Вши и люди - Ujew

Вши и люди

Вши и люди
Количество просмотров 382 Количество комментариев 0

По всему Египту пыль превратилась в вшей. Однако, когда колдуны пытались повторить тоже самое посредством своих тайных искусств, у них не вышло. Вши нападали и на людей, и на животных. Маги говорили Фараону: “К этому причастен Б-г”, но сердце Фараона было твердым, и он не слушал.

Слишком мало внимания уделялось использованию юмора в Торе. Его наиболее важной формой является использование сатиры, чтобы “насмехаться” над претензиями людей, которые думают, что могут имитировать Б-га. Одна вещь заставляет Б-га смеятся - взирание на то, как человечество пытается бросить вызов небесам:

Царства земли восстают,

И правители собираются вместе против Б-га и его помазанника.

“Давайте разрушим наши цепи”, - говорят они, -

“И скинем их с оков”.

И Он, сидящий на небесах, смеется,

Б-г насмехается над ними.

В истории о Вавилонской башне есть изумительный пример. Люди решают построить город с башней, которая “достанет до небес”. Это решение - акт неповиновения против Б-жественного порядка (“Небеса для Б-га; людям была дана земля”). Тора говорит: “Но Б-г спустился, чтобы увидеть город и башню ....” Здесь, на земле, строители думали, что их башня достанет до небес, однако, с виду, открывающегося с небес - она была такой малой, что Б-гу пришлось “спуститься”, чтобы ее увидеть.

Сатира необходима, по крайней мере, для понимания некоторых из казней. Египтяне поклонялись множеству богов, большинство из которых представляли собой силы природы. Волшебники считали, что благодаря своим “тайным искусствам” они могли контролировать эти силы. Цивилизация, которая считает, что может контролировать богов, также считает, что может применять насилие над людьми. В такой культуре совершенно не ясно, какое у них вообще понятие свободы.

Казни предназначались не только для того, чтобы наказать Фараона и его людей за то, как они обращались с евреями, но и для того, чтобы показать им бессильность богов, в которых они верили (“Я исполню суд над всеми богами Египта - ибо Я - Б-г”). Это объясняет первую и последнюю казнь из девяти, до убийства первенцев. Первая касалась Нила, вторая - тьмы. Нилу поклонялись как источнику плодородия в достаточно пустынном регионе. Солнце считалось величайшим из богов, Ра, чьим ребенком был Фараон (ну, так считалось). Тьма означала затмение солнца - чтобы они видели, что даже величайший из богов не мог ничего сделать перед лицом истинного Б-га.

Что поставлено на карту в этом противостоянии - различие между мифом, в котором боги - это прости силы, которых можно приручить, укротить или манипулировать. Это и есть ключ к первым двум казням, которые относятся к началу египетского преследования израильтян: убийство мальчиков при рождении (сначала благодаря акушеркам, а затем они просто бросали их в Нил). Именно поэтому первая казнь превратила Нил в кровь. Вторая казнь - лягушки, была сразу понятна египтянам. Хект - богиня-лягушка, представляла собой акушерку, которая помогала женщинам при родах. Обе казни - это закодированные послания, означающие: “если вы используете эти силы для того, чтобы принести смерть, то эти силы повернутся против вас”. И тут уже появляется очень важный посыл - реальность имеет этическую структуру. Если использовать силы природы для злых целей, то эти силы повернутся против того, кто это практикует; все, что мы делаем - будет сделано по отношению к нам. В истории таки существует справедливость.

Казни для египтян - форма магии, но не чуда. Волшебники Фараона считают Моше и Аарона таким же людьми, как и они сами, которые просто практикуют секретные искусства. Так что и они пытаются повторить - показывают, что и они могут превратить воду в кровь и создать орду лягушек. Ирония здесь очень ясна - египетские волшебники были так увлечены тем, чтобы доказать, что они могут делать тоже, что Моше и Аарон, что совершенно не понимали, что то, что они делают не очень хорошо для самих египтян - еще больше крови, еще больше лягушек.

Это приводит нас к третьей казне - вши. Одна из целей заключается в том, чтобы произвести эффект, который волшебники повторить не смогут. Они пытались, но потерпели неудачу. И тут же они приходят к выводу: “К этому причастен б-г”.

В Торе это первое появление идеи, удивительно стойкой даже в религиозном мышлении сегодня. Чудо - это то, чему мы не можем найти научного объяснения. Наука - естественная, религия - сверхъестественна. “Акт Г-спода” - это то, что мы не можем объяснить рационально. То, что волшебники воспроизвести не могут, должно быть результатом Б-жественного вмешательства. Это неизбежно приводит к выводу, что религия и наука враждуют. Чем больше мы можем объяснить или контролировать научно, тем меньше у нас нужды в вере. По мере того, как расширяется сфера науки, место Б-га в жизни человека постепенно уменьшается.

Тора намекает на то, что это языческий образ мышления, а не еврейский. Египтяне признали, что Моше и Аарон были подлинными пророками, когда они начали совершать чудеса, выходящие за рамки их собственной магии. Но не поэтому мы верим в Моше и Аарона. Вот, что говорит Маймонид:

Израиль не верил в Моше - нашего учителя, потому, что он совершил какие-то акты. Когда вера основывается на актах и знаках, то всегда остается скрытое сомнение в том, что они могли быть сделаны с помощью оккультных искусств или колдовства. Все “сцены”, что Моше проделывал в пустыне были сделаны лишь потому, что они были необходимы, а не потому, что он хотел укрепить свой статус пророка … Он достал еду когда она была нужна; он добывал воду из камня, когда она была нужна; когда сторонники Кораха отрицали его, земля проглотила их. И таких знаков еще много. Тогда что было нашим основанием верить в него? Откровение на Синае, которое мы видели своими глазами и слышали своими ушами …

Основной путь, в котором мы встречаем Б-га - это не чудеса, а Его слово - Тора; это конституция еврейского народа как нации, находящейся под суверенитетом Б-га. Разумеется, что Б-г есть в событиях, которые, кажется, бросают вызов природе - в чудесах. Но Он также и в самой природе. Наука не вытесняет Б-га, напротив, раскрывает все более запутанный и удивительный дизайн природы. Но, прежде всего, Б-г должен быть найден в голосе, услышанном на Синае, который учит нас как построить общество, противоположное Египту.

Лучшим аргументом против мира Древнего Египта был Б-жественный юмор. Волшебники, которые считали, что могут контролировать солнце и Нил, обнаружили, что они даже вошь создать не могут. Фараоны, подобны Рамзесу второму, демонстрировали свой богоподобный статус тем, что создавали монументальную архитектуру: великие храмы, дворцы и пирамиды, необъятность которых, казалось, предвещала божественное величие (Гемара объясняет, что египетская магия не работала на очень мелких предметах). Б-г насмехается над ними, раскрывая свое присутствие в малейших существах (Элиот: “Я покажу вам страх в горсти пыли”).

Египтяне не понимали, что власть над природой не является самоцелью, не есть концом, а исключительно средством этических целей. Явление вшей было шуткой Б-га над теми, кто считал, что поскольку контролирует силы природы, то стало быть они хозяева человеческой судьбы. Они оказались неправы. Вера - это не просто вера в сверхъестественное, это способность слышать призыв автора Бытия быть свободными и уважать свободу и достоинство других.  

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.