Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Ошибка одиночества
Шмини

Ошибка одиночества

U-jew
23 августа 2017, 11:07

Из предыдущих недельных разделов мы знаем, что евреи после Исхода из Египта на каком-то этапе скитаний по Синайской пустыне приступили к строительству Переносного храма, построили его, освятили (т.е. подготовили к работе), после чего священники - Аарон и его сыновья - несколько дней проходили особый обряд «вступления в должность». Сколько времени он длился? На этот вопрос отвечает само название недельного раздела «Шмини» - восемь дней.

Священники приносят специальные жертвы, очищая себя и приобретая тем самым «способность» нести храмовую службу. Аарон благословляет народ. Огонь спускается с неба - и «съедает» жертвы, принесенные семьей Аарона. Жертвы приняты - Аарон и сыновья посвящены в священники (теперь говорят - прошли инаугурацию или даже - интронизацию). Отныне эта должность (не звание, а должность, ибо быть коэном, священником в Храме - тяжелая и очень важная работа) закреплена за ними навсегда…

В нашем разделе - несколько тем. Главные из них: введение Аарона в должность; указание о жертвах, приносимых коэнами (священниками); законы кашрута (еврейских законов о дозволенной пище). Но есть здесь маленькая вставка - странный эпизод, рассказывающий о необычной смерти сыновей Аарона.

Произошла эта катастрофа на глазах народа сразу после обряда посвящения, в первый день работы Храма. Такой же спустившийся с неба огонь (как тот, который только что принял их жертвоприношения) вдруг перекидывается на двух из четырех сыновей Аарона - и они погибают. Весь народ (как и мы, читающие Тору) понимает, что Вс-шний убил их за какую-то неисправимую ошибку. Но за какую - об этом в тексте ничего не сказано. Об этом мы можем прочесть только в комментариях и записях Устной Торы.

Согласно первому объяснению, Надав и Авиу, сыновья Аарона, были наказаны за то, что не женились. Не захотели обзавестись семьей. Обо всех наших праотцах, персонажах Торы, говорится, сколько у них было сыновей и как их звали, но про этих двоих - ни слова. Значит, погибли, будучи уже не молодыми, но - все еще холостяками. В то время как Тора высказывает прямое повеление: каждый из нас обязан найти себе супругу или супруга. «Не хорошо человеку быть в одиночестве» - это простое правило знал еще первый человек Адам.

Люди должны заселить и освоить землю, созданную Вс-шним. Заселяя ее, заполняя страны и материки, они как бы сотрудничают с Творцом, построившим для них огромный планетарный дом. «Плодитесь и размножайтесь» - с этим призывом Создатель обращается не только к древним обитателям нашего мира, но и к любому человеку во все времена. «Плодитесь» сказано каждому, что означает - воспроизводите следующее поколение. «Размножайтесь» сказано мужу и жене, что подразумевает - оставьте после себя больше двух детей.

Евреи это правило понимают буквально: недопустимо, чтобы мужчина или женщина оказались вне семьи, бобылями. Еврей и еврейка обязаны вступить в брак. Человеку надо найти себе пару - самостоятельно или при помощи общины, других людей, раввинов. Молодым людям помогают родители, а тем, чтобы помочь женить взрослых детей, - люди специальной «профессии», шадханы (сваты). Никакого принуждения здесь нет. Молодые люди получают совет, на кого обратить внимание, но они в любой момент могут отказаться. В конечном счете, жить в данном браке предстоит им, а не советчикам.

Наш праотец Авраам, подыскивая невесту для сына Ицхака, отправил на свою родину слугу Элиэзера. Тот привез Ривку (согласившуюся с ним поехать), ее встретил Ицхак. Написано, что сначала сын Авраама ввел Ривку в шатер умершей Сары (женился), а потом полюбил ее. Это очень важный момент - любовь появляется как результат сознательного выбора, не подчиненного страстям и желанию обладать. Там, где главенствует «хочу», всегда есть опасность охлаждения чувств, отчужденности и, как следствие, - развода. Еврейский брак традиционно крепок. В основе еврейской семьи лежит принцип долгой любви, а отнюдь не все сжигающая страсть, которая быстро проходит.

