Полный текст главы "Шмот" - Ujew

Полный текст главы "Шмот"

Полный текст главы
Количество просмотров 569 Количество комментариев 0
 

Все потомки Яакова жили в земле Гошен. Пока сыновья Яакова, главы Колен, были живы, сыны Израиля избегали всяких контактов со своими египетскими соседями. Но после их смерти евреи расселились по всей стране, смешиваясь с египтянами и, подражая им.

Следует помнить, что хотя евреи подражали египтянам, их духовные ценности были совершенно различны. В то время как египтяне погрязли в разврате, сыны Израиля сохраняли внутреннюю чистоту, потому что были потомками Авраама, Ицхака и Яакова.

Евреи отличались от египтян четырьмя особенностями:

не давали детям нееврейских имен;

не переходили на язык страны, а продолжали говорить на священном языке;

не одевались по египетской моде;

были добры друг к другу и не предавали своих братьев.

После смерти сыновей Яакова фараон издал закон, запрещающий обряд обрезания, и все евреи, кроме колена Леви, отказались от обряда.

Когда Ашем (Вс-шний) увидел, что ассимиляция прогрессирует, Он изменил отношение египтян к евреям, заставив их возненавидеть сынов Израиля. Появившийся антисемитизм проявился в ряде несправедливых законов, направленных против народа Израиля.

 

Первый декрет фараона: рабский труд

Хотя внешне сыны Израиля приняли египетское идолопоклонство, Ашем любил их, потому что они были детьми святых Колен. Поэтому Он позволил им численно очень увеличиться, а также все еврейские дети выростали сильными и здоровыми.

Египтяне опасались растущего еврейского населения. Но фараон напоминал им о заслугах Йосефа. Симпатия фараона к евреям привела египтян в ярость, и они сместили его, подвергнув унижениям и бесчестию.

Фараон не менял своих взглядов три месяца. Потом он решил, что ему выгоднее согласиться с требованиями знати и объявил, что хочет изменить свою политику по отношению к евреям.

Фараон придумал коварный план, направленный на ослабление сынов Израиля. Он хотел отделить еврейских мужей от их жен и таким образом остановить рост численности евреев. Фараон приказал вывесить в земле Гошен и по всей стране объявления, в которых было сказано: Вы нужны стране! Города Питом и Рамсес срочно нуждаются в обновлении. Их укрепление крайне важно для обеспечения надежного хранения наших национальных богатств. Правительство выделило для этой цели миллионы золотых. Тот, кто подпишет контракт, будет ежедневно получать щедрую плату. Все мужчины и женщины, верные своей стране, добровольно примут участие в этом достойном деле.

В первый день евреи работали с энтузиазмом, и, так как они были физически сильны, дело быстро продвигалось. Вечером солдаты фараона сказали им: «Сосчитайте, сколько кирпичей вы положили сегодня, потому что вы должны будете клаcть столько же кирпичей завтра и каждый день!»

В течение месяца фараон платил всем работникам. Евреи продолжали трудиться, но с египтянами происходило что-то странное: каждый день их становилось все меньше, пока через шестнадцать месяцев не осталось ни одного.

Тогда евреям было сказано, что у царя не осталось денег для оплаты их труда. Евреи возмутились, но фараон направил против них армию надсмотрщиков. Эти стражи порядка должны были следить за тем, чтобы утром все приходили на работу. Они заставили евреев вернуть все деньги, которые те заработали ранее.

Одно из колен сынов Израиля не было взято на эти работы - это было колено Леви. Когда в самом начале фараон вывесил объявления, левиты не явились на строительство, сказав: «Мы все время заняты изучением Торы, и у нас нет времени, чтобы придти!» Фараон оставил их в покое, и они оставались свободными до конца изгнания.

Место расположения городов Питом и Рамсес, которые строили евреи, было выбрано очень хитро. Города были расположены на болоте, где строения все время рушились и тонули. Их строительство никогда не могло быть закончено, как бы усердно ни работали евреи.

Сыны Израиля должны были выполнять рабскую работу не только для фараона: египтяне заставляли их работать в своих домах и на полях после того, как они возвращались со строительства.

Стремясь достичь своей цели - уменьшить количество евреев, фараон приказал, чтобы мужчин всю ночь не выпускали из их рабочих лагерей на полях, а женщины должны были оставаться в городе.

