Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
От насилия – к любви
Тазриа

От насилия – к любви

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:07

Трудно с какой-либо точностью отследить тот момент, когда у человека появляется новая идея, особенно такая аморфная, как любовь. Но у любви есть история. У греков и христиан мы находим разницу между eros и agape: сексуальное влечение и абстрактная любовь к человечеству в целом.

 

В эпоху Крестовых походов появилась концепция рыцарства - кодекс поведения, ценивший храбрость и подвиги, благодаря которым нужно было “завоевать сердце дамы”. Существует романтическая любовь и в романах Джейн Остин, но с условием, что молодой или не очень человек, предназначенный для главной героини, должен обладать хорошим доходом и иметь недвижимое имущество. Все для того, чтобы продемонстрировать “общепризнанную истину, что одинокому успешному мужчине обязательно нужна жена”. В “Скрипаче на крыше” есть момент, где Тевье обращается к своей жене Голде с таким диалогом:

Т: Ты любишь меня?

Г: Я твоя жена!

Т: Я знаю! Но любишь ли ты меня?

Г: Люблю ли я его? Я живу с ним на протяжении 25 лет, я сражалась с ним, голодала с ним. 25 лет моя постель принадлежала ему…

Т: тссс!

Г: Если это не любовь, то что это?

Т: Значит ты любишь меня!

Г: Полагаю, что да!

 

Духовная история человечества частично является историей понятия о любви. И на каком-то этапе возникает новое понятие и в библейском Израиле, которое лучше всего мы можем проследить в отрывке из книги пророка Осии.

 

Осия жил в 8 столетии до н.э. Царство было разделено после смерти Соломона. Северное царство, где жил Осия, после периода мира и процветания погрязло в беззаконии, идолопоклонстве и хаосе. Между 747 и 732 годами до н.э. было не менее 5 царей - результат интриг и кровавой борьбы за власть. Люди тоже стали слабыми: “нет верности, нет доброты, нет и знания о Б-ге на земле; есть только брань, ложь, убийство, воровство и прелюбодеяние; они рушат все границы и убийство следует за убийством”.  

 

Как и другие пророки, Осия знал, что судьба Израиля зависит от его миссии. Оставаясь верным Б-гу, он смог совершить необычайные вещи: выжить в условиях империй и создать уникальное в древнем мире общество, где все были равны под суверенитетом Творца неба и земли. Вероломство было всего лишь еще одной незначительной силой на древнем Ближнем Востоке, шансы которого, кстати, были минимальны.  

 

 

Что делает книгу Осии особо примечательной, так это отрывок, с которого она начинается. Б-г повелевает пророку жениться на проститутке и прочувствовать на себе, каково это, когда любовь предают. Только тогда Осия сможет увидеть предательство народа Израиля с точки зрения Б-га. Б-г освободил людей от рабства, привел их к земле обетованной и что он увидел? Увидел как люди стали забывать прошлое, отстранились от Завета и стали поклоняться каким-то странным богам. Но Он не может отказаться от них, даже несмотря на то, что они отказались от Него. Это удивительная глава, передающая поразительный факт того, что Б-г любит еврейский народ больше, чем он любит Б-га. История Израиля - это история любви между верным Б-гом и его часто неверными людьми. Да, Б-г тоже бывает зол, но Ему не остается ничего кроме как простить нас. Он возьмет свой народ на, в некоем роде, второй медовый месяц и они возобновят свои брачные клятвы:

 

Поэтому я очарую ее сейчас;

Я поведу ее в пустыню

И буду нежно говорить к ней....

Я обручу тебя с собой навеки;

Я обручу тебя в праведность и справедливость,

В любовь и процветание.

Я обручу тебя в верность,

И ты познаешь Б-га.

 

Именно последнее предложение, в котором сравнивается Завет и брак, произносят еврейские мужчины надевая тфилин и обматывая часть его вокруг пальца, как обручальное кольцо.

 

Один из стихов этого пророчества заслуживает особого внимания. Он содержит две сложные метафоры, которые стоит разобрать пошагово:

“И в этот день” сказал Г-сподь,

“Ты назовешь Меня своим мужем;

Ты перестанешь называть Меня своим хозяином”.

 

Это неоднозначная игра слов. Baal в библейском иврите означало “муж”, но в более глубоком смысле “хозяин, владелец, контролер”. Это указывало на физическое, юридическое и экономическое превосходство. Это также служило и именем ханаанского бога, чей пророк Элияху бросил вызов в известном противостоянии на горе Кармель. Баал, часто изображенный в виде быка, был богом шторма, который победил Мота - бога бесплодия и смерти. Баал был дождем, который оплодотворял землю и делал ее плодородной. Религия Баала - это поклонение богу как силе.

 

Осия сравнивает этот тип взаимоотношений с другим словом в иврите, которое используется для обозначения слова “муж” - ish. Здесь он приводит слова первого мужчины, обращенные к первой женщине:

“Теперь это кость из моей кости,

Плоть от моей плоти;

Названа она будет Женщиной (ishah),

Ибо взята была она из Мужчины (ish)”.

