Полный текст главы "Тазриа" - Ujew

Полный текст главы "Тазриа"

Полный текст главы
Количество просмотров 442 Количество комментариев 0

Многочисленные милости, даруемые Всемогущим еще не родившемуся ребенку

Законы, касающиеся роженицы, вводятся словами: «Если женщина зачнет и родит мальчика…»

Ашем (Вс-шний) проявляет великую доброту даже к не родившемуся ребенку. Рост плода в материнском чреве вселяет в человека чувство благодарности Творцу, Который чудесным образом заботится о нем еще до его рождения.

Мидраш так описывает появление человека на свет. Когда Всемогущий желает, чтобы родился еще один человек, Он повелевает ангелу Лайле, отвечающему за зачатие: «Доставь мне из Ган Эдена такую-то душу!» Но эта душа негодует, что ее отрывают от Б-жественного Истока, и жалуется Всемогущему: «Я свята и безгрешна, и примыкаю к Твоей Славе. Почему же надо унижать меня, вселяя в человеческую плоть?» И Ашем отвечает ей: мир, в котором ты будешь жить, превосходит красотой своею тот, из которого ты произошла. Ты была создана с единственной целью - стать частью человеческого существа и возвыситься благодаря его деяниям.

Это происходит потому, что хотя в Ган Эдене душа наслаждалась безмятежным покоем и блаженством, но только в его земной жизни человеку дана возможность изучать Тору и выполнять мицвот и, тем самым, постоянно самоусовершенствоваться.

Затем Всемогущий заставляет душу слиться с тем семенем, для коего она предназначена. Задолго до того, как образуется плод, ангел осведомляется у Ашема: «Какова будет его судьба?»

И в этот миг предопределяется вся жизнь еще не родившегося ребенка.

Всемогущий решает, каков будет его пол, наружность, духовные и физические возможности. Кроме того, предрешаются также все подробности его жизни: будет ли он здоров или болен, богат или беден и с кем вступит в брак.

Однако есть одно исключение: Ашем не предписывает, будет ли он праведником или грешником. Каждый сам решает, как ему лепить себя на основе тех способностей и возможностей, которые ему даны.

Еще пребывая в материнском чреве, ребенок обучается всей Торе. Ему показывают картины Ган Эдена и Геинома, и ангел, которому он препоручен, берет с него клятву стать праведником и не быть грешником. Когда ребенок является на свет, ангел шлепает его по губам, заставляя забыть все, что он знал, но все-таки знания уже впитаны его подсознательной памятью, что позволит ему вспоминать их на протяжении всей жизни.

Хотя Всемогущий назначил ангела, отвечающего за беременность, за родами Он наблюдает Сам лично.

Ключи к трем особо важным вещам не были доверены ангелам, а остались в руках Всемогущего:

1) к деторождению;

2) к дождю (здесь «дождь» означает также и средства к существованию);

3) к воскрешению мертвых.

 

Первоначально роды проходили без боли и сразу же после зачатия. Длительная беременность и боль, сопровождающая роды, - следствие проклятия, наложенного на Хаву после того, как она согрешила.

В будущем проклятие девятимесячной беременности снова будет снято, и рождение ребенка будет проходить безболезненно, как пророчествовал Йешаяу (66:7): «Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном».

 

Законы о роженице

В предыдущем разделе (Шмини) обсуждалась ритуальная нечистота, порождаемая трупами животных.

Далее Тора приступает к объяснению различных законов, касающихся нечистоты, происходящей от человеческого тела (нечистота роженицы, нида, зава, зав, мецора, баал кери), о чем и пойдет речь ниже.

Почему эти законы рассматриваются в Торе после законов о нечистоте, происходящей от животных? Казалось бы, последовательность должна быть обратной: законы о человеческой нечистоте следовало бы излагать раньше, чем законы о нечистоте, порождаемой животными.

