Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
8 Ав
5778
Полный текст главы
Ваэра

Полный текст главы "Ваэра"

U-jew
24 сентября 2017, 12:37

Сыны Израиля и фараон остаются глухи к словам Моше

Моше спросил Ашема (Вс-шнего), почему усилились страдания сынов Израиля с его приходом.

Неужели Твое Милосердие превратилось в присущую Тебе Справедливость?

- Ты не прав. Я - Ашем. Даже когда мои деяния кажутся суровыми, они все равно рождены Милосердием.

Иди и объяви, что Я спасу их, и скажи им:

Я выведу вас из египетского рабства.

Я избавлю вас от любого угнетения, даже от самой легкой работы.

Я освобожу вас без выкупа, хотя обычно узника освобождают только тогда, когда выплачивается выкуп.

Я возьму вас Себе и сделаю Моим народом, дав вам Мою Тору. Именно ради этой цели вы будете освобождены.

Четыре освобождения, перечисленные выше, будут даны вам как возмещение за четыре закона, которые принял против вас фараон:

мучить вас рабским трудом; бросать новорожденных в Нил; убивать детей для царского купания; не давать солому, которая нужна для изготовления кирпичей.

Ашем закончил свою речь обещанием: Я приведу вас в Страну, которую Я поклялся дать в наследие вашим праотцам.

 

Моше вернулся в трудовые лагеря и огласил сынам Израиля послание, несущее свободу. Он объявил, что они должны отказаться от египетского идолопоклонства и посвятить себя Служению Ашему, ибо час освобождения близок. Но гнет был так силен, что евреи не придали значения словам Моше.

Между тем, Ашем приказал Моше:

- Иди к фараону и вели ему отпустить евреев!

- Как же я могу это сделать? Когда я сказал сынам Израиля о предстоящем освобождении, они не обратили внимания на мои слова, хотя известие должно было обрадовать их. Да и фараон, конечно, не прислушается к тому, что не несет ему радости! Я не оратор, моя речь корява.

Из-за возражений Моше Ашем послал с ним Аарона, чтобы тот передавал слова Моше фараону.

 

Моше и Аарон совершают знамения

Когда Всемогущий велел Моше и Аарону приказать фараону, чтобы тот отпустил сынов Израиля, Он предупредил: Я ожесточу сердце фараона, а потом умножу Мои знамения и чудеса в Египте.

Увидев Моше и Аарона во дворце, фараон пришел в ярость.

Фараон поклялся: "Как только этот сын Амрама придет сюда, я заколю его, я повешу его, я сожгу его, я найду какой-нибудь способ покончить с ним". Но когда Моше вошел, фараон не посмел поднять на него руку.

Моше и Аарон передали фараону послание Ашема.

Когда фараон попросил их показать ему знак, Аарон в присутствии всего египетского двора бросил жезл на землю, и он превратился в змею. Фараон рассмеялся. "Так это и есть чудеса вашего Б-га?" - спросил он с презрительной усмешкой. - Мы, египтяне, самые знаменитые чародеи в мире, а вы думали, что сможете научить нас магии! Это фокус так прост, что даже моя жена знает, как его сделать!" Он дал жене жезл и велел превратить его в змею. Она это сделала. "Даже египетские дети знают этот фокус!" - издевался фараон. Он приказал привести четырех- и пятилетних детей и дал им жезлы. Все они смогли превратить жезлы в змей.

Два известных египетских мага - Юхани и Мамрей - насмехались над Моше, говоря: "Может быть, ты собираешься продавать солому в Офараиме, где полно соломы? Неужели ты действительно верил, что твоя магия произведет впечатление здесь, в этой стране, которая является родиной черной магии?"

Моше ответил: "Именно для этого Ашем и прислал меня сюда. Если кто-то хочет продать хорошие овощи, он привозит их туда, где покупатели большие знатоки и оценят их". Слова Моше означали: "Придет время, и вы, знатоки магии, признаете, что наши чудеса не имеют ничего общего с магией. Это сверхъестественные явления, которые могут совершаться только властью Ашема."

Змея Аарона широко открыла пасть и сожрала всех остальных змей.

"Этот фокус стар, как Адам, - издевался советник Билам. - Каждый знает, что одна змея может проглотить другую. Пусть Аарон покажет нам, знает ли он, как заставить жезл проглотить все остальные жезлы. Если он способен на это, мы увидим, что он не обычный маг, и ему помогает Ашем!"

