Вдохновение и упорство - Ujew

Вдохновение и упорство

Вдохновение и упорство
Количество просмотров 356 Количество комментариев 0

Бетховен просыпался с рассветом и делал себе кофе. Он был привередлив в этом процессе -  каждая чашка должна была быть приготовлена из шести зерен, которые он отсчитывал каждое утро. Затем он садился за стол и творил до 2-3 часов дня. Позже он отправлялся на прогулку, беря с собой карандаш и чистые нотные листы, на случай если по дороге его постигнет вдохновение. Каждый вечер после ужина он выпивал пиво, выкуривал трубку и рано ложился спать (максимум в 22:00).

Энтони Троллп, который работал на почте, платил горничной, чтобы та будила его ровно в 5. К 5:30 он уже сидел за своим столом, он писал ровно три часа, работая вопреки времени, он пытался писать 250 слов за четверть часа. Благодаря такой системе он написал 47 романов, многие из которых состояли из трех томов, а также 16 других книг. Если он заканчивал до того, как истекали три часа, то он немедля брал чистый лист бумаги и начинал писать новое произведение.

Иммануил Кант, самый блестящий философ современности, тоже славился рутинными привычками. Как сказал Генрих Гейне: “Встает, пьет кофе, пишет, ведет лекции, обедает, идет на прогулку - у всего есть свое время. Соседи всегда точно знают, что уже 15:30, если Кант вышел со своим серым пальто и испанской палочкой в руке”.

Эти подробности, вместе с  более чем 150 других, взяты из книги Масона Курри под названием “Повседневные ритуалы: Как великие умы находят время, вдохновение и приступают к работе”. Суть книги очень проста - большинство креативных людей имеют повседневные ритуалы, они образуют почву, в которой растут семена их изобретений.

В некоторых случаях эти люди осознанно занимались работой, которая им была не нужна, только лишь для того, чтобы установить порядок и последовательность в их повседневном графике.

Обратите внимание на парадокс. Такими были все новаторы, пионеры, первопроходцы, следопыты, которые формулировали новые идеи, порождали новые формы выражения, делали то, чего ранее никто не делал. Они сломали стереотип, изменили картину, они отважились окунуться в неизвестность.

Однако, при этом их повседневная жизнь была полной противоположностью - структурализированной и рутинной. Кто-то может даже назвать их скучными. Почему? Потому что (мы, однако, не знаем, кто сказал это впервые), “Гений - это один процент вдохновения, и девяносто девять - пота”. Научное открытие, исследования, невероятно успешный новый продукт, блестящий роман, удостоенный наград фильм - почти всегда являются результатом многолетнего и многочасового внимания к деталям. Творческая работа - это тяжелая работа.

Древнее еврейское слово для тяжелой работы - это Avodah. Также, это слово обозначает и служение Б-гу. То, что применяется в искусстве, науке, бизнесе и промышленности, в равной степени относится и к духовной жизни. Достижение любой формы духовного роста требует постоянных усилий и ежедневных ритуалов.

Отсюда и замечательный агадический отрывок, в котором различные мудрецы выдвигали свою идею о “Великом принципе Торы”. Бен Аззай говорит, что это стих: “Это книга летописи человека - в день, когда сотворил Он человека, Он сотворил его по Своему подобию”. Бен Зома утверждает, что есть более всеобъемлющий принцип: “Слушай, Израиль, Г-сподь есть Б-гом нашим, Г-сподь един”. Бен Наннас говорит, что есть и более: “Люби соседа как себя”. Бен Пацци говорит, что мы по-прежнему можем найти более подходящий принцип. Он цитирует эту недельную главу: “Одну овцу следует предложить утром, и еще одну в обед”. Рутина.

Читайте также: Искусство в каждом шаге

Смысл высказывания Бен Пацци очень прост - все высокие идеалы в мире: человек, как подобие Б-га; вера в единство Б-га; любовь к соседу - считаются мизерными до тех пор, пока они не превратятся в привычку, что живет в сердце. Мы все можем вспомнить моменты, когда у нас возникала отличная идея, уникальная мысль, замыслы действий, что могли бы изменить нашу жизнь. День, неделя или год спустя, все эти идеи забывались или становились далекой памятью; в лучшем случае мы откладывали их в коробочку с надписью “может быть когда-нибудь”.

Люди, которые изменили мир, то ли в малом количестве, то ли в эпических масштабах, это те люди, которые превратили пиковые переживания в повседневную рутину, которые понимали, что важна каждая деталь, которые создали дисциплину и порядок в своей тяжелой работе. Такие люди всегда побеждают в конечном итоге.

Величие иудаизма заключается в том, что он берет высокие идеалы и превращает их в закономерность поведения. Галаха (еврейский закон) включает в себя ряд рутинных дел, которые реконфигурируют наш мозг, придают нашей жизни дисциплинированности и меняют то, как мы себя чувствуем, как мы думаем и действуем.

Многим большая часть иудаизма может казаться скучной, прозаической, мирской, повторяющейся, рутинной, окутанной деталями и лишенной драмы и вдохновения. Что ж, именно такой и является большая часть написания романа, создания симфонии, снятия фильма, создание приложения или многомиллионного бизнеса. Все это вопрос труда, внимания и рутинных привычек. Именно отсюда и происходит величие.

На Западе мы создали странный взгляд на религию. Вы поднимаетесь на гору и смотрите вниз. Вы чудом спасены от опасности. Вы оказываетесь частью огромной и восхищенной толпы. Именно так богослов Рудольф Отто определил святость: “тайна - одновременно страшная и увлекательная”. Вы напуганы присутствием чего-то огромного. Мы все проходили через это.

Но это все, чем эти вещи являются - опытом. Они задерживаются в памяти, но они не являются частью нашей повседневной жизни. Они не вплетены в структуру нашего характера. Они не влияют на то, что мы делаем, чего достигаем или чем становимся. Иудаизм подразумевает изменения, благодаря которым мы станем величайшим творением в своей собственной жизни. И все это нуждается в ритуалах: Шахарит, Минха, Маарив, еда, поведение на работе и дома, хореография святости, которая является особым вкладом в измерение иудаизма; изложенная в недельной главе Тецаве и сквозь всю книгу Ваикры.

У этих ритуалов есть эффект. Благодаря МРТ и другим технологиям мы знаем, что повторение духовных упражнений реконфигурирует мозг. Они дают нам внутреннюю устойчивость. Они делают нас более благодарными. Они дают нам веру в Источник нашего Бытия. Они формируют нашу идентичность, то, как мы действуем, говорим и думаем. Ритуалы для духовного величия как тренировки для игрока. Они являются предпосылками высоких достижений. Служение Б-гу - это Авода - тяжелая работа.

Если вы ищете внезапного вдохновения, то работайте над этим целый год, всю жизнь. Только так это может случится. Любой игрок, известный своей игрой, на вопрос В чем секрет успеха, отвечает: “Мне просто повезло. Однако забавно то, что чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет”. Чем больше мы ищем духовных высот, тем больше нам нужны ритуалы и привычки галахи, еврейского пути к Б-гу.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.