Такой порядок следует порядку Творения. Адам появился на свет лишь после животных, и это было сделано еще и для того, чтобы он не возгордился. Если он возомнит о себе слишком много, ему напомнят: «Звери существовали прежде тебя!» Подобным же образом законы, касающиеся человека, следуют после законов, относящихся к животным, чтобы дать человеку понять, что он - еще одна порода животных, та, чье место в самом конце перечня.

Законы из раздела Тазриа, описывающие разного рода нечистоту, присущую человеческому телу, призваны дать человеку подлинное изображение того, кто он на самом деле.

Ашем постановил, что женщина становится ритуально нечистой на семь дней после рождения мальчика и на четырнадцать дней после рождения девочки.

Законы о ниде (женщине, становящейся нечистой в результате ежемесячного кровотечения), как и все законы Торы, несут человеку благо. В результате полного прекращения супружеских отношений не менее, чем на двенадцать дней, связь между супругами не переходит в привычку и не становится постылой. Благодаря этому закону, муж всегда относится к своей жене нежно, как новобрачный.

Во времена Храма женщина, даже окунувшись в микву и став дозволенной своему мужу, оставалась ритуально нечистой по отношению ко всему, связанному с Храмом. Она не могла входить туда, есть от жертвы или есть труму (долю урожая, предназаченную коэнам) в течение сорока дней после рождения мальчика и восьмидесяти дней после рождения девочки. Когда этот срок истекал, она очищалась, совершая жертвоприношение роженицы. Оно состояло из домашнего или дикого голубя, приносимого в жертву хатат, и ягненка, приносимого в жертву ола. Если женщина не в состоянии была пожертвовать ягненка, то вместо него она приносила горлицу или голубя.

 

Почему же Тора обязывала женщину принести жертву после рождения ребенка, причем не только ола (жертву всесожжения), но и хатат (жертву за грех)?

Цель принесения жертвы ола - выразить благодарность Всемогущему, по великой милости избавившему женщину от опасностей, связанных с родами.

А жертва хатат приносится во искупление провинности по нарушению обета. Когда женщина тяжко страдает во время родов, то, терзаемая болью, она клянется, что никогда больше не будет жить со своим мужем. Но когда ребенок уже рожден, она жалеет об этом обете и нарушает его. Поэтому она нуждается в искуплении.

Но женщина приносит хатат также и за грех, совершенный нашей праматерью Хавой и ставший причиной бед всех последующих поколений. Если бы не грех Хавы, злое начало не вошло бы в души людей, и они жили бы всю свою жизнь в полной непорочности и святости. И продолжение рода было бы тогда у людей чистым деянием - никакие земные желания не сопутствовали бы ему.

Приносимая родившей женщиной жертва ола служит, таким образом, для искупления всякого рода дурных мыслей, а жертва хатат - совершенных грехов; и те и другие происходят из-за греха Хавы.

 

Брит мила (обрезание)

Вместе с законами о роженице в Торе сказано о том, что новорожденному мальчику надо сделать обрезание на восьмой день его жизни.

Обрезание должно совершаться днем, а не ночью, - как и жертвы, которые приносятся лишь в дневное время.

Кроме того, отмечается, что обрезание должно быть выполнено на восьмой день, даже если он приходится на шабат.

Почему обрезание нельзя сделать раньше, чем на восьмой день?

На это есть несколько причин:

1. Ашем повелел, чтобы мы ждали до того дня, когда - как Он знает - ребенку хватит сил перенести операцию.

2. Обрезание подобно жертвоприношению, ибо оно приводит ребенка под крылья Шхины. Поэтому требуется, чтобы ребенок пережил хотя бы один шабат, дабы святость шабата освятила и возвысила его. (По тем же соображениям животные не пригодны в жертву ранее восьми дней от роду.)