И произошло чудо: змея Аарона, обратившись в жезл, сожрала все другие жезлы. При этом жезл Аарона, только что сожравший десять жезлов, остался таким же тонким, как и раньше. Фараон задрожал. "Что если теперь он прикажет своему жезлу проглотить меня и мой трон?" - подумал он.

Однако, как и предсказал Ашем, фараон ожесточил свое сердце и отказался отпустить сынов Израиля.

 

Первая Казнь: кровь

Ашем сказал Моше: фараон отказывается отпустить евреев. Предупреди его, что если он не послушается Меня, то Я наведу на него и на его народ страшную Казнь.

Рано утром спустись к Нилу, там ты увидишь фараона и предостереги его. Он делает вид, что он бог, и поэтому ходит к Нилу, чтобы втайне совершать там отправления своего тела.

Ашем повелел Моше: иди к реке рано утром, чтобы доказать фараону, что он не божество. Возьми с собой жезл, который превратился в змею, и фараон узнает его, вспомнит чудеса, которые были совершены, и испугается. Скажи ему: Ашем, Б-г евреев, послал меня приказать тебе - отпусти Мой народ, чтобы он мог служить Мне в пустыне. Но если ты откажешься, - знай, что этим жезлом я поражу воды реки, и она превратится в кровь. Благодаря этому ты узнаешь, что Я Ашем!

Рано утром Моше встретил фараона на берегу Нила и обратился к нему со словами упрека: "Ты объявляешь себя божеством. Что же тогда ты делаешь здесь сейчас? Разве бог тоже отправляет человеческие потребности?"

"Кто сказал тебе, что я божество?" - спросил фараон.

"Разве ты не говоришь этого египтянам?"

"А кто такие египтяне? Это дураки, они не люди, они обезьяны! какое имеет значение, что я им говорю?" - усмехнулся фараон.

Моше повторил фараону слова Ашема, предупредив его, что Нил превратится в кровь, но фараон не внял этому предостережению. Поэтому Ашем повелел Моше: простри свою руку и порази реку!

Моше предостерегал фараона три недели, но фараон не обратил внимания на предостережения.

Однажды египтяне проснулись и увидели, что Нил сверкал необычным красным цветом. Вскоре это потрясающее известие дошло до всех. Жидкость, которой была наполнена река, видом, запахом и вкусом напоминала кровь. Вся рыба в реке подохла.

Египтяне начали искать различные источники воды. Они говорили: "Под землей должна быть чистая вода. Моше смог поразить лишь ту воду, которую можно увидеть."

Египтяне копали колодцы вокруг реки, но даже подземная вода превратилась в кровь. Казалось, весь Египет был пропитан кровью. Кровь капала с колонн дворца фараона, сочилась с деревьев и камней, стекала с идолов. Фрукты больше не давали сока, и когда египтяне выдавливали плоды, из них вытекала кровь. Даже слюна египтян, как только они ее выплевывали, превращалась в кровь.

Остался лишь один источник чистой, прозрачной воды, пригодной для питья, - вода земли Гошен. У сынов Израиля воды было вдоволь. Египтяне устремились в землю Гошен, чтобы набрать там этой драгоценной влаги, но как только они пытались проглотить ее, она превращалась в кровь. Даже когда египтянин пил из одного кувшина с евреем, еврей пил воду, а жидкость, которую глотал египтянин, оказывалась кровью. Вскоре, однако, египтяне обнаружили, что если они платили за воду, то она оставалась водой. Они отправлялись в землю Гошен, принося с собой золото и серебро, и обогащали сынов Израиля.

Египтяне понимали, почему Ашем поразил их этой казнью. Они поклонялись Нилу, а Б-г евреев показывал им, что река не может быть божеством. Кроме того, вид крови напоминал египтянам о пролитой ими невинной еврейской крови. Ашем наказывал их через Нил еще и потому, что египтяне пытались помешать еврейским женщинам совершать в реке омовения, чтобы быть чистыми для своих мужей.

Фараон призвал своих магов и спросил их: "Вам известно, как превратить воду в кровь?"

"Да" - ответили они.

С помощью магии египетские колдуны превратили воду в кровь, и фараон решил не обращать внимания на эту казнь, как он не обратил внимания на жезл, пожравший другие жезлы.

