Влияние и сила - Ujew

Влияние и сила

Влияние и сила
Количество просмотров 14 Количество комментариев 0

Зная о своей смерти, Моше обращается к Б-гу с просьбой назначить преемника:

Пусть Г-сподь, Б-г всех душ, назначит человека над этими людьми, чтобы он шел перед ними, чтобы выводил их и вел, чтобы люди Г-спода не были как овцы без пастуха.

Это весьма дальновидный и самоотверженный жест. Раши комментирует: “Это хвала праведникам - даже когда они собираются покинуть этот мир, они отставляют в сторону свои личные нужды и думают о потребностях общины”. Великие лидеры думают о далеком будущем. Они заинтересованы в преемственности и продолжении их дела. Так было и с Моше.

Г-сподь велит Моше назначить Иеошуа бин Нуна, “человека, в котором есть дух”. Он дает ему четкие указания о том, как организовать преемственность:

Возьми Иеошуа … человека, в котором есть дух, и возложи на него свою руку. Пусть предстанет он перед Элазаром, священником, и всем собрании; в их присутствии назначь его на должность. Отдай ему часть своей власти, чтобы вся израильская община повиновалась ему … По его слову он и весь народ еврейский будет выходить и входить.

Здесь видны три действия: 1) Моше должен был возложить свою руку на Иеошуа; 2) Иеошуа должен был предстать перед священником и общиной; 3) Моше должен дать ему “часть его власти (me-hodecha)”. Каково значение этого трехэтапного процесса? Что он говорит нам о природе лидерства в иудаизме?

Есть увлекательный мидраш о первом и третьем действиях:

И возложи на него свою руку - это как зажигать одну свечу от другой. Дай ему часть своей власти - это как переливать один сосуд в другой.

В этих загадочных словах скрывается основополагающая истина о лидерстве.

В книге “О духе законов” Монтескье, один из великих философов Просвещения, изложил свою теорию о “разделении власти” на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. За этим стоит забота о будущей свободе, если власть сосредоточена в одном источнике:

Свобода процветает не потому, что у людей есть естественные права, и не потому, что они восстают, когда их лидер толкает их слишком сильно. Она процветает потому, что власть настолько разделена и организована, что каждый, кто соблазнится ее злоупотреблением, встретит на своем пути юридические ограничения.

Источником Монтескье была не Тора, однако в стихе пророка Иешаягу есть удивительно похожая идея:

Ибо Г-сподь - судья наш, Г-сподь - наш даритель законов, Г-сподь - наш царь; Он спасет нас.

Это тройное разделение можно также найти и в книге Дварим, в отрывке, который говорит о различных руководящих ролях в древнем Израиле: царь, священник и пророк. Позже мудрецы говорили о “трех коронах”: корона Торы, священства и царства. Стьюарт Коэн, который написал элегантную книгу “Три короны”, отмечает, что “то, что вытекает из (библейских) текстов - это не демократия во всей политической системе, а отдельное понятие разделения власти на самых высоких ее уровнях. Ни Тора, ни ранние раввинские писания не выражают никакой симпатии к системе правления, в которой один орган или группа обладает монополией на политическую власть”.

Трехступенчатый процесс, посредством которого Иеошуа должны были назначить на должность, связан с тремя типами лидерства. В частности, второй этап, “Пусть предстанет он перед Элазаром, священником, и всем собрании; в их присутствии назначь его на должность”, имел связь с тем, что сам Моше не был священником. Его преемник должен был быть официально признан представителем священства, Элазаром-первосвященником.

Власть и влияние часто воспринимаются как одно и тоже: те, у кого есть власть, имеют влияние, и наоборот. На самом деле это совершенно разные вещи. Если у меня есть абсолютная власть и я решу разделить ее с еще девятью другими, то у меня останется лишь 1/9 часть той власти, что у меня была. Если у меня есть определенное влияние, то его количество не уменьшится, если я разделю его с другими. Даже наоборот, количество увеличится - вместо одного человека, излучающего влияние, есть теперь целых десять. Власть работает делением, влияние - умножением.

Моше занимал две должности. Он был функциональным эквивалентом царя. Он принимал ключевые решения относительно людей: как они должны быть организованы, какому пути следовать во время путешествий и с кем вступать в войну. Кроме того, он был и величайшим пророком. Он нес слово Б-га.

У царя была власть. Он правил. Он принимал военные, экономические и политические решения. Те, кто не подчинялся ему, могли столкнуться с возможным наказанием в виде смерти. У пророка не было никакой власти. Он не командовал никакими батальонами. У него не было способов навязывать свою точку зрения. Однако, у него было огромное влияние. Сегодня мы едва помним имена царей Израиля и Иудеи. Однако слова пророков продолжают вдохновлять своей явной силой видения и идеалов. Как сказал однажды Кьеркегор: “Когда умирает царь, его власть умирает вместе с ним; когда умирает пророк, его влияние только начинается”.

Моше должен был передать обе роли своему преемнику. “Возложи на него свою руку” значит “отдай ему свою роль пророка, посредника, через которого слово Г-спода передается людям. По сей день мы используем это слово - semicha (возложение рук), чтобы описать процесс, при помощи которого раввин посвящает своих учеников. “Отдай ему часть своей власти” относится ко второй роли. Имеется в виду “одари его властью царя, что была у тебя”.

Теперь мы понимаем мидраш. Влияние похоже на зажигание одной свечи от другой. Разделение влияния с кем-то еще не значит, что у нас его теперь меньше; напротив, его становится больше. Когда мы используем пламя одной свечи, чтобы зажечь другую, оно не гаснет, у нас просто становится больше света.

Передача власти, однако, похожа на переливание воды из одного кувшина в другой. Чем больше власти мы отдаем, тем меньше ее остается у нас самих. Власть Моше закончилась вместе с его жизнью. Его влияние, однако, продолжает жить и сегодня.

Иудаизм имеет амбивалентное отношение к власти. Она необходима. Без нее, как сказал раби Ханина, заместитель первосвященника: “люди бы ели друг друга живьем”. Но иудаизм давно осознал, что (цитируя Лорда Актона) власть способна коррумпировать, а абсолютная власть - коррумпировать абсолютно. Влияние - связь пророка с людьми, учителя с учениками - дело совершенно другое. В этих отношениях растут и развиваются обе стороны.

 

Моше дал Иеошуа свою власть и влияние. Первое было важным для предстоящих политических и военных задач. Но именно второе сделало Иеошуа бин Нуна одной из величайших фигур в нашей традиции. Влияние, просто-напросто, более устойчивое, чем сила.

 

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.