 

Определение цараат - заболевания, насылаемого Небом

Обычно полагают, что цараат, о котором говорится в Торе, совпадает с заболеванием, известным под именем проказы, и что Тора предписывает методы пресечения заразы. Однако эта мысль основана на ошибочных предпосылках: описанные в Торе симптомы цараат - это не симптомы проказы. И лечение, предписанное Торой, не согласуется ни с какими правилами медицины или гигиены.

Рав Гирш отмечает следующие очевидные различия между симптомами обычной проказы и того насылаемого Небом заболевания, которое имеется в виду в Торе. (Он также цитирует Сфорно, бывшего врачом, который тоже утверждает, что две эти болезни совершенно различны.)

- Проказа начинается с опухания и потемнения кожи, а цараат не вызывал никакого опухания, и пораженные им участки кожи становились белыми.

- Самая злая из известных форм естественной проказы, согласно закону Торы, вовсе не создавала нечистоты.

Более того, предписанные Торой распознавание и лечение цараат не соответствуют показаниям медицины.

- По закону Торы, если на пораженном месте появляется хоть сколько-нибудь живого мяса, то это не признак улучшения, а наоборот, знак нечистоты!

- С другой стороны, если живое мясо исчезало и вместо него на том же месте снова появлялся цараат, то Тора объявляла это признаком чистоты.

- Коэн не обследовал, как делал бы врач, складки тела человека, пораженного болезнью. Только по внешнему виду открытых частей тела основывал он свое решение относительно чистоты и нечистоты.

- Прежде чем коэн начинал обследование дома, пораженного, как подозревали, язвой, оттуда выносили все вещи, дабы они не стали оскверненными, если дом будет объявлен нечистым. Ставить на общественную территорию предметы, которые, вполне возможно, заражены, - это, конечно, противоречит любым санитарным нормам.

- Во время свадеб, в шабат или в праздники, когда толпы людей стекались в Иерусалим, ни единого заболевшего не подвергали осмотру.

Если бы в Торе шла речь об обычном инфекционном заболевании, то естественно было бы, чтобы обследование проводилось во время скоплений людей, когда вероятность заражения наиболее велика.

- Более того, в Иерусалиме - месте массового паломничества - ни один дом вообще не мог быть объявлен нечистым.

- В городах, не обнесенных стеной, пораженному цараат разрешалось оставаться внутри города.

- Ни один нееврей вообще не мог стать нечистым; его не осматривали и не изолировали. Согласно алахе, он не подвергался осмотру даже в том случае, если был обращен в иудаизм в то время, когда болезнь уже проявилась.

Все это показывает, что речь не идет об обыкновенной болезни, и, чтобы избавиться от нее, требуется обращение не к помощи медицины, но к Торе.

Нет, эта болезнь появилась в еврейском народе во времена Храма как знак особого Промысла Ашема. Она проявлялась в белых пятнах, появляющихся и на коже грешника, и на стенах его дома, на его утвари и одежде, - явное чудо! Цараат приключался из-за определенных прегрешений. Избавиться от него можно было только с помощью духовных усилий - покаянием и самоисправлением.

 

Прегрешения, которые влекли за собой цараат

 

В мидраше перечислены десять прегрешений или проступков, за которые еврея поражал цараат.

Эти десять прегрешений настолько серьезны, что раскаяние в них связано с большими трудностями. Поэтому только ужасные страдания, причиняемые цараат, способны побудить грешника покаяться и облегчить свою огромную вину. Вот эти десять прегрешений:

1) Служение идолам.

Запрет идолопоклонства относится к служению идолам на деле и в помыслах.

(Сюда входит также изучение еретической литературы и любой философской системы или культа, чуждых Торе.) Если уж мысли какого-нибудь человека приняли дурное направление, то ему очень трудно отделаться от них. Только крутые меры могут подвигнуть его на покаяние. В случае с золотым тельцом поклонившиеся ему тут же были поражены цараат.

2) Прелюбодеяние.