Казнь кровью продолжалась семь дней и сопровождалась дополнительной Казнью - Мором, который унес многих египтян. Все последующие Казни также усугублялись Мором.

Когда семь дней Казни прошли, Ашем повелел Моше предупредить фараона о следующей казни. Ашем приказал сказать фараону: если ты откажешься отпустить сынов Израиля, то я поражу все твои владения жабами. Река будет кишеть жабами, они проникнут в твои дома и спальни, на твои постели и в дома твоих слуг, в твои очаги и в твое тесто!

Моше предостерегал фараона о Казни жабами три недели, но фараон не прислушался к предостережениям.

 

Вторая Казнь: жабами

И вторая казнь, поразившая реку, пришла через Аарона, а не через Моше, который не мог навести казнь на воды, защитившие его корзину.

Ашем повелел Моше сказать Аарону: простри свою руку с жезлом, чтобы все реки, протоки и пруды Египта наполнились жабами.

Как только Аарон простер руку, египтяне были поражены страшным зрелищем. Из реки выпрыгнула отвратительная огромная жаба, которая двинулась по главной улице к дворцу фараона.

Египтяне принесли оружие и дубины, чтобы убить огромную жабу. Но вместо того чтобы свалиться замертво, она широко открыла пасть и выплюнула множество маленьких жаб. Она издала ужасный свист, и по этому сигналу огромные полчища жаб вышли из реки, сопровождаемые другими морскими чудовищами. Все вместе они двинулись ко дворцу фараона.

Через дворцовые входы по лестницам жабы устремились в личные покои фараона. Фараон был в постели, когда жабы начали прыгать ему на одеяло, заползать под белье, кусать, впиваться в его тело. Затем Казнь обрушилась на знать, находившуюся при дворе, а потом и на народ.

Дома в Египте наполнились жабами, они прыгали на столы и стулья, в постели египтян и кусали их. Самая большая и жирная жаба поселилась во дворце фараона.

Казнь жабами распространилась по всей стране. Жабы заполнили поля и пожирали все, что на них росло. Как только египтянка разжигала очаг, чтобы испечь хлеб, жабы прыгали в тесто, и, когда женщина поспешно ставила его в печь, цеплялись за тесто, позволяя испечь себя вместе с ним. Не было абсолютно никакой возможности избавиться от жаб, потому что, если египтянин пытался убить одну из них, появлялись шесть новых, поэтому египтянам пришлось отказаться от всяких попыток их уничтожить.

Ашем наказывал египтян мера за меру. Египтяне издевались над евреями, приказывая им собирать разных мерзких ползучих гадов и насекомых. В наказание Творец навел на египтян омерзительных жаб, вызывавших отвращение.

Фараон созвал своих магов и спросил, могут ли они создать жаб.

"Конечно", - ответили они и создали новых жаб (но маги не смогли уничтожить уже существующих). Фараону оставалось одно - позвать Моше и Аарона. "Умолите Ашема, чтобы Он избавил от жаб меня и мой народ, - попросил он, - и я отпущу сынов Израиля".

Моше обратился к Вс-шнему. И на следующий день жабы погибли в домах, во дворах и на полях, но было одно исключение: все жабы, которые по собственной воле прыгнули в печи, остались в живых, и им было позволено возвратиться в реку. Этим Ашем показал, что всякий, кто пожертвует собой ради Него, никогда не останется невознагражденным.

Дохлые жабы не исчезли, а валялись по всему Египту, и жители были вынуждены сгребать их в большие кучи. Издохшие жабы были еще более отвратительными, чем живые. Они издавали тошнотворное зловоние, которое охватило всю страну. Таким образом, египтяне получили мера за меру за то, что они избивали евреев до тех пор, пока у них изо рта не начинало исходить зловоние.

Казнь жабами обрушилась только на египтян. Она не коснулась сынов Израиля. Даже когда еврей шел по дороге с египтянином, то жаба убегала от еврея и набрасывалась на египтянина.

Как только Казнь кончилась, сердце фараона опять ожесточилось. Это характерно для всех злодеев, которые никогда искренне не раскаиваются, а лишь дают обещания под нажимом и отказываются от них, как только минует опасность.

 

Третья Казнь: насекомые

Третья казнь не сопровождалась предостережениями, потому что фараон не обратил внимания на те, которые предшествовали двум предыдущим Казням.