 

Здесь отношения между мужчиной и женщиной основаны на чем-то совершенно отличном от власти и доминирования, собственности и контроля. Мужчина и женщина противостоят друг другу и в схожести, и в разнице. Один - образ второго, но в тоже время отдельная личность. Единственные отношения, которые могут связать их вместе без применения силы - это брак, в виде соглашения. Это связь взаимной верности и любви, в которую каждый вносит обещание служить второй половине.

 

 

Это не только радикальный способ концептуализации отношений между мужчиной и женщиной, но и, как предполагает Осия, то, как мы должны расценивать отношения между Б-гом и людьми. Б-г приходит к людям не как сила (шторм, ураган или дождь), а как любовь, и не в виде абстрактной, а глубокой и неизменной страсти, способной пережить любые разочарования и предательства. Осия говорит так: “Израиль может и не всегда относится к Б-гу с любовью, но Он любит Израиль и никогда не перестанет это делать”.

 

То, как мы относимся к Б-гу влияет на то, как мы относимся к другим людям. Это послание Осии; и наоборот: то, как мы относимся к другим людям, влияет на то, как мы относимся к Б-гу. Политический хаос в Израиле в 8 веке до н.э. был тесно связан с его религиозной метушней. Общество, построенное на коррупции и эксплуатации - это общество, где сила преобладает над правдой. Это не Иудаизм, это идолопоклонство - поклонение Баалу.

 

Теперь мы понимаем, почему знаком завета является обрезание - заповедь, данная в недельной главе Тазриа. Чтобы вера была чем-то большим, чем просто поклонение силе, она должна иметь эффект на самые близкие отношения между мужчиной и женщиной. В обществе, основанном на Завете, отношения между мужчиной и женщиной строятся на чем-то более нежном и вежливом, чем простое мужское доминирование, мужская сила, сексуальное влечение и стремление владеть и контролировать. Baal должен стать ish. Альфа самец должен стать заботливым мужем; секс должен быть освящен и закален взаимным уважением. Сексуальное влечение должно быть обрезано и тем самым ограничено, чтобы оно стремилось к наслаждению любовью, а не обладанию.

 

Таким образом появляется неслучайная связь между монотеизмом и единобрачием. Хотя библейское право и не обязывает к моногамии, оно изображает его как нормативное положение с самого начала человеческой истории: Адам и Ева - один мужчина, одна женщина. Всякий раз, когда в книге Генезис патриарх женится на более чем одной женщине - возникают напряжение и тоска. Верность одному Б-гу отражается в верности одному человеку.

 

Слово с иврита emunah часто переводится как “вера”, хотя на самом деле, оно означает “верность, преданность”, именно то обязательство, которое берет на себя человек вступая в брак. Отсюда и для пророков существует связь между идолопоклонством и прелюбодеянием. Именно так Б-г описывает Израиль Осии - Б-г женился на израильтянах, но они, служа идолам, сыграли роль неразборчивой женщины.

 

Любовь мужа и жены - одновременно личная и нравственная, страстная и ответственная - самое приближенное понимание любви Б-га к нам, которое мы можем почувствовать; и это кстати идеальные вариант любви, которою мы должны испытывать к Нему. Когда Осия говорит “И ты познаешь Б-га”, он не имеет в виду абстрактное понятие знания, он имеет в виду интимность и отношения, соприкосновение двух “я” через метафизическую бездну, которая отделяет одно сознание от другого. Такое же значение несет и выражение в иудаизме: “Должен ты любить Б-га всем своим сердцем, всей душой и всем телом”.

 

Иудаизм с самого начала обозначил связь между сексуальностью и насилием, с одной стороны, и между супружеской верностью и общественным строем - с другой. Не случайно ведь брак называется kiddushin - “освящение”. Как и Завет, брак является залогом верности между двумя сторонами, каждая из которых признает целостность другой и уважает ее отличие, даже если они объединяются воедино, чтобы создать еще одну, новую жизнь. Для общества брак несет ту же значимость, что и Завет для религиозной веры: решение создавать любовь, а не власть; богатство или форс-мажор - порождающий принцип жизни.

 

Как духовность - это самые интимные отношения между нами и Б-гом, так и секс - самые близкие отношения между нами и другим человеком. Обрезание - это знак иудейской веры, который объединяет жизнь души со страстью тела, напоминая нам, что обе должны подчинятся смирению, сдержанности и любви.

 

Брит-мила помогает мальчику перейти от Baal к Ish - от доминантного партнера к любящему мужу. Как сказал Б-г Осии - это именно то, чего Он ждет от отношений с Его людьми. Обрезание превращает биологию в духовность. Инстинктивное стремление мужчины к воспроизведению превращается в заветный акт партнерства и взаимного утверждения. Таким образом, это был решающий поворот в человеческой цивилизации, точно как и монотеизм Авраама. И то, и другое - отказ от власти как основы взаимоотношений, присоединение к тому, что Данте назвал “любовью, которая движет солнцем и другими звездами”.    

 

Автор: рав. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Сила доброго слова
Проходите, раздевайтесь!
Полный текст главы "Тазриа"
Брит-мила
Как и когда дают имя девочке