 

Доблесть еврейских женщин

Законы фараона сыграли большую роль в том, что сердца сынов Израиля обратились к Ашему, чем сорок лет наставлений Моше в пустыне. Евреи возвысили свой голос в молитве и раскаялись. Когда жена Амрама родила девочку, она назвала ее Мирьям, что означает «египтяне сделали нашу жизнь горькой», потому что в это время рабский труд стал еще более тяжелым. Но еврейские женщины не сдавались. Они были потомками Сары, Ривки, Рахели и Леи, которые жили ради создания еврейского народа, и они были настроены преодолеть все препятствия.

Когда женщины набирали воду, Ашем делал так, что в кувшины попадала мелкая рыба. Женщины пробирались на поля, омывали своих мужей теплой водой, поили их и кормили рыбой. Они находили слова, ободрявшие их, слова утешения и поддержки. Они рожали детей и были уверены, что Ашем защитит их.

Египтяне были поражены и озадачены. Как же получалось, что еврейский народ продолжал умножаться и процветать?

Фараон приказал уничтожить еврейский народ, однако Ашем решил иначе. И поэтому чем больше мучили народ, тем больше он рос и размножался.

 

Второй декрет фараона: убивать новорожденных мальчиков

Фараон понял, что его план с трудовыми лагерями потерпел неудачу.

Фараон боялся убивать евреев открыто, опасаясь как общественного мнения, так и Б-жьего наказания. Поэтому он стал искать исполнителей своей воли, которые будут убивать младенцев тайно. Он решил позвать еврейских повивальщиц, чтобы дать им это страшное поручение.

Фараон приказал, чтобы две еврейские повивальщицы, Шифра и Пуа, пришли во дворец. Это были не кто иные как Йохевед и Мирьям.

Фараон приказал обеим повивальщицам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, а в живых оставлять только девочек.

Йохевед и Мирьям ушли из дворца, понимая, что, если они не выполнят приказа фараона, их ждет смерть. И все же они не собирались подчиняться ему, потому что они боялись Всемогущего больше, чем земного владыку.

С этого времени они не довольствовались ролью повивальщиц, но следили также за тем, чтобы новорожденные из бедных семей ни в чем не нуждались.

Фараон вскоре обнаружил, что еврейских младенцев не убивают. Он вызвал во дворец Иохевед и Мирьям.

«Вы виноваты в том, что нарушили мой приказ!» - сказал он.

«Еврейские женщины отличаются от египтянок, - объяснила Иохевед. - Еврейским женщинам не нужны повивальщицы во время родов. Нас вызывают лишь потом, чтобы оказать помощь».

Иохевед говорила правду. Еврейские женщины в Египте были праведницами и поэтому рожали безболезненно. Фараон поверил объяснениям и отпустил повивальщиц. Потом, однако, он пожалел об этом и послал солдат в дом Амрама, чтобы арестовать и казнить Иохевед и Мирьям. Но по воле Ашема произошло чудо. Иохевед и Мирьям стали невидимыми, их поглотили стены дома.

Иохевед и Мирьям получили и другую награду: Мирьям вышла замуж за Калева из колена Иеуды, который стал родоначальником династии царя Давида. Иохевед стала матерью Аарона и Моше - прародительницей коэнов и левитов.

 

Третий декрет фараона: бросать младенцев-мальчиков в Нил

Фараон понял, что повивальщицы не помогут ему уменьшить численность евреев.

Он вызвал трех своих главных советников. Это были Билам, известный всем маг, Итро, мудрый философ, и Иов, праведник из земли Уц.

Фараон спросил советников, что, по их мнению, следует делать с евреями. Итро сказал: «Как вы знаете, когда мы пытались в прошлом причинить вред евреям, всякий раз мы оказывались в проигрыше… мы обязаны помнить, что должны быть благодарны Йосефу, и это вынуждает нас отказаться от враждебных планов по отношению к евреям.» Итро заметил усиливающееся неудовольствие на лице фараона и понял, что ему угрожает опасность. Он поспешно вышел через заднюю дверь дворца и, спасаясь от гнева фараона, бежал в Мидиан.