Ашем приказал Моше: скажи Аарону, чтобы он простер свой жезл и поразил пыль в Египте, и она превратится в насекомых! Повеление навести пыль опять было адресовано Аарону, а не Моше, потому что Моше не следовало поражать пыль, скрывшую труп убитого им египтянина.

Когда Аарон сделал то, что повелел Ашем, появились насекомые. Они впивались в тела египтян, как иголки, заполняли поля и заводились в зерне.

Почему египтян поразила эта казнь?

Всемогущий так наказал их за то, что они заставляли евреев подметать пыль на улицах и рыночных площадях. Мера за меру - вся пыль в Египте превратилась в насекомых. Даже если египтяне рыли землю на большую глубину, они не находили почвы, - там были лишь насекомые. Как только началась эта Казнь, сыны Израиля освободились от рабского труда, потому что больше не было чистой земли для строительства.

Фараон вызвал своих магов, чтобы они тоже создали насекомых, но на этот раз маги не смогли выполнить приказание. Казнь насекомыми заставила магов понять, что обе предыдущие казни тоже были Б-жественными чудесами, поэтому маги признали свои неудачи и больше не пытались повторять чудеса Моше.

 

Четвертая Казнь: дикие звери

(Первые Девять Казней можно разделить на группы по три. Первым двум Казням в каждой группе предшествовало предостережение, а последняя обрушивалась без предупреждения).

Ашем повелел Моше встать рано утром, встретиться с фараоном у берега Нила и предостеречь его, чтобы он отпустил сынов Израиля. Моше должен был сказать фараону: если ты не отпустишь Мой народ, то Я нашлю на твою землю диких зверей, змей и скорпионов. Они заполнят землю и дома в Египте. Я выделю землю Гошен, где живет Мой народ, и не позволю зверям появиться там. Тогда ты поймешь, что хотя Моя Шехина находится на Небесах, Я АШЕМ, КОТОРЫЙ ТВОРИТ СВОЕ ПРОВИДЕНИЕ НА ЗЕМЛЕ!

Фараон не прислушался к предостережениям Моше, несмотря на то, что Моше повторял их три недели, и дикие звери устремились в Египет. Среди них были львы, медведи, змеи, скорпионы, мыши, хищные птицы и насекомые. Звери рычали, затаптывали все, кусали людей. Звери сначала ворвались во дворец фараона, потом в дома египтян. Даже домашние животные перестали быть ручными. Волы и ослы издавали страшные крики, скалили зубы и кусали египтян до смерти.

Почему Ашем казнил Египет дикими зверями?

После казни насекомыми, когда египтяне поняли, что сыны Израиля больше не будут строить им города, они изобрели для евреев новое мучение. Они приказали евреям ловить диких зверей и надеялись, что, занимаясь этим, евреи погибнут.

Моше воззвал к Ашему: "Как же евреям ловить львов, чтобы те их не сожрали?"

Творец успокоил Моше, велел ему пойти в поле и обратиться к зверям: Ашем сказал, что завтра вы соберетесь вместе, ворветесь в Египет и уничтожите его. Именно для этой цели вы и были сотворены!

Другой причиной Казни дикими зверями было то, что египтяне, которые приказывали евреям следить за своими детьми, обычно заставляли еврея нести четырех детей сразу, двоих на плечах и двоих в руках.

Однако Ашем не позволил зверям ворваться в землю Гошен, где жили сыны Израиля.

И опять фараон позвал Моше и Аарона. "Вы можете принести жертвы своему Б-гу в этой стране, но я не могу отпустить вас в пустыню", - сказал он им.

"Мы не можем этого сделать, - ответил Моше. - Мы приносим в жертву овец, которым поклоняются египтяне. Они не позволят нам приносить в жертву их богов прямо у них на глазах. Они закидают нас камнями. Позволь нам отправиться на три дня в пустыню и принести жертву Ашему, нашему Б-гу, как Он нам велит".

Фараон ответил: "Идите и принесите жертвы вашему Б-гу, но не уходите очень далеко! Молите Ашема, чтобы он сжалился надо мной и убрал диких зверей!"

"Я помолюсь за тебя Ашему, но не обманывай нас и выполни свое обещание!" - сказал Моше. Уйдя от фараона, Моше помолился Ашему, чтобы Он положил конец Казни, и молитва Моше была принята Ашемом: дикие звери исчезли. Они не погибли, как жабы, чтобы египтяне не получили выгоды, воспользовавшись их шкурами для выделки кож, а также не употребили их мясо в пищу. Они просто исчезли, не оставив и следа. Но фараон снова ожесточил свое сердце и не позволил сынам Израиля уйти.