Грех прелюбодейства тяжек не только из-за порочности, присущей самому деянию, но и из-за тех последствий, которые оно может повлечь за собой: рождение мамзера (незаконорожденного ребенка) - это непоправимое несчастье.

3) Убийство.

Хотя Небо и может простить человеку убийство, раскаяние убийцы не воскресит жертву. Поэтому, чтобы убийца получил искупление за свое непоправимое злодеяние, на него насылается причиняющий страдания цараат.

4) Осквернение Имени Вс-шнего.

Это прегрешение влечет за собой суровую кару, ибо род людской существует лишь для того, чтобы освящать Имя Всевышнего. Если мы действуем наоборот, то мы отрицаем самую цель нашего существования. Посему на осквернившего Имя Неба обрушивается цараат - кара, которую считают такой же ужасной, как саму смерть.

5) Возведение хулы на Всемогущего.

6) Обкрадывание людей (например, жульническое завышение цен на продаваемые товары).

Это преступление потому карается цараат, что его почти невозможно загладить, ибо укравший не знает, кому он должен возместить убытки.

7) Совершение человеком действий, превышающих его полномочия.

8) Самомнение.

Наши мудрецы полагают, что порок самомнения стоит в одном ряду с идолопоклонством.

Их можно отнести к одной и той же категории, ибо происходят они от одного и того же ложного воззрения - от предположения грешника, что мир не наполнен Славой Всемогущего.

9) Злоречие.

Грех злоречия обычно наказывался цараат в самой тяжелой форме, потому что тот, кто его совершает, отрицает основные идеи Торы.

10) Дурной глаз, т.е. скаредность и зависть.

Цараат поражал дом скряги как прямое воздействие, мера за меру. Когда люди просили жадного человека, чтобы он одолжил им что-нибудь из еды или вещей, он притворялся, будто у него ничего нет. Поэтому цараат поражал стены его дома, после чего дом надо было очистить от всех вещей, и тогда все люди видели, что жадный солгал им.

Отказ помочь ближнему пищей или вещами навлекает кару цараат, ибо Ашем создал людей для того, чтобы они творили добро друг другу.

Мы указали десять перечисленных в мидраше грехов. Гемара (Аркин 15) добавляет к ним еще одно прегрешение,

-Принесение ложной клятвы.

 

Основные законы о цараат

В нашем тексте упомянуты только главные законы о цараат с тем, чтобы можнобыло разобрался в основах этого вопроса. В действительности же каждая разновидность цараат имела множество особенностей, влекущих за собой неоднозначные алахические решения.

Во времена Храма было так. Если еврей обнаруживал у себя на коже пятна белого цвета (любого оттенка: от белоснежного до просто белого, напоминающего цвет яичной скорлупы), то он должен был быть осмотрен коэном. Коэны были знатоками по определению цараат.

Коэн объявлял человека нечистым, если обнаруживал один из трех признаков:

1. Седые волоски. Заметив на пораженном участке кожи два седых волоска, коэн объявлял обратившегося к нему человека нечистым и подлежащим действию законов изоляции (которые будут разъяснены в следующей главе).

2. Язвы. Если на пораженном участке появляются язвы.

3. Распространение. Если в белых пятнах на коже заболевшего человека не было ни двух седых волосков, ни язв, то коэн заключал его на семь дней в доме, отдаленном от прочих жилищ. Если за это время белые пятна увеличивались или если появлялся один из вышеупомянутых признаков - седые волоски или язвы, такого человека объявляли нечистым и изолировали.

Если же ни один из этих признаков нечистоты не выявлялся, коэн заключал его еще на семь дней. Если и тогда не появлялись признаки болезни, то обследованный проходил полную процедуру очищения (об этом будет рассказано в разделе Мецора) и становился чистым.

Всякий раз, когда человек подвергался обследованию, два признака могли сделать его чистым. При появлении одного из них его изоляция прекращалась. Вот эти признаки:

1. Если после периода заключения цараат распространилась на все тело человека целиком с головы до пят.