Затем свое мнение высказал Билам. «Из истории известно, что огонь не причиняет им вреда… Мечи не могут убить их… и рабство не действует на них… Насколько я знаю, есть только одна вещь, против которой они бессильны, - вода! Прикажите своим воинам бросать еврейских мальчиков в Нил, чтобы они утонули!»

Фараон хотел знать мнение третьего советника - Иова, но Иов предпочел промолчать, и фараон решил последовать совету Билама.

Когда египтяне узнали об указе, который обрекал на смерть еврейских мальчиков, они возрадовались. Они предположили, что все оставшиеся в живых еврейские девочки достанутся им.

 

Рождение Моше

В то время главой Санхедрина был Амрам из колена Леви. Он был праведником.

Когда новый закон фараона был издан, у Амрама было двое детей, Аарон и Мирьям, и его жена была уже три месяца беременна. Амрам рассудил: «Зачем же нам рожать детей и потом видеть, как их убивают?»

Чтобы показать пример, которому могли последовать все евреи, он объявил о разводе со своей женой. После этого все еврейские мужчины расстались со своими женами. Однако маленькая Мирьям поспорила со своим отцом. «Ты принял более суровое решение, чем фараон, - сказала она.- Закон фараона относится только к мальчикам, ты же препятствуешь рождению и мальчиков и девочек. Фараон может лишить их тела, но их души будут жить в грядущем мире. Ты вообще не даешь их душам войти в мир. Кроме того, я уверена, что указ фараона будет вскоре отменен, а твой указ останется!» Амрам признал правильность ее доводов. Он решил, что Йохевед должна открыто воссоединиться с ним, чтобы все сыны Израиля увидели это. Была поставлена хупа, Аарон и Мирьям танцевали перед ней. Евреи опять последовали примеру Амрама и вернулись к своим женам.

В это время к фараону явились египетские астрологи и объявили: «Мы предвидим, что вот-вот должен родиться избавитель евреев. Мы, однако, не знаем - еврей он или египтянин».

«Если существует вероятность, что спаситель может быть египтянином, - объявил фараон, - то мы должны уничтожать и всех новорожденных мальчиков-египтян в течение ближайших девяти месяцев.»

Так, фараон приказал солдатам бросать в Нил также и египетских младенцев.

Седьмого Адара у Йохевед и Амрама родился сын. Когда он вошел в мир, дом осветился сиянием Шехины. Младенец родился обрезанным, и это было знаком, что он станет праведником.

Амрам и Йохевед назвали своего сына Екусиэль, но он вошел в историю под именем Моше.

В действительности у Моше было десять имен.

Его звали:

1. Еред, что означает: Тот, кто спустил Б-жественную Тору на землю; Тот, кто вернул Шехину; Правитель, потому что Моше был вождем народа Израиля.

2. Авигдор - это имя происходит от слова гедер - ограда. Моше был главой Мудрецов, определивших меры предосторожности, чтобы защитить законы Торы от нарушения.

3. Хавер - это имя означает, что Моше приблизил сынов Израиля к их Отцу Небесному благодаря Мишкану, который он построил (хавер - соединяющий).

4. Ави Сохо, потому что Моше был величайшим из пророков, живших когда-либо (сохо - видение).

5. Екутиэль, что значит учивший сынов Израиля верить и надеяться на Ашема (Екутиэль связано с лекавот - надеяться).

6. Ави Зануах, потому что он преуспел больше, чем любой другой еврейский руководитель после него, в том, чтобы побудить евреев отказаться от идолопоклонства (леазниах - покидать).

7. Товия, потому что когда Моше родился, его мать увидела, что он хорошим (тов).

8. Шемайя, потому что Ашем будет слушать молитвы Моше (шма - слушать).

9. Бен Нетанель, потому что он был тем человеком, которому Ашем дал Тору (натан Кейл - Б-г дал).

10. Леви, потому что он был из семейства Леви. Однако в Торе встречается только имя «Моше».