 

Пятая Казнь: мор

Ашем приказал Моше сказать фараону, что если он не отпустит евреев, то на следующий день в Египте начнется страшный мор. Начало Казни Ашем назначил на следующий день, чтобы египтяне не могли сказать, что это естественная болезнь, а не чудо. Кроме того, сообщение, что Казнь начнется на следующий день, давало фараону время раскаяться. Фараон не обратил внимания на предостережение. На следующий день жестокий мор поразил скот в Египте, и скот погиб. Погибли не только животные, но и всадники вместе со своими конями, пастухи вместе со стадами, погонщики ослов со своими ослами и погонщики верблюдов с верблюдами.

Однако мор пощадил весь скот, принадлежавший сынам Израиля, и скот, находившийся в совместном владении евреев и египтян. Теперь каждый египтянин, который забрал животное еврея и лживо утверждал, что оно принадлежит ему, был уличен. Поскольку животное не погибло, египтянин вынужден был признать, что оно принадлежало еврею, и вернуть его.

Не только скот сынов Израиля остался невредимым, но все это время было временем благоденствия для евреев, когда они не терпели ни убытков, ни мучений.

Почему Ашем навел Казнь мором? Египтяне заставили евреев стать пастухами и погонщиками ослов в пустынных районах и далеких горах, чтобы помешать им умножаться. В наказание за это весь скот египтян погиб.

 

Шестая Казнь: язвы

Первые три казни: кровь, жабы и насекомые - были наведены Аароном.

Три Казни: град, саранча и тьма - навел Моше.

Три Казни: дикие звери, мор и поражение первенцев - навел Сам Ашем.

Казнь язвами навели вместе Ашем, Моше и Аарон.

Ашем приказал Моше и Аарону взять из печи по две пригоршни сажи. Аарон должен был отдать свои две пригорошни Моше, а Моше - подбросить всю сажу в небо. Затем Ашем превратит ее в язвы проказы, которые поразят египтян и их скот.

Моше и Аарон в присутствии фараона собрали сажу, и Моше подбросил ее к небу.

Эта казнь, наведенная Ашемом, Моше и Аароном, имела одну отличительную черту: она была самой болезненной из Десяти Казней и принесла страдания каждому египтянину.

Казнь язвами была не похожа ни на одну болезнь, которыми египтяне страдали раньше. Симптомы напоминали симптомы проказы, но эту болезнь нельзя было считать ни одним из известных видов проказы, потому что она представляла собой сочетание двадцати четырех различных видов проказы.

Маги фараона так страдали от нарывов, что не могли стоять на ногах, когда во дворец вошли Моше и Аарон. Это было наказанием за их предложение бросать новорожденных евреев в Нил, чтобы убить Моше, и за то, что они вынесли Моше смертный приговор, когда он, будучи ребенком, снял с фараона корону. Маги так и не оправились от нарывов; даже когда казнь кончилась, они продолжали болеть, пока не умерли.

Казнь язвами поразила египтян, чтобы наказать их мера за меру за одно из их преступлений против евреев: они заставляли сынов Израиля приготовлять им воду для бани, нагревая или охлаждая ее. Теперь египтяне не могли мыться в бане, потому что, страдая язвами, не могли выдержать погружения в горячую или холодную воду. Эта казнь карала египтян также за то, что они заставляли сынов Израиля работать, не позволяя прерваться ни на минуту, даже если у кого-нибудь возникала потребность почесаться.

Ни одна из предшествовавших казней не произвела на египтян такого страшного впечатления, как эта. Язвы показались им невыносимыми, и они возопили: "Это ужасная казнь!"

Фараон вызвал Моше и Аарона, прося их прекратить Казнь. Но как только язвы исчезли, фараон не выполнил своих обещаний. Ашем ожесточил его сердце, чтобы наказать за отказ раскаяться во время первых пяти Казней.

 

Седьмая Казнь: град

Ашем повелел Моше: встань очень рано, чтобы придти во дворец фараона и предостеречь его о Казни градом!

