Вынесу и буду терпеть - Ujew

Вынесу и буду терпеть

Вынесу и буду терпеть
Количество просмотров 842 Количество комментариев 0

Оптимизм может выражаться по-разному. Некоторые люди, по природе своей, склонны верить в лучшее завтра. Другие идут еще дальше: они смотрят на мир, во всем находя хорошую сторону. Положительная сторона этого качества состоит в том, что уверенность в хорошем исходе, несомненно, придает человеку силы во многих жизненных ситуациях. С другой стороны, такие люди легко ломаются, и этот момент, как правило, наступает довольно рано.

Оптимистический подход словно погружает в теплицу: исходно предполагается, что все будет безопасно и хорошо. Такой человек, даже столкнувшись с негодяем, будет уверен, что у того золотое сердце. Иногда на обнаружение последнего может уйти семьдесят лет, но, в конечном счете, каждый человек хорош. Ребенку, который придет в детский сад с подобным отношением к жизни, скоро достанется по первое число; если не там, то в младших классах его непременно отлупят. В сущности, каждый, кто рос в тепличных условиях, рано или поздно приходит к кризису. Такой человек беззащитен и крайне уязвим при столкновении с реальной жизнью. Зачастую ему так и не удается преодолеть потрясение, вызванное этим событием.

Ребенок, который рос в изолированной от внешнего мира среде, возможно, будет быстрее развиваться, потому что все вокруг стерильно и нет никаких микробов. Но как только в защите появятся первые прорехи, он тут же зара­зиться какой-нибудь случайной болезнью, и самое легкое недомогание окажется для него смертельно опасным. Так, на Крайнем Севере не было некоторых микробов, и, когда эскимосы впервые столкнулись с белыми людьми, случалось, что их убивал подхваченный насморк, против которого у них еще не был выработан иммунитет. Замкнутый мир может быть всем хорош, пока остается уверенность в том, что окружающие его стены никогда не рухнут.

Тора не пытается предложить или построить утопию. Она не скрывает суровой правды о жизни и окружающем нас мире.

Неутешительный вывод о человеке: «…Потому что с юности побуждения сердца человека — зло…» (Берешит, 8:21), — содержится на первых страницах Торы, а на последних ее страницах сказано: «вы развратитесь и сойдете с пути». От Берешит и до Дварим Писание честно описывает суровые реалии нашего мира, не щадя и праведников.

В главе Вайелех в словах: «Ибо я знаю: после моей смерти вы развратитесь и сойдете с пути…» — можно увидеть трагедию. Моше сорок лет трудится в поте лица, но на исходе дней ему приходится признать, что плоды его труда недолговечны. После него пришел Йеѓошуа, и, хотя вплоть до смерти последнего люди воочию видели во всем происходящем с ними длань Г-сподню, вскоре после этого предсказание Моше сбылось.

Можно считать подобные высказывания проявлением пессимизма или выражением отчаяния. Но в действительности Моше предоставляет народу Израиля силы и возможность преодолеть будущие трудности. Если бы мы не слышали этого предупреждения, нам бы показалось, что все рухнуло. Когда вначале все идет хорошо, а потом наступает период сплошных неудач, можно подумать, что это полный провал и конец всему. Такое ощущение часто возникает через какое-то время после первоначального успеха значительного, важного начинания.

Здесь Тора пытается совершить непредставимое: заранее подготовить народ к возможности падения. Говоря: «Ибо я знаю: после моей смерти вы развратитесь и сойдете с пути…», — Моше хочет не напугать, а научить народ идти по пути, полному взлетов и падений. Понятно, что он видит мир отнюдь не в розовом цвете, но, в сущности, это тоже разновидность оптимизма. В целом, Тора оптимистична, поскольку она свидетельствует о постоянно существующей возможности исправления. Однако она также показывает, как это сложно, и заранее предупреждает, что надеяться на то, что все пойдет гладко, не следует. Прощаясь с народом, Моше предостерегает: «Знайте, пока вам все давалось легко, и вам кажется, что после вступления в Страну Израиля ваши испытания окончатся, но мир устроен не так. Будьте готовы к трудностям и падениям».

В разделе Вайелех сказано: «Возьмите этот свиток Учения и положите его возле ковчега союза Г-спода, вашего Б-га, и пусть он будет там у тебя свидетельством» (Дварим, 31:26). Слова Моше превращаются в формальное свидетельство, он заранее предвидел будущие трудности и падения, и, хотя, в конечном счете, все они будут преодолены, это не произойдет без изнурительной борьбы. Моше говорит это не для того, чтобы похвастаться своим предвидением, это знание не поможет избежать трудностей, однако оно даст возможность преодолеть самый тяжелый период.

Можно привести следующую аналогию. Катастрофа была страшным бедствием для всего еврейского народа, однако тяжелее всего она поразила тех, кто не допускал того, что такое может случиться. Для многих евреев Европы она стала двойным ударом: не только физическим, но и духовным. Как может цивилизация, давшая миру Гете и Бетховена, породить такие ужасы? Если я считал, что такого быть не может, происшедшее не поддается никакому объяснению. Если я заранее знаю, что подобное возможно, происходящее не станет менее болезненным, но у меня больше шансов выстоять.

Это проявляется в самых разных областях. В войне побеждает та армия, которая преодолевает трудности; в бизнесе остаются те, кто заранее готов к тяжелым временам и умеет перенести потери.

Человеческая жизнь полна спусков, падений и бед. Никто не просит о них, но они все же приходят, и мы должны быть готовы к ним. В своих прощальных словах Моше не стремится выступить в роли провидца и не пытается отменить сказанное им ранее; он только хочет подготовить еврейский народ к грядущим бедам, потому что, если они нахлынут внезапно, людям покажется, что весь мир рухнул.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.