Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Политика свободы
Рээ

Политика свободы

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:11

Изложив общие принципы завета, в недельной главе Реэ Моше обращается к деталям, которые встречаются во многих главах. Долго изучение законов, которые будут управлять Израилем, начинается и заканчивается тем, что Моше создает важный выбор. Вот как он делает это в этой недельной главе:

Видите ли, сегодня я представляю вам и благословение и проклятие - благословение в выполнении заповедей Г-сподних, что я даю вам сегодня; проклятие в невыполнении заповедей, что дал вам ваш Г-сподь, в отказе от его пути и поклонение другим богам, которых вы не знаете.

 

И вот как он заканчивает:

Смотрите, сегодня с поставил перед вами жизнь и добро, смерть и зло … Я призываю небо и землю быть свидетелями того, что я представил вам жизнь и смерть, благословение и проклятие. Поэтому выберите жизнь, которую вы и ваши дети смогут прожить.

 

Маймонид берет эти два отрывка в качестве доказательства нашей веры в свободную волю. Но они представляют собой нечто большее; они также являют собой и политическое заявление. Связь между индивидуальной свободой (о которой говорит Маймонид) и коллективным выбором (о котором говорит Моше) заключается в следующем: если люди свободны, то им необходимо свободное общество, в котором эту свободу можно использовать. Книга Дварим (Второзаконие) представляет собой первую попытку создать свободное общество.

 

Видение Моше глубоко политическое, но уникальное. Это не политика как стремление к власти, не защита интересов или сохранение класса или касты. Это также не политика, которая выражает национальное великолепие. В словах Моше нет желания славы, чести, расширения или создания империи. Моше не говорит людям, что они велики. Он говорит им, что они проявили себя как бунтари, что они грешили, и что их провал в деле с разведчиками принес им дополнительных сорок лет в пустыне. Моше не выиграл бы эти выборы. Он был лидером не того типа. Вместо этого он призывает людей к смирению и ответственности. Мы нация, говорит он, избранная Б-гом для большого экспиремента. Можем ли мы создать общество отличное от Египта, не империю, не разделенное на правителей? Можем ли мы оставаться верными более чем человеческой руке, которая руководила нашими судьбами с того момента, как я предстал перед Фараоном и попросил его о нашей свободе? Мы сможем вершить великие дела, если будем искренне верить в Б-га; не в Б-га, как абстрактный образ, а в Б-га, чьей рукой была написана наша история, в Б-га, которому мы поклялись в верности у горы Синай, в Б-га, который является нашим единственным сувереном.

 

Вся сила, вся власть, все богатство может принадлежать Б-гу, тогда ни одна из этих вещей не сможет отделить нас друг от друга. Мы все одинаково равны в Его глазах. Мы были призваны накормить бедных, привести сироту и вдову, безземельного левита и нееврейского незнакомца в нашу среду, разделить с ними наши праздники и дни отдыха. Мы были призваны создать справедливое общество, которое будет чтить человеческое достоинство и свободу.

 

 

Моше настаивает на трех вещах. Первая - мы свободны. Выбор за нами: благословение или проклятие, добро или зло, верность или неверность. Мы решаем, говорит Моше. Никогда свобода не была столь четко определена не только для человека, но и для нации в целом. Нам не трудно понять, что как отдельные личности мы сталкиваемся с моральным выбором. Выбор - как одна из составляющих ДНК человека.

 

Но сказать такое не человеку, а целой нации - это что-то новое. Протест против бессилия не освобождает нас от ответственности, говорит Моше. Нельзя прикрыться словами “мы ничего не могли поделать”, “нас было меньше”, “мы потерпели поражение”, “это вина нашего лидера/врага”. Нет! Моше говорит о том, что наша судьба в наших руках. Суверенитет Б-га не лишает нас ответственности. Напротив, ставит ее в центр. Если мы верны Б-гу, говорит Моше, мы будем господствовать над империями; а если нет - ни военные силы, ни политические союзы нам не помогут.