И еще два слова о браке. Испокон веков в еврейском народе считалось, что руководитель (раввин или учитель) должен быть женатым человеком. Тот, у кого нет своих детей, вряд ли с пониманием и состраданием отнесется к чужим детям. Тот, кто не испытывает радостей семейной жизни и не беспокоится о пропитании своей семьи (потому что ее у него нет), вряд ли будет должным образом беспокоиться о нуждах общины.

Собственно говоря, поэтому и пострадали Надав и Авиу. Хотели стать руководителями? По крайней мере, вышли, чтобы от лица всего народа совершить службу в Храме? И при этом не обзавелись семьей? - Тут же спустился с неба огонь и уничтожил их.

«Плодитесь и размножайтесь» - это не просто совет. Это приказ. И его должен выполнить каждый.

Есть еще одно объяснение эпизоду смерти сыновей Аарона. Оно, так сказать, более распространено. Прочтем фразу Моше, которую он произносит, обращаясь к Аарону, сразу же после этой скорбной сцены: «Вина не пей ни ты, ни твои сыновья, когда входите в Храм, - чтобы не умереть. Таков вечный закон во всех ваших поколениях - чтобы различали вы между святым и не святым, между чистым и не чистым».

Вывод, который можно сделать: дети Аарона, скорее всего, вошли в Храм, отведав вина, например, прочтя кидуш над бокалом. А это строго запрещено священникам перед началом их работы в Храме. Возможно, по этой причине еврейский народ воздержан в вине. Воздержан, несмотря на то, что происходит из страны, земля которой не просто славится виноделием, а считается родиной виноградной лозы.

Евреи издревле знакомы с культурой вина, которое лежит в основе выполнения многих заповедей: кидуш (освящение субботы и праздника), авдала (особый ритуал при завершении субботы и праздника), Пурим, Песах (когда надо выпить четыре бокала на Седере). Евреи пьют вино за праздничным столом. Но всегда умеренно, не теряя головы и без крайностей. Ибо знают ему цену. Еще древние мудрецы учили: вошло вино, вышла тайна. Т.е. у этого напитка обманчивая сущность: питье без меры может привести не к радости, а к печали. Развязывается язык, теряется контроль над собой; можно, не дай Б-г, совершить проступок.

Тема вина и его употребления не проста для евреев-выходцев из общин славянских стран. Многие, что греха таить, прожив весомую часть жизни в нееврейском окружении, научились у соседей умению легко обращаться с рюмкой. Но это умение в принципе не свойственно еврейскому народу. Евреи предпочитают веселиться без возлияний, как и подобает мудрой нации.

И еще. Мы упомянули Пурим. Повсеместно считается, что в этот день непременно надо напиться. Дескать, такова заповедь, которую нельзя не выполнить. Но в том-то и дело, что для евреев это, может быть, самая трудная заповедь; другим народам не надо специально говорить: напейтесь, чтобы не отличить Мордехая от Амана, - они и так не отличают…

Что касается практического выполнения пуримской заповеди, то всегда можно выпить чуть-чуть больше обычного, больше, чем конкретный человек выпил бы в обычной ситуации. Не надо ни насиловать себя, ни распускаться. Выпить и вздремнуть полчасика. Когда человек дремлет, он, согласитесь, не замечает разницы между брахой (благословением) Мордехая и проклятием Амана…

Замечание. Еврейский закон запрещает употреблять вино, сделанное не евреями. Запрет сам по себе не очень труден, ибо в большинстве стран легко найти еврейское, кашерное (разрешенное) вино. По крайней мере, проблем с вином для кидуша на субботу нет ни в Америке, ни в Израиле. В крайнем случае, еврей, соблюдающий заповеди, может приготовить вино дома, своими руками. Оно от этого приобретает добавочный вкус: согласитесь, домашнее кашерное вино - это что-нибудь да значит.

 

Составил Реувен Пятигорский

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Спонтанность: хорошо или плохо?
Праздники, которые не всегда с нами
Полный текст главы "Шмини"
Просто сделай это!
Законы разрешенных и запрещенных видов животных