата в соответствии с тем, насколько полно он исполняет их, отказываясь от работы и не жалея средств на праздничный стол.

Человек должен думать и говорить о том, что все приобретенное им к Шабату предназначено "для освящения Шабата". Таким образом, несмотря на то, что он получает от праздничной одежды и изысканной пищи физическое удовольствие, можно считать, что он действует "во имя Неба","превращает шабат в день наслаждения".

 

5. Почитай своего отца и свою мать.

Эта важная заповедь также была дана евреям перед Дарованием Торы в местечке Мара. Ашем обещал, что человек, исполняющий эту заповедь, не только насладится долговечностью Грядущего Мира, но и получит награду в этом мире. Наши мудрецы уделяли особое внимание исполнению этой заповеди.

 

6. Не убивай.

Эта заповедь недвусмысленно запрещает:

- совершать косвенные убийства, давая ложные показания, преднамеренно оказывая услугу, которая приведет к чьей-то смерти, или сохраняя тайну, раскрытие которой может спасти человека от гибели;

- "убивать" кого-либо с помощью своего языка;

- позорить еврея публично. Такой поступок приравнивают к убийству;

- приближать конец умирающего (эвтаназия);

- делать аборты;

- приговаривать к смерти невиновного (касается судей).

 

7. И не прелюбодействуй

В Десяти Речениях, приведенных в книге Дварим, четыре последних связаны союзом "и": "и ты не прелюбодействуй", "и ты не кради" и т.д. В чем смысл союза "и"?

Относительно пяти последних грехов Тора учит, что один из них неизбежно ведет ко всем остальным. Таким образом, если человек совершит один из них, он с течением времени совершит их все.

 

8. И не кради.

Хотя эта заповедь в ее простом значении относится к похищению детей, но также подразумевает все виды воровства и обмана.

Наши мудрецы предупреждают: "Тот, кто крадет у своего ближнего предмет стоимостью хотя бы в пруту(25 мг серебра), все равно что отнимает у него жизнь".

 

9. И не лжесвидетельствуй против своего ближнего.

Эта заповедь запрещает человеку давать показания перед бейт дином о событии, в котором он сам не участвовал и свидетелем которого не был. Если свидетельство основано на слухах, хотя в надежности их источника свидетель твердо уверен, он, тем не менее, нарушает эту заповедь.

 

10 . Не желай чужого имущества.

В Десяти Речениях, приведенных в разделе Итро, написано: "Не домогайся". Здесь же сказано: "Не желай". Текстовые различия указывают, что Тора запрещает две вещи:

1) желать чужого имущества в глубине своего сердца; 2) осуществлять свои желания, пытаясь заполучить чужое имущество. Запрет нарушается, даже если действия, на первый взгляд, законны - например, если человек принуждает другого продать ему вещь (которую тот не хотел продавать вообще), предлагая высокую цену.

Горе тому, кто всегда желает того, чем обладают другие. Жизнь его - череда несчастий. Мудрый человек воспитывает себя так, чтобы быть довольным своей судьбой.

Наши мудрецы поясняют, что желание обладать чужим имуществом является одной из естественных составляющих ецер ара человека. Оно присуще не только беднякам, но поражает все классы общества.

Как человеку работать над собой, чтобы не желать принадлежащего другому?

Ибн Эзра советует твердо усвоить, что чужая собственность священна. Когда селянин видит принцессу, ему и в голову не приходит мечта жениться на ней, ибо он ясно осознает разницу в их положении. Подобно этому, у человека, как правило, не возникает желания заключить брак с близким родственником, ибо он знает, что это категорически запрещено. Избавиться от запрещенных желаний можно через достижение твердой веры в то, что Б-г наделяет каждого человека всеми средствами, необходимыми для служения Ему. Поэтому притязания на чужую собственность лишены разумных оснований.

 

Моше описывает, что произошло в ходе дарования торы и после него

Моше объявил: "Вы слышали, как Б-г обращался к вам при Даровании Торы. Это было уникальное зрелище: голос Б-га исходил из темноты, а Синай был охвачен пламенем (Всемогущий окутал гору темнотой подобно царю, вывесившему черные флаги на свадьбе своей дочери: он знал, что брак будет недолговечным. Б-г предвидел, что через сорок дней после передачи Торы вы изготовите золотого тельца).