Пока Моше не исполнилось три месяца, Йохевед удавалось скрывать его от египтян. Но затем она была вынуждена спрятать младенца, чтобы спасти его. Йохевед взяла небольшую корзину и намазала ее изнутри известью, а снаружи смолой, чтобы сделать водонепроницаемой. Она соорудила над ней небольшой балдахин и сказала печально: «Кто знает, увижу ли я хупу моего сына!». Йохевед положила корзину с младенцем у берега Нила. Готовя сына к опасному путешествию, она спросила свою дочь Мирьям: «Как же твое пророчество, Мирьям?» Но Мирьям не потеряла веры. Она пошла со своей матерью к берегу Нила и стала ждать, как Ашем исполнит Свое слово.

У Йохевед были серьезные причины положить корзину в Нил, а не спрятать ее где-нибудь. Она надеялась, что астрологи поймут - спаситель евреев уже брошен в Нил, и тогда египтяне прекратят преследования возможных спасителей. Именно так и случилось - Фараон тут же отменил свой указ, и с этого момента детей больше не бросали в Нил.

В действительности Ашем спас всех еврейских детей, брошенных в реку. Он повелел, чтобы река выбросила их на сушу. И река вынесла их в пустынные земли, где их кормил Ашем, который приказал скале, стоящей с одной стороны от детей, дать им мед, а скале, стоящей с другой стороны, - масло. Эти дети, которые были спасены и выращены Шехиной, позже признали Ашема у Ям Суф и воскликнули (Шмот 15:2): «Это мой Б-г, и я буду славить Его!»

День, когда Моше попал в воды Нила, был шестое Сивана.

 

Моше усыновила Батья

Ашем сделал так, что Моше был спасен не язычницей, а достойной женщиной, перешедшей в еврейство - Батья, дочь фараона, отвергла бессмысленный культ египтян и приняла законы еврейского народа.

Утром Батья пошла к реке помыться, потому что ее одолевала проказа. Вдруг она заметила, что по волнам плывет маленькая корзина, и поняла, что в ней ребенок. «Принесите мне этого ребенка!» - приказала она служанкам. Служанки не выполнили этот приказ. Батья сама протянула руку к корзине, но не могла до нее дотянуться, и ее рука чудом удлинилась на несколько сантиметров, так что она смогла схватить корзину. Как только она коснулась корзины с Моше, проказа, одолевавшая ее, исчезла, и она излечилась. «Это, должно быть, праведный ребенок», - воскликнула она и решила, что вырастит его.

«Ты взяла чужого ребенка, назвав его своим сыном, - сказал Ашем. - За это Я назову тебя Моей дочерью». Поэтому Тора называет ее Батья, что значит «дочь Б-га».

Когда Батья осмотрела младенца, она увидела, что он обрезан и окружен Шехиной. Батья поняла, что это еврейский ребенок.

«Должно быть, он плачет, потому что голоден, - сказала она. - Приведите ко мне кормилицу!» Привели кормилицу-египтянку, но младенец не стал сосать.

Сестра Моше, Мирьям, которая наблюдала эту сцену, предложила: «Можно я приведу вам очень хорошую еврейскую кормилицу?» «Можно», - ответила Батья.

Мирьям побежала домой и вернулась со своей матерью. Принцесса сказала Йохевед: «Возьми его, он твой! (Батья не знала, что эти слова соответствуют истине). Корми его, а я буду платить тебе за это»

Йохевед кормила Моше двадцать четыре месяца, а потом Батья велела привести мальчика во дворец.

 

Маленький Моше во дворце фараона

Батья назвала своего приемного сына «Моше», что значит «тот, кто вытягивает». Ашем сделал так, что Моше вытащили из воды, чтобы он, в свою очередь, спас других.

Двухлетний Моше был так высок и красив, что смотреть на него было удовольствием. Сам фараон любил играть с ним.

Однажды, когда Моше исполнилось три года, фараон сидел за столом с женой Алфренис, министрами и Батьей, которая держала мальчика на коленях.

Моше слез с колен Батьи и подошел к фараону. Он взял корону и возложил ее на свою маленькую головку. Все смотрели, не смея произнести ни слова, только советник Билам вскочил с места: «Вспомните, ваше величество, что я сказал вам про ваш сон!» - воскликнул он. «Он хочет захватить вашу корону и ваше царство! Вам лучше избавиться от него, пока не поздно!»

«Вы все согласны со словами Билама?» - неуверенно спросил фараон министров.