Ашем велел сказать фараону: так говорит Ашем, Б-г евреев, - отпусти Мой народ, чтобы он мог послужить Мне, иначе на этот раз Я нашлю на тебя все мои Казни, и ты поймешь, что НЕТ ПОДОБНОГО МНЕ НА ЗЕМЛЕ. Я мог бы легко уничтожить всех вас Казнью мора, но я обрушил Казнь лишь на скот, оставив вас в живых, чтобы показать вам Мою силу, чтобы Мое Имя прозвучало во всем мире!

Ашем объявил, что через Казнь градом Его величие будет признано египтянами. Увидев град, который представлял собой сочетание огня и воды, что явно противоречило законам природы, египтяне должны были признать, что миром правит Б-жье провидение, а не законы природы.

Всемогущий повелел также, чтобы Моше сказал фараону: поскольку ты по-прежнему топчешь Мой народ и отказываешься отпустить его, Я наведу завтра в это время страшный град, - такой град, какого еще никогда не видели ни в Египте, ни в какой-либо другой стране. Соберите свой скот и все, что у вас есть в полях, потому что все, что не будет собрано, будет поражено градом и погибнет!

Моше передал слова Ашема фараону. На солнечных часах фараона Моше даже сделал отметку, чтобы указать точный час, в который завтра начнется Казнь. Но фараон воскликнул: "Почему теперь мы должны слушать этого сына Амрама больше, чем во всех предыдущих случаях?" Фараон оставил свой скот на полях, и так же поступило большинство египтян, за исключением немногих Б-гобоязненных, таких как советник фараона Иов.

Ашем надеялся, что египтяне все же раскаются, и потому казнь началась обычным дождем. Потом дождь превратился в бурю. Гремел гром, сверкали молнии, дрожала земля. Огромный град обрушился с Небес, в нем были куски льда и огонь, но огонь не растапливал лед, а лед не тушил огонь.

Оглушительный грохот падающего града сотрясал землю. Все находившиеся в поле - и люди и скот - были поражены, они замерзали во льду и сгорали в огне. Египтян охватил страх. Они начали загонять свой скот в хлева, но было слишком поздно! Градины собирались в глыбы, образуя сплошную стену из огня и льда, которую невозможно было преодолеть. Видя, что скот нельзя спасти, египтяне перерезали его, чтобы воспользоваться хотя бы его мясом. Они взвалили зарезанных животных себе на плечи, но огромные хищные птицы слетели с небес и сожрали все туши.

Град ломал деревья и уничтожал урожай до самых корней. Все было сметено, кроме пшеницы и полбы, которые Ашем хотел сохранить, чтобы их могла сожрать саранча. Спасаясь от града, некоторые египтяне бежали в землю Гошен, но и там на них падал град, ни разу не попавший в еврея.

Фараон был ошеломлен чудесным соединением огня и воды и пришел в ужас от того опустошения, которое принес град. Он послал за Моше и Аароном и признался: "На этот раз я согрешил. Ашем - праведный, Он заранее предупреждал нас собрать людей и скот, чтобы спастисть, а я и мой народ нечестивы, потому что мы не обратили внимания на Его предостережения, и это привело к тому, что пролилась невинная кровь. Умоли Ашема, чтобы Казнь прекратилась. Я отпущу вас всех!"

Моше ответил ему: я помолюсь за вас, но я не могу молиться здесь, в городе, полном идолов. Я уйду из города и помолюсь на открытом месте. Я не верю тебе, потому что я знаю, что ты не боишься Б-га по-настоящему и потом передумаешь. Но тем не менее я прекращу своей молитвой Казнь, чтобы ты признал величие Ашема!"

Моше вышел из города и в мольбе воздел руки. Как только он поднял их, еще не произнеся ни слова молитвы, град прекратился. Даже те градины, которые летели к земле, замерли в воздухе.

Почему Ашем прекратил Казнь градом быстрее, чем предыдущие, ответив на молитву Моше, еще до того как он начал молиться? Фараон начал восхвалять Ашема, говоря: "Ашем праведный". Поскольку Ашем не хотел славословий злодея, он сразу же прекратил Казнь, чтобы не позволить фараону восхвалять Себя.

Другие статьи

Последние статьи

Огонь и лед

р-н Михоэль Гурари

Вши и люди

рав Джонатан Сакс

Душа или материя?

рав Джонатан Сакс

Не падайте духом

р-н Йоси Голдман

Неужели я – не бог?

Адин Эвен-Исраэль Штейнзальц