Вы были в страхе, ибо ваши души дважды покинули вас и дважды вернулись в свои тела после двух первых Речений. Вы приблизились ко мне и умоляли: "Моше, пускай Ашем не обращается непосредственно к нам. Имеем ли мы право полагаться на дальнейшие чудеса, чтобы оставаться живыми? Ты способен вынести Его голос, так передавай Его послания нам, как Его представитель, а мы будем слушаться тебя".

Ваша просьба причинила мне боль и сделала меня слабым, как женщину. Как могли вы просить о посреднике, если вам была дана возможность слушать Самого Б-га? Мне казалось, что ваша любовь к Нему недостаточна (ибо, когда человек любит, он старается приблизиться к объекту своей любви).

Но Б-г сказал мне: "Они говорили правильно. Дарование Торы наполнило их глубоким страхом перед Шехиной. Если бы только они смогли навсегда сохранить этот страх, это послужило бы на пользу и им, и их детям! Я согласен назначить тебя и пророков посредниками для передачи Моих слов еврейскому народу".

После этого Б-г велел мне оставаться на горе и сорок дней обучал меня всем заповедям. Выслушайте теперь эти заповеди и соблюдайте их, чтобы унаследовать Эрец Исраэль и жить там долго".

 

Шма - заповедь принимать и осознавать единство Б-га

Тогда Моше научил сынов Израиля заповеди о признании и вере в единство Б-га.

"Шма, Исраэль! Ашем Элокейну, Ашем Эхад! - Слушай, Израиль! Ашем, наш Б-г, Ашем Один!"

Еврей должен верить, что Б-г - один наверху, внизу и в четырех сторонах света.

Понятие "один" подразумевает:

- Он является единственной абсолютной реальностью (так как все остальное зависит от Него); кроме Него, нет никакого другого Творца или силы;

- Он есть Единственный Б-г - у Него нет "помощника", "сына" или чего-либо подобного;

- Сущность Б-га Едина, хотя мы воспринимаем Его через различные атрибуты;

- только Он Один властен над временем и пространством. Хотя мы способны постигать события лишь в рамках прошедшего, настоящего или будущего, мы должны отдавать себе отчет, что Б-г вечен. Хотя мы можем постигнуть что-либо только в определенных пространственных рамках, мы должны знать, что Б-г присутствует всюду;

- Он выше телесных атрибутов. Хотя мы вынуждены, говоря о Нем, употреблять понятные нам термины, например, "Его голос", "Его рука" и т.д., необходимо отдавать себе отчет, что в действительности Он лишен всяких физических характеристик и неподвластен никаким обстоятельствам или ограничениям.

Ашем объявил: "Я образовал Вселенную на основании системы партнеров, дополняющих друг друга, например:

- небеса и земля (вместе активируют цикл дождя и поддерживают жизнь на земле);

- солнце и луна (совместно освещают мир);

- Адам и Хава (т.е. муж и жена, объединенные ради размножения);

- этот и будущий миры (гармонируют друг с другом: если мы исполняем заповеди в этом мире, то получим награду в Мире Грядущем.

Из этого правила есть только одно исключение - Я.

Слушай, Израиль! Ашем, наш Б-г, Ашем Один!"

Зачем Ашем создал Вселенную как систему партнеров, взаимоотношения которых основаны на принципе отдачи и получения?

Б-г ни одно из существ не сделал самодостаточным, все зависят друг от друга и должны осознать, что, в конечном итоге, мы все зависим от более Великого Существа.

Чтобы мы ошибочно не решили, что Б-г Сам подчинен этой системе (например, что между Ним и Небесным воинством есть взаимозависимые отношения), Он учил нас осознавать Его единство: Он - Один.

Еврей должен верить в извечное единство Ашема и обязан возвещать об этом словами молитвы утром и вечером.

Ган Эден с его наслаждениями был создан для тех, кто произносит Шма, кто возвещает об единстве Б-га с надлежащей сосредоточенностью. Еврей должен быть готов пожертвовать своей жизнью, но не отвергнуть единство Б-га (ибо отрицание Его единства равнозначно поклонению идолам, а еврей обязан пожертвовать собой, но не совершить идолопоклонства).