Ангел Ашема сказал устами одного из министров: «Вы можете легко проверить, чем руководствовался этот маленький мальчик, когда взял вашу корону. Возьмите алмаз и блестящий кусочек угля и поставьте перед ним. Если он потянется к алмазу, а на уголь не обратит внимания, мы будем знать, что его действия продиктованы умыслом и хитростью. Если же он возьмет уголь, значит мальчик тянется ко всему блестящему, как все дети».

Принесли алмаз и уголь, и весь двор в напряжении ждал, что же произойдет. Маленький Моше посмотрел на оба предмета, хорошо понимая, какая между ними разница. Он не собирался выбрать кусок угля. Моше протянул руку, чтобы взять алмаз, но Ашем помешал этому. Он послал ангела Гавриэля, чтобы подтолкнуть руку Моше к углю. Моше взял уголь, положил в рот и обжег себе губы и язык. С тех пор ему было тяжело говорить.

То, что Моше взял уголь и обжег язык, не было случайностью. Ашем хотел, чтобы тот, кто передаст народу Тору, был плохим оратором. Только когда на него нисходила Шехина, Моше говорил хорошо. И люди тогда понимали, что слова Моше не были его собственными. Он был просто посредником, передававшим слова Ашема.

 

Моше разделяет тяготы своих братьев

Фараон признал исключительные способности молодого Моше и назначил его своим управляющим.

В роскошном дворце фараона Моше мог жить легко и приятно. Но как только Моше узнал о своем еврейском происхождении, он каждый день уходил из дворца, чтобы навестить своих братьев в трудовых лагерях.

Делая вид, что помогает египетским надсмотрщикам, Моше переносил тяжелые грузы с сынами Израиля. Моше придумал, как облегчить участь своих братьев. Он пришел к фараону и сказал: «Я замечаю, что вы обращаетесь со своими рабами неразумно… Вы намного увеличите производительность своих рабов, если позволите им отдыхать один день в неделю.»

«То, что ты говоришь, верно, - ответил фараон. - Распорядись, чтобы им давали отдыхать один день в неделю». И Моше приказал, чтобы евреи отдыхали каждый Шабат.

С этого времени в Шабат сыны Израиля были свободны от рабского труда. Они проводили время, изучая свиток, содержащий обещание, что Ашем в конце концов освободит их.

Однажды Моше оказался свидетелем страшной сцены. Египетский надсмотрщик жестоко избивал еврея. Моше не мог понять, что побудило египтянина поступать так. На Моше снизошел Дух святости, и он понял, что Датан, который подвергался жестоким побоям, был еврейским урядником, который должен был наблюдать за работающими евреями. Надсмотрщику понравилась жена Датана и он над ней надругался. Опасаясь, что его накажут за содеянное, надсмотрщик снял Датана с должности урядника, бросил в трудовой лагерь и теперь жестоко избивал его, рассчитывая убить.

Моше обдумал, какого наказания заслужил египтянин за его преступление, и пришел к выводу, что он должен быть предан смерти. Моше судил его по законам сыновей Ноаха, предусматривающим смертную казнь за прелюбодеяние.

Моше огляделся вокруг, чтобы убедиться, что поблизости никого нет и ни один египтянин не видит его, произнес имя Б-га, и египтянин упал мертвым. Моше засыпал его тело песком. Он просил евреев, видевших это, держать все в тайне.

Когда Моше вернулся в трудовой лагерь на следующий день, он увидел, что Датан, еврей, чью жизнь он спас, затеял ссору с Авирамом, братом своей жены. Датан хотел развестись с женой после того, что случилось, а ее брат решительно возражал. Датан уже замахнулся, чтобы ударить Авирама, когда вмешался Моше. «Злодей! - закричал он. - Почему ты бьешь своего ближнего?»

«Кто ты, чтобы вмешиваться в наши дела? - нагло обратились к Моше Датан и Авирам. - Ты еще слишком молод, чтобы быть судьей! Мы знаем, что ты называешь себя сыном Батьи, хотя на самом деле ты всего лишь сын Йохевед!»

Четыре типа людей названы злодеями: тот, кто поднимает руку, чтобы ударить своего ближнего (даже если он его не ударил); тот, кто берет деньги в долг и не возвращает их; бесстыжий человек; тот, кто провоцирует раздоры.

