Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Лидер – камень или губка?
Ваелех

Лидер – камень или губка?

рав Джонатан Сакс
06 сентября 2017, 14:35

Карьера Моше, как лидера, приближается к концу. На подходе правление Иисуса Навина. Моше благословляет своего преемника, а затем это делает и сам Б-г. Прислушайтесь к тому, что они говорят, а главное к разнице в их словах.

Моше сказал:

“Будь сильным и мужественным, ведь ты должен войти с этими людьми в землю, что Б-г обещал их прародителям. Ты должен разделить ее между ними как наследство”.

А вот, что говорит Г-сподь:

“Будь сильным и мужественным, ибо приведешь ты израильтян в землю, что я пообещал им под присягой; и я буду рядом с тобой”.

Разница на иврите еще меньше, чем на английском. Моше использует глагол tavo - “войти с”, а Б-г использует tavi - “привести”. Кажется, что это маленький нюанс, однако Раши говорит, что разница между значениями этих слов огромна. Оба слова относятся к абсолютно разным типам лидерства, и вот как комментирует это Раши:

“Моше сказал Навину: “Убедись, что старейшины с тобой. Всегда действуй в соответствии с их мнением и советами”. Слова Г-спода были такими: “приведешь ты израильтян в землю, что я пообещал им” - имея в виду “приведи их даже против их собственной воли. Все зависит от тебя. Если потребуется, возьми палку и ударь их. Для поколения есть только один лидер, не два”.

Моше советует преемнику вести народ в согласии, учитывая мнения других. Б-г, в свою очередь, велит делать это твердо и авторитетно: даже если народ не согласен с тобой, ты все равно должен идти во главе. Быть четким, решительным, сильным и настойчивым.

Вот как Раши комментирует слова Б-га, которые он произнес перед созданием человечества:

“Отсюда мы узнаем о человечности Б-га. Ангелы завидовали человеку, ибо он был создан по их подобию. И Он консультировал их. Подобно тому, как он консультирует Его небесный суд перед тем, как судить королей … Хоть они (ангелы) и не помогали в творении“.

Раши имеет в виду, что прежде, чем создать человека, Б-г проконсультировался с ангелами. Он сделал это не потому, что нуждался в помощи или совете.

Он сделал это для того, чтобы проявить уважение к ним, предотвратить ревность к человеку, избежать их обиды за то, что с ними не посоветовались по такому важному вопросу. А еще для того, чтобы показать нам, читателям, что величие идет рука об руку со скромностью. Так что, сам Б-г действовал в соответствии с советом, который Моше дал Навину: “Убедись, что другие с тобой. Советуйся. Бери в расчет их мнение”.

С другой стороны выходит, что Моше вел себя соответственно совету, который Б-г дал Навину. “Если необходимо, возьми палку и ударь их”. Разве, образно, это не то же самое, что Моше сделал на Кадеше? Тот случай, когда он ударил людей своим словом, а камень своим посохом? Как раз тогда он был осужден Г-сподом Б-гом и отлучен от входа в обетованную землю.

То, что хочет сказать нам Раши, несет куда более глубокий смысл, чем может казаться.

В конце своей жизни Моше осознал один великий провал в своем лидерстве. Он вывел израильтян из Египта, но он не искоренил Египет из израильтян. Он изменил судьбу своего народа, но не изменил их характер.

Теперь он осознал, что для достижения этого, необходим иной тип руководства. Тот тип, который вернет ответственность и народу в целом и старейшинам отдельно.

Пока существует Моше, совершающий чудеса, люди не должны брать на себя ответственность. Для того, чтобы они могли духовно вырасти, Навин должен был прислушиваться к их мнениям, поощрять различные точки зрения и внимать им, даже если из-за этого им пришлось бы идти медленнее.

Что касается Б-га, он не менял своей точки зрения. Он не имел в виду, что Навин должен стать авторитетным лидером. Он имел в виду, что он должен сделать это разово, внимательно вслушайтесь в строку: “Ибо приведешь ты израильтян в землю”.

Вспомним, что был один случай, который обрек целое поколение на смерть в пустыне. Уже вспомнили? Верно, эпизод со шпионами, когда людям не хватило веры и мужества, чтобы зайти и захватить землю. Именно тогда двое мужчин - Навин и Калеб, твердо противостояли 10 другим шпионам: они могли захватить землю и победить своих врагов.

Б-г предупредил Навина, что будет одно испытание, в котором он должен твердо стоять, даже против большинства; испытание это будет перед пересечением Иордана. Вот именно во время этого испытания его лидерство будет заключаться не в советах и мнениях, а в недопущении инакомыслия. Это и есть тот случай, когда “все будет зависеть от тебя … для поколения есть только один лидер, не два. Иногда даже самые демократичные лидеры должны упорно вести свой народ за собой.

Бывает время для обсуждений, но иногда нужно просто действовать; бывает время для поиска компромисса, но иногда нужно просто твердо идти вперед. Именно такой смысл пытались донести Б-г и Моше, просто каждый своими словами.

Лидер должен обладать мужеством, чтобы вести за собой; терпением, чтобы выслушать; и мудростью, чтобы знать подходящее время для того и другого.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Взять или положить на полку
Полный текст главы "Ваелех"
Законы Йом Кипура
Сила истинного лидера
Вынесу и буду терпеть