 

Заповедь любить Ашема

Научив еврейский народ верить в единство Ашема, Моше объяснил, что любовь к Нему является заповедью: "И вы должны любить Ашема, своего Б-га, всем сердцем (хотя ваши дурные наклонности требуют, чтобы вы покинули Его), даже если Он будет требовать ваши жизни; должны любить Его всем своим состоянием".

Две заповеди: верить в единство Ашема и любить Его - логически связаны между собой: человек будет любить Б-га в той степени, в какой осознает его единство.

Заповедь любить Ашема имеет три грани:

1. Любить Б-га всем сердцем

Самое ценное в служении Ашему - это способность с помощью любви к Нему противиться побуждению ко злу. Именно это подразумевает выражение "всем сердцем".

Б-г сделал так, что в сердце человека борются противоположные порывы. Он приказал, чтобы мы преодолевали искушения, противоречащие Его воле, дабы показать силу нашей любви к Нему.

Повеление Торы также подразумевает: "Люби Б-га, используя для служения Ему даже свое побуждение ко злу".

Б-г не сотворил человека с дурными наклонностями, передаваемыми по наследству. Скорее, Он снабдил человека многочисленными нейтральными по своей сути порывами, которые могут быть использованы как по доброму, так и по дурному назначению.

Нет такого качества, которое нельзя было бы употребить на служение Ашему. Например, обратить гордыню на то, чтобы гордиться исполнением заповедей Б-га; расточительство - на щедрую благотворительность; скаредность - на то, чтобы не тратить без особой необходимости на личные нужды и т.д.

2. Любить Б-га, даже если Он требует пожертвовать жизнью

Еврей, расстающийся со своей физической жизнью ради Ашема, может быть уверен, что его душа будет навечно соединена с Ашемом.

3. Любить Ашема всем состоянием

Заповеди должны быть для человека намного дороже денег. Человек должен быть готов скорее потерять все состояние, чем нарушить хотя бы один запрет Торы. Ради исполнения предписывающей заповеди он обязан потратить до одной пятой части своего состояния. Более того, он не должен позволять издержкам влиять на достойное исполнение заповеди или оказание благотворительности.

Другой аспект исполнения заповеди "любить Ашема" состоит в увеличении любви к Имени Б-га. Тот, кто учит Тору, обязан с почтительностью и вежливостью относиться к людям, чтобы они осознали величие Торы и отмечали: "Мы уважаем такого-то, изучающего Тору. Жаль, что не все евреи изучают Тору".

Как можно достичь любви к Ашему?

1. Если еврей изучает Тору и заповеди, то он осознает величие Б-га, и он преисполнится любви к Властелину Вселенной.

2. Размышляя над чудесными творениями Б-га, созданными с безграничной мудростью, человек ощутит любовь и страх перед Создателем и пожелает познать Его, подобно Давиду, который воскликнул: "Душа моя жаждет Всемогущего, Живого Б-га".

Ор ахаим указывает еще один путь пробуждения в себе любви к Ашему - благодарность. Легко исполниться любовью к Б-гу, если человек, не имеющий ни семьи, ни денег, на пороге смерти вдруг слышит слова вдохновленного Ашемом пророка: "Ты будешь жить, у тебя будет семья, богатство!" Следует представить, что ты лишен всего, чтобы почувствовать любовь к Нему, к Тому, Кто дает нам все.

Рабейну Там (Сэфер аяшар глава 2) приводит десять важнейших условий, необходимых, чтобы стать идеальным "любящим Ашема":

1. Любить Тору.

2. Получать наслаждение от служения Ашему - большее, чем, например, от общения с детьми или физических удовольствий.

3. Любить тех, кто любит Ашема, и презирать тех, кто презирает Его.

4. Сводить к минимуму свою тягу к мирским наслаждениям, чтобы они обессмыслились по сравнению со служением Б-гу.

5. Принимать любые усилия, работу или трудности, связанные со служением Ашему, с большой радостью (подобно тому, как человек по своей воле переносит все тяготы ради исполнения желания любимых людей).

6. Исполнять заповеди с искренним желанием и проворно, уделяя им больше времени, чем личным делам.

7. Открыто говорить о любви к Ашему и гордиться ею.

8. Игнорировать тех, кто разубеждает служить Ашему, и не обращать внимания на презрительные замечания и насмешки.

9. Не отказываться от служения Б-гу из-за недомогания или личных неурядиц.