Датан и Авирам попросили аудиенции у фараона. Они сказали ему, что Моше убил египтянина. За это фараон решил предать его смертной казни.

Палач занес меч над Моше, но Ашем превратил его шею в кусок мрамора. После многочисленных безуспешных попыток принесли другой меч огромных размеров. Вместо того чтобы отрубить Моше голову, меч обрушился на палача и нанес ему смертельный удар. Моше бежал, и фараон отправил своих солдат в погоню, но Ашем поразил их всех слепотой. Так Моше невредимым покинул землю египетскую.

 

Моше в земле Куш

Когда Моше был управляющим во дворце фараона, советник Билам бежал. До него дошли слухи, что Моше собирался его убить. Он странствовал со своими двумя сыновьями, пока не пришел в землю Куш, где в то время шла война. Воспользовавшись тем, что царь Кокенус покинул столицу, чтобы быть в первых рядах воинов, Билам возглавил восстание против отсутствующего государя. Людей убедили речи Билама, они назначили его своим новым правителем, а сыновья Билама стали министрами.

Билам научил жителей земли Куш, как укрепить столицу, чтобы царь Кокенус и его воины не смогли пробраться в город.

Когда Кокенус вернулся с войны, все входы в город были заблокированы. Высокие стены с двух сторон столицы были непреодолимым препятствием, поэтому Кокенус решил, что солдаты на плотах преодолеют преграду и атакуют город. Однако солдаты утонули. Свергнутый правитель попытался вторгнуться в город с четвертой стороны, но там были змеи, и Кокенус потерял сто семьдесят солдат, погибших от их укусов.

Именно в этот момент около города появился Моше и присоединился к свергнутому царю. Кокенус быстро оценил мудрость Моше и назначил его своим советником. Через девять лет Кокенус умер, и Моше стал вождем вместо него.

«Пусть каждый воин поймает молодого аиста, принесет его в свой дом и научит летать!» сказал Моше солдатам.

Солдаты поймали молодых аистов и вырастили их, научив летать. Моше распорядился, чтобы птиц не кормили два дня. На третий день он приказал: «Пусть каждый воин опояшется мечом, оседлает коня и возьмет с собой аиста. Мы ворвемся в город с той стороны, где змеи». Когда они приблизились к городу, Моше приказал, чтобы аистов отпустили. Голодные птицы набросились на змей и уничтожили их. Как только со змеями было покончено, солдаты бросились в атаку. В результате битвы Билам со своими сыновьями бежал обратно к фараону. Моше был объявлен законным царем земли Куш.

Жена прежнего царя, Кокенуса, стала женой Моше. Но Моше, боявшийся Ашема, не приблизился к ней. Сорок лет Моше спокойно царствовал, но когда сын бывшего царя стал взрослым, царица сказала министрам: «Как вы можете терпеть на троне чужеземца, который не разделяет вашего образа жизни и не поклоняется ни одному из богов земли Куш? Пришло время назначить царем моего сына Мунхама!» Министры согласились и короновали на царство Мунхама.

Моше покинул землю Куш с великими почестями и дарами. Ему было шестьдесят семь лет. Моше опасался вернуться в Египет и направился в Мидиан.

 

Моше в Мидиане

Итро бежал из египетского двора в Мидиан. Там он был назначен на самую почетную должность - первосвященником местных богов. Но Итро не хотел поклоняться безжизненным изображениям.

Поэтому он сказал народу Мидиана: «Я слишком стар, чтобы быть первосвященником. Возьмите у меня все культовые предметы, используемые для служения богам. Мне они больше не нужны!»

Мидианиты поняли, что Итро презирает служение их идолам, и в отместку бойкотировали его. Никто не мог жениться на его дочерях, никто не мог помочь ему чем-либо, никто не мог наняться к нему на службу и охранять его овец. Поэтому все его семь дочерей были незамужними. Они должны были пасти его овец, потому что ни один пастух не соглашался работать на него.

Всякий раз, когда дочери Итро ходили к колодцу, чтобы набрать воды для овец, пастухи грубо обращались с девушками и подпускали их к колодцу только тогда, когда все уже заканчивали набирать воду.

