Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Кто я?..
Шмот

Кто я?..

рав Джонатан Сакс
28 декабря 2017, 03:05

Второй вопрос, который Моше задает Б-гу - это “Кто ты?”, “Чтобы я пошел к израильтянам и сказал, что их отец, Г-сподь, послал меня. Они тут же спросят его имя. Что мне им ответить?”. Б-г отвечает: “Ehyeh asher ehyeh”, что переводится неправильно практически во всей Христианской литературе - что-то вроде “я то, что я есть”. Но этот момент заслуживает отдельной статьи.

Его первым вопросом был “Кто я?”

“Кто я такой, чтобы идти к Фараону? Каким вообще образом я могу вывести израильтян из Египта?” На поверхности вопрос кажется понятным. Моше интересует две вещи - кто я такой, что заслужил такой чести и каким образом я могу добится успеха.

Б-г отвечает на последний вопрос: “Потому что я буду с тобой”. Ты добьешься успеха потому что ты будешь не один. На самом деле я не прошу тебя вообще что-либо делать. Я сделаю это за тебя. Я лишь хочу чтобы ты был моим представителем, моим голосом, моим посланником”.

Б-г никогда не ответил на первый вопрос. Может, в какой-то степени Моше ответил на него сам. В Танахе, самыми достойными людьми, всегда оказываются те, кто больше всего отрицал свое хоть какое-нибудь достоинство.

Герои Торы не похожи ни на каких других героев греческого или любого другого мифа. Они им не предначертано с детства достигнуть славы. Эти люди не обладают тем, что греки называли мегалопсихией - правильным чувством собственной значимости. Они не учились в Этоне или Оксфорде. Они не были рождены, чтобы править. Это были люди, которые подвергали сомнению свои собственные возможности. Было сотни мгновений, когда они хотели сдаться. Моше, Элиягу, Иеремия и еще несколько других, были в таком отчаянии, что они молили о смерти. Они стали образцами морали против собственной воли. Была работа, которую они должны были выполнить, и они ее выполнили. Получается, что в скромности и есть величие. Поэтому Б-г не ответил на вопрос “Почему я”.

Но в этом вопросе есть еще один - “Кто я”. Этот вопрос не обязательно подразумевает интерес к достоинству. Он может касаться и идентичности. Моше один на Горе, призван Б-гом вывести израильтян из Египта, он обращается не только к Г-споду с этими словами, он также адресует их себе. Кто я?

Есть два возможных ответа. Первый: Моше - царь Египта. Его усыновила еще ребенком дочь Фараона. Он вырос в королевском дворце. Он одевался, как египтянин, и говорил, как египтянин. Когда он спас дочерей Джерофа от пастухов, они вернулись к отцу и сказали, что “египтянин спас нас”. Его имя - Моше, было дано ему дочерью Фараона. Предположительно, это египетское имя (на самом деле Моше, как и Рамзес, является древним египетским словом, означающим “ребенок”. Этимология, данная в Торе, говорит, что имя Моше означает “я достал его из воды”). И так, повторю, Моше был принцом Египта.

Второй: он был медианитом. Хоть он и был воспитан как египтянин, ему пришлось уйти. Он построил свой дом в Медиане, женился на местной девушке Ципоре, дочери жреца, и был “доволен” тихой жизнью, работая пастухом. Мы иногда забываем, что он провел там много лет. Он покинул Египет еще маленьким, и ему было уже восемьдесят, когда он впервые предстал перед Фараоном. Он, должно быть, провел большую часть взрослой жизни именно в Медиане, далеко и от израильтян, и от египтян. Моше был медианитом.

Поэтому Моше задает этот вопрос не только потому, что чувствует себя недостойным, но и потому, что чувствует себя не вовлеченным. Возможно он и был евреем по рождению, однако он не пережил судьбу своего народа. Он не воспитывался как еврей. Он не жил среди евреев. У него были хорошия основания сомневаться в том, что евреи признают его и примут как одного из них. Как тогда мог он стать их лидером? А еще лучше - почему он вообще должен думать о том, чтобы стать их лидером? Их судьба была их судьбой - не его. Он не нес за нее ответственности. Он не был замешан в этом.

Более того, когда он пытался вмешаться в их дела, он убил египетского мастера (который убил израильского раба), а на следующий день он попытался остановить двух дерущихся израильтян, и его вмешательству никто не обрадовался. “Кто сделал тебя правителем и судьей?”, - ответили они ему. Это первые записанные слова израильтян, адресованные Моше. Он еще и думать не начал о том, чтобы стать лидером, но его лидерство уже подвергалось сомнению.

Задумайтесь о выборах, с которыми Моше приходилось сталкиваться в жизни. Он мог жить как принц Египта, в роскоши и непринужденности. Хотя даже после того, как ему пришлось бежать, он смог спокойно прожить свои дни в роли пастуха, имея семью. Неудивительно, что когда Б-г попросил его возглавить израильтян, он отказался.

Почему же он все-таки согласился? Почему Б-г был так уверен, что именно он должен возглавить эту миссию? Один намек содержится в имени, которое он дал своему первенцу. Он назвал его Герошом, ибо “я чужак на чужой земле”. Он не чувствовал себя в Медиане как дома. Там он жил, но не бы одним из них.

Но настоящий ключ кроется в более ранних строках: “Когда Моше вырос, он стал ходить к своим людям, он видел их тяжелый труд”. Эти люди были его людьми. Может он и выглядел как египтянин, но он знал, что таковым не являлся.

Раввин Соловейчик назвал это залогом судьбы, это то, что лежит в основе еврейской идентичности по сей день. Есть евреи, которые верят, а есть те, кто нет. Есть евреи, которые следуют заповедям, а есть те, кто нет. Но существует очень мало евреев, которые глядя на боль своих братьев могут развернутся и уйти со словами “Ко мне это не имеет никакого отношения”.

Маймонид, который определяет это как “отделение себя от общества”, говорит, что это один из грехов, за который нам может быть отказано в праве жить в будущем мире. Какой фундаментальный принцип веры? Вера в коллективную судьбу и предназначение еврейского народа.

Кто я - спрашивал Моше, однако, глубоко внутри он знал ответ. Я не Моше-египтянин или Моше-медианит. Когда я вижу, как страдают мои люди, я - Моше-еврей, и не может быть иначе. И если этот факт возлагает на меня ответственность, то я ее возьму. Ибо я тот, кто я есть, и мои люди те, кем они есть.

Это и есть еврейская идентичность, тогда и сейчас.  

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Почему?!
Полный текст главы "Шмот"
Брит-мила
Лидер и народ
Где был Б-г, когда нас убивали?