10. Служить Б-гу не ради получения обещанной награды, но только из любви к Нему.

Наш праотец Авраам обладал этими десятью качествами. Ашем называл его "Авраам, мой возлюбленный" (Иешаяу 41:6), ибо Б-г отвечает на любовь к Нему такой же любовью.

 

Заповедь изучать Тору и обучать своих сыновей и учеников, чтобы и они стали знатоками Торы

Первый раздел Шма (Дварим 6:4-9) содержит три важные заповеди (именно поэтому Тора приказывает нам читать его дважды в день):

1. Верить в единство Творца и Его власть над Вселенной.

2. Любить Его, что является важным условием правильного исполнения заповедей.

3. Изучать Тору, что само по себе является основополагающей заповедью; изучая слово Ашема, мы становимся преданными Ему. Более того, правильное исполнение всех заповедей зависит от того, как мы изучаем Тору.

Каждый еврей обязан уделять определенное фиксированное время изучению Торы независимо от того, стар он или молод, здоров или болен, занят делами или бездельничает.

Обучайте Торе своих детей и учеников, повторяйте ее вместе с ними, пока их знания не станут настолько ясными и прочными, что они без колебания смогут ответить на любой вопрос.

Наставляйте их не только в доме учения и время от времени, но всегда и всюду - и дома, и в дороге.

Отец должен обучать ребенка Торе, как только тот начнет говорить. Первым делом следует научить его стиху: "Тора, которую заповедал нам Моше, - наследие общины Яакова" (Дварим 33:4), а затем выучить с ним "Шма, Исраэль" (Дварим 6:4). Отец продолжает обучение сына, пока тот не станет достаточно взрослым, чтобы пойти в ешиву и совершенствоваться в изучении Торы.

Заповедь "учить своих детей" относится также и к ученикам, ибо они рассматриваются как дети.

Тот, кто обучает Торе сына другого еврея, получит награду - место в Небесной ешиве.

Ради того, кто обучает Торе сына ам аареца (невежды), Всемогущий отменяет зловещие постановления.

Вначале каждому еврейскому отцу было поручено обучение Торе своих детей. Во времена Второго Храма праведный первосвященник Иеошуа бен Гамла осознал, что еврейские дети-сироты не получают должного образования. Поэтому он первым стал назначать в каждом городе Эрец Исраэль учителей Торы, на которых легла ответственность за обучение всех детей, начиная с 6-7 лет. За это его восхваляли мудрецы, так как теперь все еврейские дети были вовлечены в изучение Торы.

Преданный делу учитель помогает отцу в исполнении его основной обязанности воспитания своих детей и заслуживает глубочайшего уважения.

Во время Воскрешения Мертвых праведники поднимутся для вечной жизни, а нечестивцы - на позор и вечное презрение. Мудрые люди - те, кто занимался изучением Торы и исполнением заповедей, - засияют подобно блеску небес; те, кто наставлял других на праведный путь, - например, учителя Торы, - засверкают подобно звездам на вечные времена.

 

Заповедь читать Шма каждое утро и каждый вечер

Еврей обязан каждое утро и каждый вечер произносить стих Шма, Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад, который содержит в себе фундаментальный постулат единства Б-га.

Об этом нам говорит стих (6:7): "И ты будешь произносить их (слова Шма), ложась и вставая".

Заповедь считается исполненной, только если человек произнес этот стих во имя исполнения заповеди Чтения Шма и с сознанием смысла всех слов.

Кроме того, каждый еврей должен прочитать дважды в день три фундаментальных отрывка:

1. Веаавта (Дварим 6:5-9), содержащий принципы любви к Б-гу и изучения Торы.

2. Веая им шамоа тишмэу (Дварим 11:13-21), который призывает нас соблюдать все заповеди Торы (как будет объяснено далее в разделе Экев).

3. Раздел Цицит (Бемидбар 14:37-41), в котором сказано об Исходе из Египта и который также призывает нас соблюдать все заповеди.

Б-г сказал евреям: "Мой народ, признайте, что Я не обременил вас исполнением трудных заповедей; наоборот, Я сделал так, чтобы вам было удобно их исполнять".

Провозглашение утром единства Б-га и Его власти над миром будет сопровождать человека во всех его дневных делах, не давая ему утонуть в море мирских забот. Чтение Шма вечером охранит его от ночных грехов. В Своем Милосердии Б-г дал евреям заповедь постоянно взывать к Нему, чтобы избежать западни побуждения ко злу.