 

Если мы предадим нашу уникальную судьбу, если будем поклоняться богами окружающих нас наций, то станем такими же как они. Мы постигнем ту же судьбу - будем страдать от жизни маленькой нации, что живет в эпоху сверхдержав. Не обвиняйте других, не обвиняйте случайность или неудачу в ваших поражениях. Выбор ваш и ответственность лежит исключительно на ваших плечах.

 

Второе, на чем настаивает Моше. Мы коллективно ответственны. Фраза “каждый еврей поручитель другого” является раввинской, но идея уже присутствует в Торе. В иудаизме нет понятия “теории великого человека”, нет ничего из того, что Карлайл назвал “героями и поклонение им”. Судьба Израиля зависит от самого Израиля, всего Израиля - от “глав ваших племен, ваших старейшин и офицеров” до “ваших ведерьев и ящиков с водой”. Это оригинал американского выражения (которая не имеет аналога в словаре британской политики): Мы, народ…

 

В отличии от всех других народов в древнем мире, и по сей день, люди завета не верили, что их судьба определялась царями, императорами, королевским двором или правящей элитой. Она определяется каждым из нас, как моральными агентами, которые отвечают за общее благо. Вот, что имеет в виду Майкл Уолцер в свой книге “В тени Б-га”: политику в еврейской Библии он называет библейским Израилем, почти демократией.

 

Третье, на чем настаивает Моше - это на политике, ориентированной на Б-га. В древнем мире для этого значения не существовало подходящего слова, так что Иосифу пришлось создать его. Он назвал это “теократией”. Однако это слово злоупотреблялось и воспринималось как нечто, что значит правление священнослужителей/священников. Это не то, чем был Израиль. Опять возникает в голове американская фраза. Израиль был “единственной нацией под Б-гом”. Если какое слово и оправдывает видение Второзакония, то это не “теократия”, а номинократизм - “правление закона, а не человека”.

 

 

Библейский Израиль является первым примером попытки создать свободное общество. Не свободное, в современном понимании, в плане свободы сознания. Эта концепция родилась в 17 веке в Европе, на протяжении столетий она была “избита” религиозными войнами между католиками и протестантами. Свобода сознания - это попытка решить проблему того, как люди с совершенно разными религиозными убеждениями могут мирно уживаться друг с другом. Это не та проблема, не тот вопрос, на который может ответить библейский Израиль.

 

Он пытается ответить на другой вопрос: как все могут равно разделить свободу и ответственность? Как можно установить ограничения на власть правителей, которые могут превратить массу людей в рабов - не обязательно в буквальном смысле; это может быть обычная рабочая сила, которую могут использовать для строительства монументальных зданий или для участия в войне, связанной с построением империи. Выдающийся историк 19 века, лорд Актон, справедливо заметил, что свобода в этом смысле родилась именно в библейском Израиле:

Правительство израильтян было Федерацией, которая удерживалась не за счет политической власти, а единством расы и веры; которая была основана не на физической силе, а на добровольном соглашении … Трон был создан на соглашении, а король был лишен права законодательства среди людей, которые не признавали никакого закона, кроме Б-га … Воодушевленные люди, которые непреклонно выступали против узурпаторства и тиранства, постоянно провозглашали, что Б-жественные законы выше грешных правителей … Таким образом, пример еврейской нации установил параллельные линии, на которых была выиграна свобода.     

 

Это прекрасная, мощная и сложная идея. Если Б-г - наш единственный суверен, то всякая человеческая сила делегирована и ограничена. Евреи первыми поверили, что целая нация может управлять собой в свободе и равном достоинстве. Это не имеет ничего общего с политическими структурами (монархия, олигархия, демократия - евреи попробовали их все) и всем, что связано с коллективной моральной ответственностью.

 

Евреи никогда не достигали видения, но никогда не переставали вдохновляться им. Слова Моше бросают нам вызов и по сей день. Б-г дал нам свободу. Так давайте же использовать ее для создания справедливого, щедрого и милосердного общества. Б-г не сделает этого для нас, но он научил нас как это сделать. Как сказал Моше: “Выбор за нами”.

 

Автор: рав. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Полный текст главы "Рээ"
Место, которое изберет Г-сподь
Законы запрета смешивать молочное с мясным
Иллюзия выбора
О супе и верном выборе