Однажды поведение пастухов было более вызывающим, чем обычно, - они толкнули беззащитных девушек в воду. И тут вдруг вмешался прохожий в египетской одежде. Он спас беспомощных девушек и напоил их стада. Пока незнакомец, которым оказался Моше, был у колодца, вода поднималась навстречу ему. Она опустилась до своего первоначального уровня, только когда он ушел.

Итро был удивлен необычно ранним возвращением дочерей. «Почему вы сегодня вернулись так рано?» - спросил он их. Девушки рассказали, что пастухи бросили их в колодец и что их спас незнакомец

 «Почему же вы не привели этого человека в дом? - спросил Итро. - Судя по тому, как вы его описываете, он должен быть одним из потомков Яакова. Пригласите его к нам на трапезу».

Дочь Итро Ципора привела чужестранца. (Имя Ципора - птица - означает, что она была проворна, совершая добрые дела).

Итро расспросил Моше о его прошлом. Когда Итро узнал, что Моше бежал от египетского суда, он из страха перед фараоном решил заточить его в темницу.

Моше был брошен в яму, где он провел десять лет. Все это время его кормила Ципора, которая тайно приносила ему пищу.

Через десять лет она спросила отца: «Не хочешь ли ты увидеть человека, которого ты заточил в темницу десять лет назад?» «Он давно умер с голоду» «Я слышала о величии Б-га евреев, - сказала Ципора. - Он спас Авраама из плавильной печи, Ицхака - от ножа на алтаре, а Яакова - от руки ангела. Он также спас этого человека от меча фараона». Итро послал в темницу гонца, и ему сообщили, что Моше жив и что его застали молящимся Ашему. Итро пришел в восторг. Он приказал, чтобы Моше освободили, постригли, одели и привели к нему в дом.

Когда Моше вышел в сад за домом Итро, чтобы поблагодарить Ашема за то, что Он поддержал его и сохранил ему жизнь, он заметил сапфировый жезл, торчащий из земли. Он вынул его и принес Итро, чтобы узнать, чей он. «Если ты смог сдвинуть этот жезл, то ты, должно быть, его законный владелец! - воскликнул Итро. - Знай, что, согласно астрологическим расчетам, это особый жезл, поэтому я взял его из дворца фараона после смерти Йосефа, которому он принадлежал. Звезды предрекают, что владелец этого жезла спасет евреев из Египта. Никто другой не мог вытащить его из земли».

Жезл был сделан Самим Ашемом, который дал его Адаму. Затем он был передан Шету, а потом АвраамуИцхакуЯаковуЙосефу и Моше. После смерти Моше он был вручен царю Давиду и последующим царям из династии Иеуды.

После всего, что произошло, Итро относился к своему гостю с большим уважением. Моше научил домашних Итро служить Ашему.

Итро потребовал от Моше, чтобы его первенец остался необрезанным. Моше хотел выполнить мицву - иметь детей - и надеялся: Ашем направит события так, что он сможет обрезать своего сына.

Ципора родила Моше двух сыновей. Старшего он назвал Гершом: «Ведь я чужестранец (Гершом происходит от гер - чужестранец), в чужой земле - земле, где все служат идолам, и только я служу Ашему».

 

Ашем открылся Моше в горящем кусте

Мучения евреев в Египте становились все более страшными. В трудовых лагерях мужчины и женщины должны были работать, отдавая все силы. Если они не делали требуемое число кирпичей, египтяне, чтобы заменить недостающие кирпичи, замуровывали в стены еврейских детей.

Фараон заболел, он страдал проказой. И астрологи посоветовали ему принимать ванны из крови детей.

Когда сыны Израиля услышали об этом новом законе, они воззвали к Ашему. Ашем услышал их крик. Он вспомнил свой завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и решил их спасти.

Хотя прошло лишь двести десять лет, а не четыреста, как постановил Ашем, Он решил: двести десять лет рабства и мучений равны четыремстам годам, которые Я назначил им. Я спасу их сейчас. Поэтому Ашем явился Моше, чтобы послать его в Египет.

Однажды, когда Моше пас овец в пустыне, он не мог найти для них подходящего пастбища. Он странствовал в поисках поля, а за ним следовали стада. Моше шел сорок дней, не находя еды и питья, и животные чудом выжили.