 

Возложение тфилин на голову и руку

После заповеди верить в единство Б-га Тора упоминает, что Б-г дал нам знаки, указывающие на нашу особенную связь с Ним. Один из таких знаков - тфилин.

Кроме упомянутых в этом разделе тфилин и мезузот, "знаками" называются также цицит, обрезание, Шабат и праздники. Заповедь о тфилин упомянута также в Шмот (3:9 и 13:16).

Тфилин состоят из двух квадратных кожаных коробочек: одна накладывается на предплечье и содержит одну скрученную полоску пергамента, другая возлагается на голову и содержит четыре полоски пергамента, каждая в собственном отделении. На пергаменте тфилин должны быть написаны следующие четыре отрывка (в ручном тфилин - все на одном пергаменте, в головном тфилин - по одному отрывку на каждой полоске):

1. Кадеш ли коль бехор (Шмот 13:1-10).

Тора предписывает нам вложить в тфилин именно этот раздел, ибо в нем говорится об Исходе, показавшем нашему народу, что Б-г является Создателем и Правителем Мира.

2. Веая ки евиэха (Шмот 13:11-16).

И этот отрывок призывает нас помнить об Исходе.

3. Шма, Исраэль (Дварим 6:4-9), где говорится о заповеди верить в единство Б-га.

4. Веая им шамоа (Дварим 11:13-21). В этом отрывке содержится повеление принять на себя все заповеди. Таким образом, в четырех этих отрывках изложены основы веры.

Тфилин считаются кашерными, если текст написан опытным, заслуживающим доверия софером (писцом) с соблюдением всех алахических предписаний и особым шрифтом, каким пишут свиток Торы.

Тфилин были дарованы евреям как Б-жественные украшения. Они свидетельствуют о том, что Шехина пребывает среди нас, ибо сказано: "И все народы на земле увидят, что на вас запечатлено Имя Ашема"(Дварим 28:10).

Каждый день еврей должен укреплять черные ремешки тфилин вначале на левой руке, а затем на голове. Наша Устная традиция учит, что слова "между своими глазами" (6:9) относятся к центру лба над границей волосяного покрова. Даже если небольшая часть тфилин располагается ниже линии волосяного покрова, то человек не исполнил заповедь и напрасно прочитал благословение тфилин. Караимы (секта, которая отказалась от Устной традиции) по своему обычаю помещают тфилин буквально "между своими глазами".

Заповедь тфилин - одна из глубочайших заповедей, совершенно непостижимая без нашей Устной традиции. В стихе Писания лишь утверждается: "И ты повяжешь их как знак на своей руке и как тотафот между своими глазами". По причине глубины этой заповеди она лишь намеком упоминается в Письменной Торе, и Б-г в деталях устно объяснил Моше правила ее исполнения (Р. Бехае).

Слово тотафот относится к головным тфилин (Таргум Онкелос). Раши (в соответствии с Зевахим 37б) поясняет, что это слово составлено из двух слов: тат и фат, каждое из которых на иностранных языках означает "два". Таким образом, тотафот подразумевает "четыре", что относится к четырем отрывкам в тфилин.

Тфилин предназначались для того, чтобы их носили целый день. Но так как нельзя рассеивать свое внимание при наложенных тфилин и относиться к ним следует с должным почтением, мы налагаем их лишь во время утренней молитвы. (Однако и в прошлых поколениях и даже в наши дни были праведники, которые носили тфилин постоянно.)

Кроме всего прочего, очень важное условие возложения тфилин - чистота тела.

 

Прикреплять мезузы на своих дверях

Другим материальным знаком, напоминающим о нашей связи с Ашемом, является мезуза, которую мы должны прикреплять к косяку дверей, ведущих в жилые помещения.

Вид мезузы должен вывести еврея из умственной летаргии и озабоченности никчемными проблемами, заставить его осознать, что знание о Всемогущем представляет собой ценность, способную выдержать испытание временем.

Мезуза напоминает еврею, что только Б-г является истинным Господином его дома, а он и его семья - "просто гости". Она напоминает ему также, что все, чем он владеет, принадлежит Б-гу, Который защищает и его, и его имущество.