2. Если при обследовании коэн обнаруживал, что пятна стали темнее яичной скорлупы.

 

Цараат на заживающей ране (ожоге)

Если человек был ранен или обожжен и на заживающей ране (ожоге) показывались белые пятна, то ему приходилось отправляться к коэну для обследования. И тот выявлял признаки, которые были выше описаны, и принимал решение в соответствии с ними. Если за первую неделю изоляции признаки нечистоты не проявлялись, то пораженный объявлялся чистым.

Законы о пятнах, появившихся на ожоге, тождественны законам о пятнах на заживающей ране.

 

Цараат на проплешине

Если у человека была проплешина на голове или в бороде и на ней появлялись белые пятна, он также шел к коэну. Коэн объявлял его нечистым, если замечал на белом пятне два коротких золотистых волоска. Если таких волосков не было, то человек подвергался недельной изоляции.

Его объявляли нечистым, если к концу недели появлялся один из следующих признаков:

1. Два золотистых волоска на проплешине.

2. Увеличение белых пятен.

Если ничего этого не было, то человека изолировали на вторую неделю и потом искали у него те же самые признаки. При их отсутствии он считался чистым.

 

Цараат на облысевшем затылке (темени)

Белые пятна, появившиеся на полностью облысевшем затылке (темени), также требовали осмотра. Коэн объявлял человека нечистым, если обнаруживал один из признаков:

1. Расширение белых пятен.

2. Возникновение язвы на пораженном участке.

Законы о недельной или двухнедельной изоляции применялись также и здесь, как и при всех вышеупомянутых видах цараат.

Пораженный цараат человек должен был пойти к коэну, чтобы получить нечто большее, чем простой телесный осмотр. Коэны были учителями народа. Они знали, как заставить человека раскаяться. Больше того, коэн от лица грешника обращался к Всемогущему с молитвой (вдобавок к молениям самого больного).

 

Законы изоляции пораженного цараат

Согласно Торе, человек, объявленный нечистым из-за цараат, подвергался действию особых законов изоляции.

Когда евреи пребывали в пустыне, такого человека изгоняли за пределы всех трех станов (кознов, левитов и израильтян).

В Земле Израиля его выдворяли из всякого огражденного стенами города.

К пораженному цараат применялись следующие законы.

- Даже если за пределы стана или города изгоняли ритуально нечистых людей, пораженному цараат не разрешалось селиться с ними - он должен был оставаться в одиночестве.

- Пораженный цараат, в точности как скорбящий по умершему, должен был разорвать свои одежды.

- Он обязан был воздерживаться от стрижки волос. Это также было признаком скорби.

- Он должен был покрывать свои уста. Это было ему наказанием за клевету на других людей. Кроме того, обязанность укрывать и окутывать голову делала его похожим на человека, оплакивающего покойника.

- Встретив кого-нибудь, он должен был возгласить: «Нечистый! Нечистый!», предупреждая тем самым, чтобы встречный не подходил к нему.

Более того, этот возглас должен был призывать людей молиться о его несчастной участи.

- Все законы об изоляции одинаково применялись ко всем, невзирая на лица. Даже царь становился изгоем, когда его поражал цараат.

Законы о цараат, кажущиеся некоторым жестокими, коренятся в Б-жественном сострадании. За свои проступки грешник должен был бы утратить свою долю в Грядущем Мире. Вместо этого Всемогущий применяет к нему строгие законы об изоляции в надежде, что они заставят его заглянуть в свою душу и раскаяться, и тогда он не будет потерян для вечности.

Кроме того, отлучение от человеческого общества равносильно смерти. Поэтому великие страдания пораженного искупали его прегрешения.

Изоляция - это еще и заслуженное наказание мерой за меру для злоречившего. Его слова посеяли ссоры и рознь в народе, и поэтому он заслужил отлучение от других людей.