Моше заметил горящий куст терновника на горе. Охваченный языками пламени куст не сгорал. Поняв этот особый знак свыше, Моше бросил овец и пошел к нему.

Когда Моше взошел на гору, Ашем воззвал голосом Амрама:

- Моше, Моше!

- Вот я, — ответил Моше. — О чем мой отец просит меня?

- Я не отец твой, — Я Б-г твоего отца и Авраама, Ицхака и Яакова. Я обратился к тебе голосом твоего отца, чтобы ты не испугался.

Как только Моше услышал, что Ашем обращается к нему «Б-г твоего отца», он понял, что его отец скончался. Он знал, что Ашем не присоединяет Своего Имени к именам живущих.

Ашем сказал Моше отправляться в Египет, чтобы выполнить Его волю и освободить евреев из рабства. Однако Моше спорил и возражал, опасаясь быть убитым слугами фараона или непринятым евреями. Также он боялся, что не сумеет вывести за собой людей. Однако Ашем успокоил его, показав, что рядом с Моше всегда будет пребывать Шхина, которая и защити его и всех евреев, идущих за ним.

Ашем продолжал наставлять Моше:

- Предстань перед фараоном со старейшинами и скажи ему: «Ашем, Б-г евреев, Сам явился нам. Пожалуйста, разреши нам отправиться на три дня в пустыню, чтобы мы могли принести жертвы Ашему, нашему Б-гу!»

Ашем открыл Моше, что фараон откажется отпустить сынов Израиля и сделает их труд еще более тяжелым, чем раньше. Ашем сказал в заключение:

- Я поражу Египет Моими казнями, и фараон отпустит вас. Тогда Я выполню Мое обещание Аврааму, и сыны Израиля уйдут из Египта с большими богатствами. Вы так опустошите страну, что она станет как морское дно, где не водятся даже рыбы.

Моше продолжал возражать:

- Но они не поверят мне и не будут слушать меня, они скажут: «Ашем не явился тебе!»

- Почему ты обвиняешь их в неверии? - упрекнул Ашем Моше. - Они будут слушать тебя. Они верующие, сыновья Авраама, о котором написано: «И он верил в Ашема». Ты говорил дурно о моих сыновьях. Поэтому ты будешь наказан предметом, который ты держишь в руке. Брось жезл на землю!

Моше бросил жезл, и он превратился в змею.

- У тебя был злой язык, как у змеи!

Испугавшись, что змея его укусит, Моше убежал. Если бы не грех, заключавшийся в том, что он дурно говорил о народе Израиля, ему нечего было опасаться. Змея не может причинить вреда, - это грехи человека делают его уязвимым к ее укусам.

Как только Моше исполнил приказание, она опять обратилась в жезл.

Этот знак - превращение жезла в змею и змеи в жезл - имел двойной смысл: он был наказанием Моше за его нечестивые речи, а также чудом, которое он совершил, чтобы показать, что он истинный спаситель.

Ашем дал Моше второй знак, сказав: «Теперь положи свою руку за пазуху». Моше так и сделал. Когда он вынул руку, она была белой от проказы. Это был знак, предназначавшийся для сынов Израиля, но это было и наказанием Моше. Он был поражен проказой за свои слова. То, что он положил свою руку за пазуху - в место, скрытое одеждой, было еще одним намеком: Моше совершил тайный грех.

Затем Ашем приказал Моше положить руку за пазуху во второй раз. Как только он вынул ее, рука вновь стала здоровой.

- Я дам тебе и третий знак, и ты сможешь показать все три знака, чтобы доказать, что Б-г трех их праотцов - Авраама, Ицхака и Яакова - явился тебе. Если ты выльешь воду из реки на землю, она превратится в кровь.

Однако Моше все равно отказывался идти. Он стеснялся своего косноязычия и не верил, что люди будут слушать его.

Ашем мог сделать Моше великим оратором. Он специально выбрал Своим посланцем косноязычного человека, чтобы Тора была принята сынами Израиля не потому, что они были захвачены впечатляющими речами оратора, а потому что истинность Его послания говорила сама за себя.

Шесть дней Ашем старался убедить Моше принять роль вождя. На седьмой день Моше предложил:

- Не лучше ли избрать вождем моего брата Аарона? Он уже получил Твое пророчество в Египте на восемьдесят лет. 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.