Если еврей прикрепил к своей двери мезузу, то Всемогущий не даст проникнуть в дом враждебным и гибельным силам, даже когда Ангел Разрушения получает свободу действий.

Заповедь мезузы исполняют, прикрепляя к нижней части верхней трети дверного косяка футляр, в котором находится свернутый в трубочку пергамент с написанными на нем отрывками из Торы Шма (Дварим 6:4-9) и Веая им шамоа (там же 11:13-21).

Текст должен быть написан от руки опытным и надежным софером, с надлежащим намерением (ради исполнения заповеди), в правильном порядке и с алахической точностью.

Мезуза будет кашерной только в том случае, когда каждая из 713 ее букв написана идеально. Не допускается пропуск или стирание какой-либо буквы, нечеткое написание. Нельзя, чтобы буквы соприкасались друг с другом.

Закон требует, чтобы раз в три с половиной года все мезузы в доме подвергались проверке.

Тот, кто возлагает на голову и руку тфилин, носит цицит на одежде и прикрепляет к двери мезузу, сам себя оберегает от греха. Эту "скрученную втрое нить" заповедей - тфилин, цицит и мезуза - не легко разорвать. Б-г посылает своих ангелов, чтобы они окружили и защитили от греха любого еврея, исполняющего Его заповеди.

Тогда почему евреи, соблюдающие эти заповеди, тем не менее, нарушают законы Торы?

Бездумное соблюдение заповедей не обязательно защищает от греха. Скорее, защита гарантирована лишь тому, кто возлагает тфилин с сознанием важности исполнения этой заповеди. Возлагая их на голову, еврей выражает готовность подчинить свой ум воле Б-га; а налагая их на руку против сердца, свидетельствует о намерении подчинить Б-гу свои желания. Защиту получит лишь тот, чьи цицит постоянно напоминают о страхе перед Б-гом и о необходимости соблюдать заповеди. Охрану получит лишь тот, кто прикрепляет к своей двери мезузу как символ того, что Б-г является Хозяином его дома. Если же еврей только внешне исполняет эти заповеди, не думая об их духовном содержании, он не защищен от греха.

 

Моше предупреждает сынов Израиля не забывать об избавлении из Египта, даже наслаждаясь богатствами Ханаана

Обучив евреев основополагающим заповедям, Моше предупредил, что они должны хранить верность Ашему даже в богатстве и комфорте ханаанской земли. (Человек, наслаждающийся материальным благополучием, склонен отвергать высшую власть.)

Моше предупреждал евреев: "Б-г водил вас по пустыне 40 лет, и в это время хананеи возделывали для вас великолепные виноградники и оливковые рощи, копали для вас колодцы. Они работали на ваше благо. Б-г дает вам богатство, ради которого вы никогда не трудились. Остерегайтесь, чтобы не погрязнуть в материальных удовольствиях, которые вам дает Земля. Бойтесь Б-га и служите Ему. Не сбивайтесь с праведного пути и не служите божествам окружающих народов".

 

Не испытывать Всемогущего или признанного истинного пророка

Моше предупреждал евреев: "Нельзя соблюдать заповеди, рассчитывая на преуспеяние. Ваши праотцы согрешили в Масе, заявив: "Мы поверим, что Б-г обитает среди нас, и последуем за Ним в пустыню только при условии, что Он даст нам воду".

Если в будущем вас постигнут несчастья или страдания, хотя вы соблюдаете заповеди, не просите Б-га доказывать истинность Торы новыми чудесами. Во время Исхода из Египта Он установил истину на все грядущие поколения и более никогда не будет совершать чудеса. Лучше продолжайте соблюдать законы Торы и не спрашивайте: "Зачем соблюдать верность Торе, если мы страдаем?" Сейчас вы можете не понимать необходимости исполнения заповедей, но в конечном итоге вы получите выгоду. (Полную награду за соблюдение заповедей человек получает не в этом мире, ибо в нем нет надлежащего "вознаграждения" за их духовное содержание.)

Вы также не должны испытывать пророка Б-га, если истинность его миссии признана.

 

Ашем приказывает нам изгнать или уничтожить семь народов Ханаана и запрещает нам вступать с ними в смешанные браки

Исполнять Тору во всей ее полноте обязан только еврейский народ; для остального человечества Всемогущий издал семь основополагающих законов:

1. Не служить идолам.