 

Цараат на одежде или на ткани

Разновидность цараат, поражавшая одежду, куски ткани или любые другие предметы из льна, шерсти или кожи, принимала форму темно-зеленых или темно-красных пятен или их сочетаний.

Когда на предмете появлялись такие пятна, то его показывали коэну. Коэн на семь дней откладывал предмет в сторону, а затем осматривал снова. Если он обнаруживал, что пятна увеличились в размере, он объявлял этот предмет нечистым, и его нужно было сжечь.

Если пятна не распространялись и не изменяли своего цвета, то такой предмет откладывали в сторону еще на семь дней, после чего он опять подвергался осмотру.

Если пятна светлели, коэн объявлял этот предмет чистым. Но если пятна темнели или меняли цвета, то та часть предмета, на которой они находились, объявлялась нечистой и ее приходилось удалять.

Хотя цараат служила наказанием за грех, Ашем в великой милости Своей никогда не поражал этой болезнью сразу самого грешника. Сперва Он посылал предупреждение, поражая цараат стены принадлежавшего грешнику дома и указывая тем самым владельцу, что ему надо срочно раскаяться в грехе. Если грешник пренебрегал этим предостережением, то цараат распространялась на его одежду. Если после этого грешник раскаивался, развитие цараат прекращалось, но если он продолжал упорствовать в грехе, болезнь постигала его самого.

 

Законы о цараат - пример заботы Ашема о нас

Законы о цараат объясняются тем, что случайных событий не бывает. Даже появление волоска на человеческом теле нельзя приписать случайному стечению обстоятельств. Наоборот, он появляется или не появляется в зависимости от того, что предписано Б-жественной Волей. Если человек этого заслуживает, то Ашем посылает ему признаки чистоты, если же нет - нечистоты.

В действительности законы о цараат призваны усилить наше упование на Ашема.

Ховот алевавот перечисляет десять уровней упования; человек в своей жизни обычно проходит каждый, но лишь на последнем он может достичь совершенства.

1. Младенцу знакомо лишь ощущение защищенности и питание, исходящее от матери.

2. Пока ребенок мал, весь мир сосредоточен для него в матери, и он считает ее высшим источником силы и уверенности.

3. Вырастая, ребенок начинает понимать, что его семья, и мать в том числе, зависит от поддержки отца, и он переносит на него свое упование.

4. Подросток более самонадеян. Зачастую он проходит через этап, когда ему кажется, что он - хозяин своей судьбы, что жизнь его сложится в зависимости от выбранного занятия, от его энергии и способностей.

5. Или же он полагается на других людей, считая, что его жизнь определяется ими.

6. Но рано или поздно он понимает, что в жизни есть сферы, не подвластные человеку, как например, неудачи, болезни, личные и общие несчастья и т.д.

7. На более высоком уровне осознания истины человек отказывается подвергать себя опасности ради заработка или заниматься вредным для здоровья ремеслом, уповая на то, что Ашем обеспечит его всем необходимым.

8. На еще более высоком уровне человек вообще не верит в земные причины, понимая, что не они влияют на его жизнь.

9. По мере того, как его понимание углубляется, человек осознает, что одно занятие не принесет ему заработка больше, чем другое, и что все сферы его жизни - имущественное положение, здоровье и прочее - Ашем устроил наилучшим образом. Поэтому он всегда будет благодарить и благословлять Ашема за горести, равно как и за удачи, и никогда не возжелает себе иного жребия.

10. И, наконец, наивысшее совершенство заключается в том, что человек полностью осознает скоротечность земной жизни и всех мирских занятий и понимает, как велик Мир Грядущий, который продлится вечно.

Такой человек существует тем, что размышляет о Величии Ашема, занимается изучением Торы и не напрягает свои силы в мирских делах, ибо уповает на то, что Всемогущий обеспечит его всем необходимым.

Такое отношение к жизни делает человека принадлежащим Миру Грядущему.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.