2. Не вступать в запрещенные сексуальные отношения.

3. Не убивать.

4. Не есть конечности или плоти живого животного.

5. Не проклинать Б-га.

6. Не воровать.

7. Создавать суды для укрепления перечисленных выше законов и/или для составления свода гражданских законов. Народ, который пренебрегает этими основными заповедями, теряет право на существование.

Семь народов Ханаана - хананеи, феризеи, хивийцы, евусеи, хитейцы, гиргаши и эморейцы - не только не соблюдали семь законов Ноаха, но по сути дела полностью деградировали. Их идолопоклонство включало человеческие жертвоприношения, а кровосмешение было обычным делом. Б-г посчитал их особенно виновными за изобретение всех видов мерзостей и распутства, которые затем восприняло остальное человечество. Таким образом, эти семь народов не только растлились сами, но и угрожали духовному здоровью других народов.

Б-г повелел евреям изгнать эти семь народов из Земли, если они не согласятся принять семь законов Ноаха и подчиниться сынам Израиля.

Перед завоеванием Эрец Исраэль Иеошуа отправил населяющим ее народам послание следующего содержания: "Мы собираемся овладеть Ханааном. Любому, кто пожелает, мы даем возможность свободно покинуть страну; вы также можете жить с нами в мире, соблюдая определенные условия (среди них, соблюдение семи законов Ноаха). В противном случае мы будем с вами воевать".

Гиргаши серьезно восприняли это послание и ушли в Африку. Другие народы, которыми управлял 31 царь, решили противостоять сынам Израиля и потерпели поражение.

Обычно Тора повелевает евреям в случае победы сохранять жизнь детям и женщинам врагов. Единственным исключением явилось население Ханаана и Амалек. Б-г приказал уничтожить их всех, не оставляя в живых ни одного человека из числа семи народов, отвергнувших мирное предложение.

Для чего понадобилось Б-гу создавать эти семь народов, предназначенных для истребления? На это есть следующие причины:

1. Этим нациям была предоставлена свобода выбора. Но вместо того, чтобы избрать праведность, они ступили на путь греха и порока и были уничтожены.

2. Б-г может создать целый народ ради того, чтобы из него вышли отдельные праведники. Так, например, Б-гобоязненный римский император Антоний был потомком Амалека.

Но этими двумя резонами не исчерпывается замысел Всевышнего. Безусловно, Б-г имеет и другие глубинные причины для появления и исчезновения народов (Сэфер ахинух).

Эта заповедь оказалась одной из самых трудных для нашего народа. После смерти Иеошуа евреи часто нарушали ее, дозволяя людям из семи народов оставаться в Эрец Исраэль, и в результате переняли идолопоклоннические обычаи неевреев.

Если Б-г выносит решение об уничтожении чего-либо, то Он поступает так, исходя из соображений истинного милосердия (хотя мы не можем осознать Его решения до конца; только в Конце Дней раскроется, что все решения Б-га продиктованы Его добротой).

Б-г предупредил всякие социальные контакты между евреями и идолопоклонниками, запретив следующие поступки:

- вступать в союз с идолопоклонником (7:2);

- продавать ему землю в Эрец Исраэль (чтобы он не поселился там);

- восхвалять его;

- одаривать его без особого обязательства или причины;

- вступать в смешанные браки.

 

Моше выделяет причину, лежащую в основе вышеперечисленных запретов

Моше пояснил, что Б-г издал вышеперечисленные запреты, чтобы оградить Общину Израиля от нечестивых путей идолопоклонников: "Вы были избраны как сокровище Ашема, ибо являетесь святым народом".

 

Моше добавляет, что евреев не должно обескураживать благополучие нечестивцев

Моше продолжал: "Знайте, что Б-r честно наградит праведников и накажет нечестивых. Не будьте обескуражены тем, что порочные люди процветают. Б-г отложил их наказание по одной из трех причин:

1. Они могут раскаяться и вернуться к Нему.

2. Они могли совершить благие дела, за которые получают награду в этом мире.

3. У них могут появиться праведные потомки.

Моше заверил евреев: "Б-г позволит вашим потомкам извлекать выгоду из совершенных вами заповедей в течение тысяч поколений. Но несмотря на это, в Грядущем Мире Он наградит вас сполна".

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.